Боец Крутиков нашелся в Пижме… спустя 75 лет

Через два дня поисков отыскалась его 91-летняя сестра, родственники в Мурманске и Санкт-Петербурге.

Великая сила – отзывчивость, помноженная на современные технологии и общие исторические корни.

«В сентябре мы проводили разведку местности, – рассказывает командир поискового отряда «Искра» Андрей Клементьев. – Это обычное поле на окраине деревни Пижма. 22 сентября наткнулись на сильно поврежденный солдатский котелок и крышку от него с надписью «КРУТИКОВ». Когда стали расширять раскоп, на метровой глубине нашли останки бойца и археологическим способом его подняли. В процессе работы была найдена черная эбонитовая капсула – солдатский медальон, где указаны фамилия, имя, отчество бойца. Предположительно, он погиб в боях конца августа – начала сентября 1941 года при обороне г. Красногвардейска (г. Гатчины).

Родственников отыскали буквально за два дня. Нам помог так называемый метод «семи рукопожатий». Как только выложили в социальную сеть данные бойца, сразу получили много откликов. Нам прислали статью из газеты, в которой родственники Крутикова рассказывают, как они пережили блокаду. Именно по этой статье мы нашли родственников в Мурманске. А они в свою очередь младшую сестру Василия Крутикова – Нину Николаевну. Это второй случай, когда мы находим родственников меньше чем за неделю. Обычно поиск идет месяцами и годами».

В деревне Пижма Кобринского сельского поселения на братском воинском захоронении советских воиновополченцев, добровольцев Балтийского судостроительного завода, погибших здесь в 1941 году, 10 ноября 2016 года прошла торжественно-траурная церемония захоронения останков воина, найденного поисковым отрядом «Искра».

Согласно данным медальона – это красноармеец Василий Николаевич Крутиков, 1909 года рождения, уроженец Ярославской области, Даниловский район, дер. Займище. Был указан адрес семьи: г.Ленинград, Володарский р-н, Александровская ферма, 2-я линия, д.62, кв.1, Крутиковой И. Г. Именно мать, Ирина Григорьевна, много лет безуспешно разыскивала своего без вести пропавшего сына Василия Крутикова.

Траурный митинг открыл глава администрации Кобринского сельского поселения Евгений Ухаров: «Вечная память героям, павшим в боях за оборону Ленинградской земли. Память Василия Николаевича будет увековечена на этом мемориале уже 9 мая 2017 года. Хочется сказать слова огромной благодарности всем неравнодушным людям: ребятам из поискового отряда «Искра», Кобринской школе, которая вносит свой вклад в патриотическое воспитание молодежи. Низкий поклон родственникам Василия Николаевича. Мы скорбим вместе с вами».

«У нас подрастает достойное молодое поколение, которое ценит и понимает историю. Передавая правду о войне из поколения в поколение, история живет вечно. А вместе с ней живет память о наших воинах», – сказал заместитель главы администрации Гатчинского муниципального района Сергей Голованов.

«Сегодня у нас радостный и одновременно скорбный день, – обратился к участникам митинга заведующий музеем Красногвардейского укрепрайона Эдуард Брюквин. – Радостный, потому что имя еще одного защитника Родины будет навечно высечено на этих мраморных плитах. Радостный, потому что здесь присутствуют его родные, а это случается нечасто. А скорбный, потому что мы не знаем и вряд ли когда-нибудь узнаем, сколько фамилий еще появится на этих плитах.

Место, где мы сейчас находимся, деревня Пижма, в 1941 году имело стратегическое значение. Передовые части Вермахта группы армии Север старались, но не смогли взять Гатчину (Красногвардейск) в лоб. Им казалось: 50 км до Ленинграда, цель близка. Сказать, что здесь творился ад, – ничего не сказать. Треугольник смерти – Пижма, Пустошка, Красный Хутор. Эти маленькие населенные пункты, о которых никто никогда не слышал, занозой вонзились в сводки штабов Вермахта. «Еще один день таких боев, как бой под Пижмой, и о наступлении на Ленинград можно забыть», – писал немецкий генерал. Эти слова ярко характеризуют злобу и бессилие немцев. Простите, но я так скажу: Василию Николаевичу повезло. У него был солдатский медальон, его удалось прочитать. А сколько тысяч солдат, у которых не было смертных медальонов, остались на полях сражений. И о каждом в архиве только пара скупых слов: «пропал без вести». Один из великих полководцев сказал: «Мы погибли бы – если бы не погибали». Василий Николаевич по зову сердца вступил в ряды Красной Армии и принял неравный последний бой. Он победил. Спи спокойно, Василий Николаевич. Вечная слава тебе, и вечная память».

