Звуки медные оркестров…

В Гатчине прошел уникальный музыкальный фестиваль медных духовых инструментов – Гатчинский Международный Александр брасс-парад.

Гатчинский музыкальный фестиваль медных духовых инструментов – уникальный творческий проект, который, по замыслу организаторов, призван стать связующим звеном между прошлым, настоящим и, возможно, будущим. Организаторы Александр брасс-парада позиционируют его как возрождение дворцовых музыкальных традиций и, одновременно, как возможность погружения в современное музыкальное творчество – от классики до авангарда.

Александр брасс-парад начался 4 июня с торжественного шествия оркестров по главным улицам Гатчины в сторону дворца. Кстати, возглавил его не кто иной, как «сам» Александр III, выступивший впереди музыкального «войска» на горячем гнедом жеребце, в сопровождении целой свиты придворных. Выбор устроителей фестиваля был неслучайным: дивная традиция медных духовых оркестров расцвела в Гатчине именно при Александре – не только царе-миротворце, но и музыканте.

Музыкальное шествие продвигалось под аплодисменты многочисленных зрителей, многие из которых с удовольствием присоединялись к оркестрантам. Сразу же за «его величеством» маршировали бравые музыканты военного оркестра штаба Западного военного округа, за ними шли военный оркестр Красных казарм города Гатчины и ансамбль медных духовых инструментов Olympic brass. Окруженные восторженной толпой, на ходу импровизировали участники барабанного шоу Drum Time.

Кстати, одновременно играющие оркестры совершенно не мешали друг другу, так как выступали на некотором расстоянии. Единственный минус – естественная невозможность слушать все оркестры одновременно, а играли все действительно прекрасно. Лето, солнце, звуки музыки, улыбки удивления и радость на лицах зрителей – шествие оркестрантов по Гатчине стало замечательным праздником для всех, кто принял в нем участие.

Но вот парад подошел к Дворцовому плацу. «Император», в сопровождении свиты совершивший почетный полукруг вдоль стен Дворца, поднялся на сцену, приветствуя своих «подданных».

По словам директора музея-заповедника «Гатчина» Василия Панкратова, Александр брасс-парад открыл собой череду праздничных мероприятий, посвященных 250-летнему юбилею Гатчинского дворца. Впереди у Гатчины – еще несколько ярких событий под открытым небом, среди которых оперетта «Холопка», опера Вагнера «Тангейзер», Ночь музыки и Ночь света.

Одной из особенностей гатчинского фестиваля медных духовых инструментов стала его концептуальная целостность. Начавшийся сразу же после шествия оркестров галаконцерт на Дворцовом плацу – не просто концерт, а настоящая постановка, большой музыкальный спектакль, автором которого стал художественный руководитель Гатчинского Александр брасс-парада, замечательный музыкант и композитор Вячеслав Гайворонский.

Программу гала-концерта открыл симфонический оркестр Мюзик-Холла под управлением маэстро Фабио Мастранжелло. В его исполнении прозвучала музыкальная мистерия Вячеслава Гайворонского «Закат Европы». Аллегорическую битву Радости и Печали из этого знаменитого произведения Шпенглера показал Санкт-Петербургский театр пантомимы и пластики «Ателье».

Также участие в гала-концерте приняли Михаил Винницкий (тромбон), Вячеслав Гайворонский (труба), Давид Голощекин (флюгельгорн), Николай Странатковский (труба), Аркадий Шилклопер (валторна), знаменитый уличный трубач из Санкт-Петербурга Михаил Тюменцев («Дядя Миша»).

Второй и последний фестивальный день, прошедший в камерном формате, стал прекрасным подарком для настоящих меломанов. 5 июня в обновленных интерьерах Гатчинского дворца прошли сразу два концерта. В Чесменской галерее импровизировали музыканты ансамбля «мистического джаза» «Три «О» под управлением Сергея Летова (Москва). В театрально-концертном зале Дворца в этот же вечер прошел концерт джазовой музыки, участие в котором приняли музыканты знаменитого питерского трио Вячеслава Гайворонского, играющие «креативный авангард», и петербургский ансамбль медных духовых инструментов Olympic Brass.

Остается лишь пожалеть, что первый гатчинский фестиваль медных духовых инструментов завершился так быстро. Конечно, прошел он не без шероховатостей – зрители отметили проблемы со звуком в начале гала-концерта на Дворцовом плацу; те, кому не повезло разместиться в небольшом партере, практически не видели танцоров пластического театра. Может быть, не стоило начинать программу почти трехчасового гала-концерта сразу со сложных авангардных произведений, из-за чего многие зрители покинули «концертный зал» под открытым небом почти сразу. Но, в общем и целом, шоу получилось замечательным, и праздник действительно удался.

Будем надеяться, что Александр брасс-парад станет традиционным событием для Гатчины, год от года радуя прекрасной музыкой и яркими зрелищами жителей и гостей города.