Голландец с русской душой

В Королевстве Нидерландов живет журналист Ремко Рейдинг, делом жизни которого стал поиск родственников пропавших без вести советских солдат. В октябре Ремко провел открытый урок в 10-м классе Гатчинской гимназии им. К.Д. Ушинского.

Необычный голландец на необычном уроке рассказал гатчинским подросткам о «Советском Поле Славы» – мемориальном захоронении в Амерсфорте и Лесдене (Королевство Нидерландов), где покоятся погибшие в годы Второй мировой войны советские воины. Результатом 18-летней исследовательской работы Ремко Рейдинга стала идентификация 199 могил советских солдат и организация поездок в Королевство Нидерландов их родственников из России, Украины и Казахстана.

Мемориал, куда после войны был перенесен ряд захоронений советских воинов, официально открыт министром обороны Нидерландов 18 ноября 1948 года. В настоящий момент там похоронены 865 жертв Второй мировой войны из Советского Союза. В том числе военнопленные, погибшие на территории Германии.

Представленный ученикам Гатчинской гимназии им. Ушинского видеофильм, как и переведенная на русский язык книга Рейдинга «Дитя Поля Славы», повествует о красноармейцах, похороненных в Нидерландах, и проводимых им непростых, но столь важных поисках их родственников.

Как с удовлетворением заметил Ремко, ученики пришли на встречу подготовленными. Прочитали все, что есть в Интернете о нем, и его статьи. Конечно, один из первых вопросов – о мотивах. Да, он сам рано остался без родителей, но только ли в этом дело?

- Расскажите, зачем вам это нужно? С чего все начиналось?

— Решение было принято в правильный момент. Раньше или сейчас это было бы уже сложно сделать.

Двадцать лет назад приехал в вашу страну по студенческому обмену между факультетами журналистики. С детства любил спорт и хотел об этом писать. А вот судьба сложилась по-другому…

Для меня ваша страна это был другой мир. И я влюбился в него.

Вернулся домой и с удивлением обнаружил неизвестное кладбище на окраине родного города. Сначала двигало юношеское любопытство. Хотел стать журналистом, нужна была яркая тема, а это было интересно. Потом к этому добавились амбиции. Искал дело жизни, а это шанс сделать что-то новое, чем еще никто не занимался. А потом уже не мог отступиться. Позже к этому добавился еще один мотив – моральный долг. Я начинал в свободное от работы время и на свои деньги. Сейчас это – постоянная работа.

- Что думают у вас о русских?

— Заблуждений много везде: у нас – что в России медведи по улицам гуляют, у вас – что в Голландии все сплошь «травку» курят. Я же уверен, что везде есть хорошие и плохие люди.

Жил в России восемь лет. Точнее не в России, а в Москве. Как и русские, разницу понимаю. В Москве работал в спортивном отделе и постепенно сам менялся.

Какими русских вижу лично я? Русские живут экстремально, ярко. А мы иногда не чувствуем, что живем.

- Знают ли простые голландцы о войне?

— Я не политик, говорю, как есть: как писатель, журналист, историк. В школах учебная программа очень насыщенная. К сожалению, о Второй мировой войне рассказывается мало. У нас знают о роли американской армии в освобождении Голландии. И это правильно, ведь так и было. Но в целом об этой войне информации мало. Но интерес к этой теме есть.

Более 100 лекций я прочитал в Голландии. У нас есть фильмы о войне, книги. И есть перспектива организовать работу лучше. В том числе в школах.

- Хотели бы, чтобы сын продолжил ваше дело?

— Дмитрию 14 лет. Сын предпочитает точные науки. Думаю, он сам должен сделать выбор и найти свое дело жизни.

- Чем займетесь потом, когда всех найдете?

— Не думаю, что это возможно. За 18 лет соединил 199 семей. Найти получится не всех: много неизвестных, не хватает информации, перепутанные имена и распространенные в России фамилии. Это трудная работа. Не всегда и не каждый хочет помочь.

Пришло понимание, что это должен делать не только я. Чтобы дело не остановилось, нужно найти единомышленников. Сейчас программа «Могила под опекой» охватывает уже 400 захоронений. Получена поддержка правительства Ленинградской области.

- Были ли у вас сомнения в выбранном пути?

— Признаюсь, были мысли: зачем я это делаю? Сижу днями в архиве, света белого не вижу и думаю о мертвых русских. Но я и получаю от этой работы. В первую очередь, внимание и благодарность. Причем не только от простых людей, но и власти. К своему безграничному удивлению, даже от президента России Владимира Путина получил благодарственное письмо.

Когда вижу родственников на кладбище, которые, наконец, спустя столько лет нашли своих близких, понимаю, зачем я это делаю. Это не передать словами. Два года сижу в архивах, а затем сразу столько эмоций! Вижу, как люди смотрят этот фильм: думают, сопереживают, плачут. Теперь нужно поставить фотографии у памятников, чтобы они не были обезличены. Ведь что собой представляет мемориал – серый камень, имя и фамилия на непонятном для местных жителей языке. А через лица погибших солдат они начнут чувствовать и понимать трагедию войны.