Воздушный бой в Европе выиграли гатчинцы

С 10 по 13 августа в Швеции в городе Орсо проходил чемпионат Европы по авиамодельному спорту в классе моделей Второй мировой войны – воздушный бой ASEC, масштаб 1:12. И в личном, и в командном первенстве наши победили.

Инструктор по авиамодельному спорту Гатчинской автошколы ДОСААФ Владимир Григорьев входил в состав российской сборной.

— Нас в команде было шестеро: трое гатчинцев – отец и сын Голубковы и я, один петербуржец и двое москвичей, – рассказывает Владимир Александрович. – Это взрослые соревнования; собралось около 15 команд со всей Европы, включая Финляндию, Молдавию, Эстонию, Чехию, Словакию и др.

- Каждый выступал с моделями самолетов своей страны?

— Нет, такого условия не было. В чемпионате участвовали все самолеты эпохи Второй мировой, независимо от политики и от того, кто выиграл или проиграл войну – и «Мессершмитты», и ИЛы, и другие. Многим европейским спортсменам – например, шведам, немцам – очень нравится летать на наших ИЛах, а мы, российские спортсмены, предпочитаем японские самолеты KI-61 – эти самолеты в модельном варианте ведут себя лучше, чем настоящие.

Все модели работают на двух типах моторов – на электрических и на двигателях внутреннего сгорания; разрешенный вес – не менее 900 граммов и не более 2 кг.

На чемпионате в Орсо я летал на швейцарском самолете S-36. Это самолеты Красного Креста – они были предназначены для транспортировки раненых. И хотя в войне S-36 почти не участвовал, я имел право его построить. Эти «швейцарцы» оказались великолепны в модельном варианте. И мне удалось на этом самолете с красными крестами внести в копилку российской сборной хорошие очки, которые позволили нам стать чемпионами Европы. Правда, у меня был неудачный полуфинал: меня таранили и сбили – так, что крылья разлетелись в разные стороны, а соперник полетел дальше. Но пострадавший самолет я уже отремонтировал.

- Владимир Александрович, вас послушать, так речь будто и правда идет о настоящем воздушном бое…

— Это и есть воздушный бой, и этот бой идет не на жизнь, а на смерть: тараны, падения, разбивания, уничтожение техники. Участвуют одновременно семь спортсменов в семиминутном полетном времени. К хвостам моделей прицепляются длинные бумажные хвосты, чтобы определить атаку соперника. Если тебе отрубают этот хвост, значит, в тебя попала автоматная очередь. Спортсмены начинают борьбу в секторе видимости, дальность – не более 200 метров, поэтому весь бой происходит перед глазами зрителей– захватывающее зрелище.

Надо попасть по чужому хвосту из креповой бумаги – крылом, винтом, и каждый оторванный кусок приносит сто очков. Возле каждого спортсмена находится судья, который засекает время. За одну секунду полета дается одно очко, в случае падения судья останавливает секундомер. Бывает, что за один бой самолет взлетает и садится, потом снова взлетает. Бывает, такие тараны – одни крошки летят, и моторы разлетаются на куски. Поэтому спортсмен выбирает себе самолет, который ему лучше подчиняется.

- На каком самолете летал чемпион?

— Победитель чемпионата Европы в личном зачете – наш земляк Михаил Голубков-младший – летал как раз на «швейцарце» – S-36, а в финале полетел на ИЛ-2. Михаил лидирует в рейтинге лучших авиамоделистов Европы, участвует практически во всех проводимых соревнованиях и всегда занимает призовые места. Кстати, серебро в личном зачете тоже досталось нам: самый младший член нашей команды – 14-летний Максимилиан Лялис из Петербурга в итоге вышел в финал и занял второе место. Это очень серьезная победа – не каждому дано. Чтобы так виртуозно управлять самолетом с земли, нужен определенный талант. Третье место получил шведский спортсмен.

- В командном первенстве победа также досталась российской сборной?

— Да, мы очень дружно взялись за дело и набрали очки на звание чемпионов Европы. Второе место заняли шведы, третье – немцы. Команда наша награждена медалями, победитель – Михаил Голубков – медалью и кубком.

- Владимир Александрович, новых победителей собираетесь взращивать?

— Обязательно. Сейчас как раз идет набор детей от 10 лет в кружок авиамоделирования, адрес: Красноармейский проспект, д. 4, автошкола ДОСААФ, телефон: 8-981-7573462.