100-летний юбилей платформы Татьянино

Сегодня, 15 сентября, исполняется 100 лет со дня ввода в действие платформы Татьянино Варшавской железной дороги.

Заглянем вначале в книгу летописца Гатчины, почетного гражданина города С.И. Рождественского «Столетие города Гатчины. 1796-1896».

Здесь на странице 146 читаем: «Станция Варшавской жел. дор. В 1852 году в августе нанесена была на план Гатчины линия проводимой С.Петербурго-Варшавской железной дороги, с обозначением места для станции «Гатчино», а через два года в мае месяце уже были назначены два ежедневных железнодорожных поезда между Гатчиной и Петербургом, что и вызвало прекращение движения дилижансов между Царским Селом и Гатчиной, открытое в 1838 году».

Далее на странице 195 пересказываются записи из камер-фурьерского журнала за 1858 год: «В конце июля Государь Император Александр Николаевич уехал в путешествие по России и на возвратном пути в конце сентября опять посетил Гатчину. Для встречи Государя 21 сентября прибыли в Гатчину: Императрица Мария Александровна с великим князем Александром Александровичем и другими членами Императорской фамилии. В пятом часу прибыл Государь из Пскова в сопровождении министра Императорского двора графа Адлерберга 1-го и других лиц свиты. Вскоре по прибытии Государя в Гатчину все члены Императорской фамилии и лица свиты разместились в вагонах следовавшего из Пскова поезда и отбыли на станцию Александровку, где его Величество был встречен Августейшей Родительницею Своею. Описанное прибытие Государя из Пскова в Гатчину по Варшавской железной дороге знаменательно тем, что этой поездкой император Александр Николаевич открыл движение пассажирских поездов на этом участке дороги».

Таким образом, жители Гатчины получили удобный и быстрый вид транспорта и возможность совершать поездки не только в Петербург, но и по всей стране, а в 1862 году, после завершения строительства СанктПетербургско-Варшавской железной дороги, даже за границу.

* * *

А город рос, прокладывались новые улицы, строились дома, воинские казармы, различные сооружения. Увеличивалось число жителей, особенно в ингербургской части. Живущие в отдалении от Варшавского вокзала, они стали требовать от железнодорожного начальства построить пассажирскую платформу в районе Малогатчинского переезда и даже придумали для неё название «Багговутово» – от фамилии одного из бывших начальников Гатчинского Дворцового правления, первого почетного гражданина города Гатчины, генерала от инфантерии. Но железнодорожники, ссылаясь на большой уклон дороги в этом месте, сложность и дороговизну работы, отказывались.

Тогда жители Ингербургской части создали комитет, избрав его председателем авторитетного и энергичного человека – старшего врача городового госпиталя, действительного статского советника (чин, соответствующий генеральскому в армии), и, собрав значительное число подписей, отправили письмо более высокому начальству. Через несколько лет железнодорожники уступили. О том, как гатчицы всё-таки обзавелись на Варшавской линии второй платформой, можно проследить по публикациям газеты «Царскосельское дело» (бывшая «Гатчинская неделя»).

«Необходимость платформы»

Война затормозила осуществление проекта сооружения платформы на Варшавской линии у Малогатчинского переезда. Между тем, именно теперь заметно, насколько платформа в данном месте нужна в интересах большинства пассажиров, едущих до Гатчины. Поезда здесь часто останавливаются у семафора, и тогда начинается поспешное выскакивание из вагонов пассажиров наиболее густо населенного района города. Летом это еще не представляет больших неудобств. Теперь же приходится бревном скатываться с опасной насыпи, особенно дамам, нагруженные пакетами они со своею невольною гимнастикою представляют оригинальное зрелище. Было бы смешно, если бы не существовало опасности вывихов и поломок рук и ног.

6 ноября 1915 г.

Платформа

Долгожданная платформа уже совсем готова. Выстроен аккуратный домик, устроены насыпи. Здание обнесено забором, но, несмотря на это, почему-то до сих пор не открыто и неизвестно, когда откроется.

29 июня 1916 г.

Платформа

Платформа, получившая название «Багговутово» – в честь генерала Багговута – откроется вследствие некоторых формальностей только 15 сентября

26 августа 1916 г.

Гатчина

Платформа. Чтобы попасть на платформу «Багговутово» со стороны Константиновской улицы, надо переходить или перепрыгивать целое озеро с грязью, образовавшееся в ямах, окружающих платформу. Неужели нельзя устроить мостки, какие устроены со стороны Малогатчинской улицы, ведь это же недорого стоит.

Большое неудобство представляет также то обстоятельство, что с платформы не выдаются обратные билеты вследствие того, что власти не пользуются платформой.

28 октября 1916 г.

Что касается названия платформы, то оно несколько раз менялось. После Багговутово она стала Татьянино (дату установить пока не удалось), в 1923 году ее переименовали в Солодухино (по имени командира Красной Армии П.А. Солодухина – в 1918 году он строил под Гатчиной оборонительные сооружения против наступающих германских войск, затем воевал на Южном фронте, командовал красноармейскими стрелковыми дивизиями, погиб под Каховкой 3 августа 1920 г., похоронен на Марсовом поле в Ленинграде). В какое время Солодухино переименовали снова в Татьянино, документально установить не удалось.