«Пути Святой горы» в Гатчине

В последний день августа в Музее города Гатчины на проспекте 25-го Октября состоялось торжественное закрытие авторской фотовыставки Иеромонаха Савватия (Севостьянова) «Пути Святой горы. От Афона до Валаама».

Ведущая встречи – Елена Федотова, помощник главы Гатчинской администрации по взаимодействию с религиозными организациями, рассказала, что иеромонах Савватий – монах Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. Фотографом он стал еще будучи мирянином и, приняв монашество, продолжил эту работу. Свои снимки отец Савватий делает на старых фотографических аппаратах – на штативах, с серебряными пластинами. Эти аппараты он собрал из разных деталей, найденных в подвалах монастыря – оказывается, история Валаамской фотографической мастерской насчитывает полтора столетия.

По благословению игумена отец Савватий некоторое время жил в скиту на Афоне – есть такая давняя традиция: братия Валаамская отправляется на Афон для духовного и телесного врачевания, для обмена монашеским опытом. И там иеромонах Савватий продолжал делать свои снимки. В итоге мы получили редкую возможность увидеть запечатленные образы монахов, старцев, самой обители, поскольку фотографирование монастырской жизни мирянами не принято.

Люди и лики

В Гатчину выставка прибыла из Петербурга: она проводилась в выставочном зале правительства Ленинградской области в Смольном по благословению епископа Троицкого Панкратия игумена СпасоПреображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря и приурочена к тысячелетию присутствия русского монашества на Святой горе Афон.

Закрытие выставки посетил епископ Гатчинский и Лужский Митрофан: он поблагодарил отца Савватия за этот труд и отметил, что выставка представляет особый интерес для женщин, поскольку Святую гору Афон разрешено посещать только мужскому населению. Своими впечатлениями о выставке поделилась Людмила Сенькина – руководитель приемной губернатора Ленинградской области.

Как рассказала директор гатчинского музея Екатерина Потоцкая, в выставочном зале поместились не все фотографии – примерно, треть. Сотрудники музея отобрали, прежде всего, лица – необыкновенные лица афонских и валаамских монахов, и для полноты ощущений добавили к выставке музыкальное сопровождение – хор Валаамского монастыря: посетители выходили из зала со слезами на глазах.

Когда человек истощается духовно, ему нужно посетить монастырь

На встрече выступил отец Олег – священник Санкт-Петербургского подворья Валаамского монастыря. Он говорил о монашестве, о невидимой связи двух обителей, двух духовных центров: Южного Афона и Северного (есть версия, что преподобный Сергий Валаамский, основавший монастырь на Валааме, был монахом с Афона).

— Благодаря монашеской молитве существует человечество. Когда человек истощается духовно, ему нужно посетить монастырь. Для православных Валаам – духовный санаторий. Здесь можно восстановить утраченные силы.

Монахи – это спецназ церкви

Иеромонах Савватий прибыл на встречу в греческом монашеском облачении – так ходят на Афоне. Свою камеру-обскуру он не привез, потому что добирался из Петербурга на общественном транспорте. Отец Савватий рассказал предысторию этой фотовыставки и, отвечая на вопросы слушателей, поведал историю монастырской фотографии.

— Я восстановил старую традицию, которая была на Валааме. Фотография и на Афоне, и на Валааме появилась, практически, в один год – в 1853-м, вскоре после обнародования изобретения камеры-обскуры в 1839-1840 гг. Русский художник Сергей Левицкий стал использовать эту фотокамеру для своей работы, а у него был друг – Петр Иванович Севастьянов, профессор естествознания Санкт-Петербургской императорской академии наук. Он был известный этнограф, историк и специалист по архипелагам. Севастьянов взял на вооружение камеру-обскуру и стал возить в экспедиции. Когда он приехал на Афон, камерой заинтересовались монахи. Профессор подарил им свое фотографическое оборудование и научил пользоваться. Монахи построили за пределами монастыря над морем целый трехэтажный дом – это была фотографическая мастерская. А Севастьянов вернулся в Россию и поехал на Валаам – на Северный Афон, и опять же с фотоаппаратурой. Валаамские монахи тоже захотели иметь фотомастерскую, и он специально закупил, привез и подарил им оборудование. Так на Валааме появилась фотографическая мастерская в два этажа, и двадцать человек были на фотографическом послушании. До нас дошло имя только одного из них.

Отец Савватий говорил о непростом монашеском пути – о том, как сложно на него ступить, и еще сложнее – на этом пути остаться.

— Я четыре года был на Валааме благочинным. Из моих личных наблюдений и из общения с благочинными других монастырей, статистика примерно такая: пятьдесят человек приходят в монастырь с горячим желанием стать монахами – остается только один. И нет гарантии, что через десять-двадцать лет он не сбежит. Сложно это: киновия (монашеское общежитие), самоотречение. Спрашивают: почему теперь так мало старцев? Потому что мало послушников… Не только в светской, но и в духовной жизни трудно быть впереди, ведь монахи – это спецназ церкви.