Таблетки, уколы и постный борщ – основы успешного выздоровления

Таблетки, уколы и постный борщ – основы успешного выздоровления

Пребывание в больнице ассоциируется у нас не только с не всегда приятными медицинскими манипуляциями, но и с питанием, которое многие недолюбливают еще до попадания на больничную койку. Некоторые сразу же договариваются с родственниками о трехразовой доставке привычной домашней еды.


Тем же, кому надеяться не на кого, вынуждены уповать на мастерство поваров больницы. Далеко не всегда пациенты остаются им довольны. Так, в редакцию газеты обратился Борис Миропольский, который провел несколько дней в кардиологическом отделении Гатчинской клинической межрайонной больницы. Борис Сергеевич пожаловался и на ограниченное количество сливочного масла, и на отсутствие сметаны в борще.

Почему сметана не положена пациентам кардиологического отделения, мы узнали у заместителя главного врача по стационарной помощи Азамата Рабидинова, который также рассказал об организации лечебного питания в Гатчинской КМБ в целом.

- Азамат Аликович, каким образом организовано питание пациентов в Гатчинской КМБ? Какими нормами вы руководствуетесь?

— Начиная с 2010 года в Гатчинской КМБ организовано лечебное питание пациентов. Для этого у нас заключен договор со сторонней организацией, которая выиграла аукцион на оказание этих услуг. Индивидуальный предприниматель В.Ф. Сулима занимается приготовлением пищи, исходя из потребностей наших пациентов. Питание в Гатчинской КМБ – трехразовое, меню разработано на семь дней. Фондом ОМС предусмотрено 120 рублей на питание одного человека в сутки.

- Кто проверяет качество пищи?

— Несмотря на то, что ответственность за приготовление завтрака, обеда и ужина для наших пациентов лежит полностью на индивидуальном предпринимателе, с которым у нас заключен договор, в Гатчинской КМБ работают две диетические сестры, которые контролируют весь процесс приготовления пищи, начиная от выдачи продуктов со склада, их приготовления и выдачи приготовленных блюд в отделения.

- Что вы подразумеваете под фразой «лечебное питание»?

— Один из основоположников диетологии и клинической гастроэнтерологии в СССР, профессор Мануил Певзнер разработал систему питания, состоящую из 15 диет в зависимости от группы заболеваний. Ранее 15 диет или «столов» расписывались на каждого пациента.

Приказ Минздрава РФ № 330 от 5 августа 2003 года «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации» упростил эту систему, объединив «столы» в четыре стандартные группы – хирургическую, специализированную, разгрузочную и специальные рационы.

Хирургический стол предназначен для пациентов с заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Разгрузочная диета предусмотрена для пациентов с диабетом, ожирением. Специализированные диеты сопутствуют какому-либо конкретному заболеванию. Так, для туберкулезных больных нужна высокобелковая диета. В специальные рационы, наряду с другими, входит зондовая диета, когда пациента, находящегося в коме, кормят через специальный зонд, чтобы его желудочно-кишечный тракт продолжал функционировать в обычном режиме.

Каждый лечебный «стол» расписан по среднесуточным наборам продуктов, их количеству, калорийности и прочему. Количество некоторых продуктов, таких как овощи, расписано в соответствии с сезонами.

- Для родильного дома и детского отделения предусмотрен отдельный «стол»?

— Нет, но для беременных женщин и маленьких детей дополнительно введен второй завтрак и второй ужин. Как правило, это йогурты, печенье, фрукты.

- Каким образом происходит доставка приготовленных блюд от пищеблока до отделений?

— При Гатчинской КМБ работает специализированная машина, которая занимается доставкой пищевых продуктов. Мы закупили специальные бидонытермосы, в которых развозим по корпусам супы, вторые блюда, компоты. При каждом отделении работает буфетчица, которая работает только с приготовленной пищей и не занимается никакой другой работой, чтобы исключить контакт с возможно зараженными поверхностями.

- Каким образом вы моете посуду? Обрабатываете ли ее специальным раствором?

— Да, в соответствии с СанПиНами посуда после каждого приема пищи проходит три этапа обработки. Сначала очистка от остатков пищи, затем замачивание в дезинфицирующем растворе, потом помывка и сушка. Процесс обеззараживания посуды в течение 40 минут необходим для исключения распространения инфекций.

- Азамат Аликович, поступают ли к вам жалобы от пациентов относительно качества или количества пищи?

— За 2016 год к нам поступило четыре обращения от наших пациентов, из которых только одно было обоснованным. В процессе приготовления супа повара использовали квашеную капусту и в дополнение к этому его посолили. В связи с этим, пациенты хирургического и терапевтического отделений пожаловались на слишком соленый вкус. Это было обусловлено еще и тем, что пациенты этих отделений соблюдают лечебную диету с низким содержанием соли.