На церемонии захоронения присутствовала родная сестра Василия Крутикова – Нина Николаевна Большакова и племянник – Михаил Александрович Большаков. Командир поискового отряда «Искра» Андрей Клементьев передал родственникам погибшего солдата личные вещи и посмертный медальон. Под стеклом в рамке – реликвии: семейный снимок, компас, патрон, мундштук, зубная щетка, пустая ампула, несколько монет и пуговиц.

Семья Крутиковых бережно хранит память о своих близких, погибших во время войны. В Интернете размещен рассказ о судьбе отца Василия Крутикова – Николая Архиповича, умершего в блокадном Ленинграде. Результатами своей исследовательской работы делилась внучатая племянница Василия Крутикова.

«Мой прадед, Николай Архипович Крутиков, до войны жил с семьей в Ленинграде, на самой окраине города, точный адрес: Александровская ферма, д. 62, кв. 1. Работал старшим мастером на Кировском заводе. Его жена, моя прабабушка, Ирина Григорьевна, не работала. В семье было пятеро детей: двое старших сыновей, Василий и Федор (он умер до войны от тифа), и три дочери – Анна, Мария (моя бабушка) и Нина. Жилось трудно, за съемную двухкомнатную квартиру приходилось платить немалые деньги (своей-то не было), все время жили в долг, занимая «до получки». Июнь 1941 года. Уже на следующий день после начала войны в Ленинграде объявлена воздушная тревога. Василий Крутиков ушел добровольцем на фронт (он пропал без вести осенью 1941 года под Гатчиной). Началась эвакуация… В Ленинграде осталось трое из всей семьи Крутиковых: мама, отец и их дочь Нина, старшеклассница. А дальше – жизнь в блокадном кольце… В декабре Николая Архиповича не стало. Его похоронили недалеко от дома, на Преображенском кладбище. А его семье удалось эвакуироваться из города весной 1942 года – в Ижевск. В 1946 году семья Крутиковых воссоединилась в Мурманске…».

В Гатчинский район родственники приехали на автомобиле. В районной администрации их встретили, чтобы уже всем вместе отправиться к мемориалу в деревне Пижма.

«Словами не передать, как мы обрадовались, когда позвонил Андрей и сообщил, что найден мой дядя. Жизнь Василия Николаевича была непродолжительной – всего 32 года. Он служил в Кремлевском полку, после службы вернулся в родной Ленинград. Когда началась война, ему давали бронь, но он ею не воспользовался и пошел добровольцем на фронт. Здесь его ждал последний бой. Мы, честно говоря, уже потеряли всякую надежду. Было извещение, что он пропал без вести. Но звонок через 75 лет поисковика Андрея вернул нам уверенность, что мы сможем узнать, где он погиб. Хочу выразить большую благодарность и ребятам-поисковикам, и администрации Гатчинского района, которая очень тепло отнеслась к нам. Василий Николаевич, к сожалению, не оставил детей, он не был женат. Но живем мы с вами. И пока мы живы, память о нем будет с нами. Спасибо вам!».

В последний путь бойца Василия Крутикова провожали местные жители, ученики Кобринской школы, ветераны.

«Помните – не было безымянных героев. Были люди, у каждого свое имя, и муки самого незаметного из них были не меньше, чем муки того, чье имя войдет в историю. Пусть же павшие в бою будут близки нам, как друзья, как родные, как вы сами», – процитировал слова чешского патриота Юлиуса Фучика председатель Совета ветеранов Гатчинского района Иван Гапченко.

Минутой молчания участники траурной церемонии почтили память всех, кто погиб, защищая Родину. После прощальных слов настоятеля церкви Воскресения Христова отца Сергия поисковики предали останки земле. Прозвучал оружейный салют. Через минуту место упокоения бойца Крутикова покрыли красные гвоздики.