После взятия пробы мы согласились с их недовольством. В течение часа повара заменили приготовленное блюдо и накормили пациентов.

Остальные обращения были связаны с недостаточным количеством сливочного масла, хлеба и других продуктов, но мы, как уже сказал, руководствуемся приказом Минздрава РФ № 330, который регламентирует количество тех или иных продуктов, выдаваемых пациентам в сутки.

- Вы проверяете качество и вкус пищи только по запросу пациентов?

— Нет. Перед каждой выдачей пищи заведующая приемным отделением берет пробы каждого блюда и дает или не дает разрешение на его выдачу. В выходные и праздничные дни этим занимается дежурный терапевт. Свое согласие они подписывают в бракеражном журнале. Кроме того, в течение последующих 48 часов в холодильнике пищеблока хранятся пробы приготовленных в этот день продуктов на случай, если пациенту по какимлибо причинам не понравится вкус или качество приготовленного блюда и его необходимо будет проверить в лаборатории.

- Если пациент вегетарианец?

— С таким мы еще не сталкивались. Но в этом случае пациент должен самостоятельно решить, что он будет есть, а что – нет. Тем не менее, мы советуем всем придерживаться той диеты, которую назначают врачи. Гатчинская КМБ – это лечебное учреждение, а не санаторий или курорт.

- Как вы относитесь к заботливым родственникам, которые приносят вашим пациентам пакеты с едой?

— Это настоящая проблема, потому что пациенты порой сами не осознают тяжесть своего заболевания. Поступив к нам, в первые сутки они, как правило, выполняют все предписания врача, в том числе и по диете, но как только идут на поправку, сразу же допускают погрешности в еде.

Так, недавно одной пациентке родственники принесли тушеную капусту с сосисками, которую в ее случае употреблять в пищу было категорически запрещено. Капуста вызвала активную перистальтику, и у пациентки началась кишечная непроходимость, которая могла обернуться серьезной операцией. К счастью, все обошлось. Второй бич, с которым мы пытаемся бороться, это скоропортящиеся продукты, которые оседают в тумбочках наших пациентов.

Мы прекрасно понимаем, что хочется съесть что-нибудь вкусненькое, соленое, перченое и прочее. Но лечебное питание именно так и называется, потому что является неотъемлемой частью лечебного процесса.

…Мы не стали ограничиваться беседой и решили самостоятельно понаблюдать за тем, как готовят пищу для пациентов Гатчинской КМБ.

Здание пищеблока располагается напротив административного корпуса больницы. Небольшая кухня изначально была предназначена только для хирургического отделения. Позже повара начали готовить завтраки, обеды и ужины на этой кухне для пациентов всех отделений.

Несмотря на довольно скромный размер пищеблока, все необходимые помещения в нем присутствуют в том размере, в котором их регламентирует СанПиН. Речь идет о складском помещении, комнате для хранения посуды, лифтовом оборудовании, зоне для приготовления пищи. Все продукты на складе имеют необходимые сертификаты качества и выдержанный срок годности. Регулярно работу пищеблока Гатчинской КМБ проверяют представители Роспотребнадзора по Гатчинскому району и Фонда ОМС.

В пищеблоке работают четыре повара, по два – в каждую смену. В шесть утра они уже приступают к приготовлению завтрака, чтобы в восемь утра пациенты могли отведать каши и спокойно отправиться на медицинские процедуры, предусмотренные их лечением.

Как только заканчивается завтрак, повара уже моют котлы для приготовления обеда. Несмотря на то, что в день они варят более 150 литров супа, их профессионализм уже позволяет делать это за полтора-два часа.

В зоне приготовления пищи все чисто и аккуратно, а главное, ничего лишнего. Обоняние приятно щекочет запах борща, сваренного в трех вариантах в зависимости от номера лечебного стола. Рядом на плите уже ждут своей очереди молочный суп с геркулесом, куриный бульон. В печке томится курица и мясное суфле. В больших кастрюлях сварена гречка.

Благодарности от сытых пациентов располагаются на стене рядом с лифтовой шахтой. Маленькие пациенты Гатчинской КМБ смешным детским почерком оставили поварам свои пожелания и слова признательности. Особенно привлекло внимание одно: «Спасибо большое! Было очень вкусно! Особенно буфетчица!» Видимо, все было действительно очень вкусно.

Кстати, к маленьким пациентам в больнице особое отношение. Тем, кому приходится оставаться в больнице на праздники, повара готовят небольшое праздничное застолье, состоящее из йогуртов, печенья и фруктов.

Корреспонденту «Гатчинской правды» также удалось попробовать на вкус диетический борщ без мяса. Без тени сомнения могу сказать, что он был очень вкусным. На личный вкус – немного без соли. Сметаны бы тоже хотелось добавить, но на то он и лечебный борщ, чтобы не только вкус услаждать, но и организму помогать скорее выздороветь.