Быть или не быть Гатчинскому авиационно-спортивному клубу?

Быть или не быть Гатчинскому авиационно-спортивному клубу?

Гатчинский авиационно-спортивный клуб перестал работать в год своего 30-летия и 90-летия ДОСААФ. А он, к слову, единственный в Ленинградской области работал в системе ДОСААФ. Что случилось?


В интересах военной авиации

История Гатчинской авиации началась более ста лет назад. Для обучения летных кадров в интересах военной авиации в мае 1910 года в Гатчине было завершено строительство первого в России аэродрома при вновь созданном авиационном отделе Офицерской воздухоплавательной школы. Кроме авиационного отдела в Гатчине обосновались первая частная авиашкола С.С. Щетинина «Гамаюн» для обучения всех желающих и школа Первого Российского товарищества воздухоплавания.

С аэродрома Гатчины начался боевой путь большинства воздушных асов Первой мировой войны. Здесь учился основоположник высшего пилотажа Петр Нестеров и оттачивал свое мастерство первый дипломированный авиатор России Михаил Ефимов. На Гатчинском аэродроме проводились опыты и проверки на практике пригодности новых летательных аппаратов для военных и научных целей.

С осени 1914 года по 1915 год военная авиационная школа в Гатчине обеспечивала воздушную разведку и воздушную оборону Петрограда, подчиняясь командующему 6-й армии. В 1915 году авиазвено Гатчинской военной авиационной школы стало одним из основных средств воздушной обороны Петрограда и императорской резиденции в Царском селе.

1 апреля 1918 года Гатчинская школа получила название «Социалистическая авиашкола рабоче-крестьянского красного воздушного флота». В ней развернулась подготовка летчиков советской разведывательной авиации. В годы Гражданской войны отряды из состава Гатчинской военной авиационной школы привлекались для воздушного прикрытия Петрограда.

После эвакуации авиашколы в 1918 году, в связи с угрозой немецкого наступления на Петроград, на аэродроме размещались авиационные части Военно-воздушных сил РККА, в их числе – знаменитая 1-я Краснознаменная истребительная авиационная эскадрилья, в которой служил В.П. Чкалов с 1926 по 1928 годы. 27 июля 1927 года на Гатчинском аэродроме состоялись соревнования, где Чкалов блеснул летным мастерством.

В 60-х годах на месте Гатчинского военного аэродрома началось строительство нового жилого микрорайона – Аэродром. Для продолжения исторических авиационных традиций на Гатчинской земле 1 июля 1987 года был создан Гатчинский авиационно-спортивный клуб (АСК) ДОСААФ планерно-парашютного профиля. В 1988 году, по согласованию с командованием 76-й Воздушной Армии, клуб начал свое базирование и авиационную деятельность на полевом аэродроме «Сиворицы» в селе Никольское, расположенном в 13 км на юго-запад от Гатчины по Киевскому шоссе.

С 2000 года профиль Гатчинского АСК утвержден, как самолетно-парашютно-планерный. За годы своего существования в клубе подготовлены сотни спортсменов-планеристов и спортсменов-летчиков, выполнены десятки тысяч прыжков с парашютом. Подготовлены десятки кандидатов в мастера спорта, мастеров спорта. Из этого клуба вышли «Жемчужины России» - лучшие спортсменки-парашютистки страны: Наталья Золотухина, Ольга Кошкина, Светлана Колесникова, Анастасия Корабельникова, Юлия Миненко, Татьяна Панкратова, Виктория Юревич.

В 2014 году на аэродроме «Сиворицы» проводились международные соревнования по групповой акробатике.

Через тернии… в небо

Сейчас клуб с 30-летней историей, по сути, не работает. Как это случилось, «Гатчинской правде» рассказал инструктор по парашютному спорту, член совета местного отделения ДОСААФ Юрий Григорьевич Потапов.

- Практические занятия в Гатчинском авиационно-спортивном клубе проходили на аэродроме «Сиворицы» в Никольском, а клубная работа – в помещении на ул. К.Маркса, д.16а (напротив швейного училища). Это бывший детский сад, который из-за аварийности здания выселили, а аэроклуб – заселили. Мы привели помещения в порядок и великолепно прожили 6-7 лет. Места хватало всем: и на занятия, и для хранения парашютов, и на их укладку. В левом крыле располагался райком ДОСААФ.

В середине 90-х нас переселили на ул. Рощинскую. Помещение под офис здесь было хорошее, но для авиационно-спортивного клуба – никакое. В такой ситуации вся деятельность переместилась на аэродром в Никольское. В Гатчине остался офис – бухгалтер и начальник штаба, которые занимались бумажками.

После череды очень нехороших, мягко говоря, и достаточно резонансных событий, которые происходили в клубе в конце прошлого столетия, сменился руководитель. Назначили Виктора Глотова, при котором клуб стал подниматься. Военно-патриотического, правда, было мало, тем не менее, клуб действовал: были полеты, были прыжки, летали планеристы, летчики - все не хуже, чем у других. Даже авиационно-спортивные праздники проводились до некоторого времени. И, понятно, чтобы выжить, клуб занимался коммерческой деятельностью.

В 2015 году сменилось руководство областного ДОСААФ. Виктору Глотову пришлось уволиться (почему, это отдельная история). Но с этого момента начались наши беды в глобальном масштабе.

Сначала назначили руководить Гатчинским АСК бывшего командира полка в Сиверском Александра Волкова. Но случилась беда: погиб сын Александр Васильевича – Ромка. Он был командиром того самого ТУ-154, который летел в Сирию и упал в Черное море. Я его знал еще маленьким… Волков был вынужден уволиться и уехать в Москву – там остались внуки.

В настоящее время в Гатчинском АСК не осталось никого. Последним уволился Вадим Алексеевич Богатников – начальник парашютно-десантной и поисково-спасательной служб (ПДС ПСС), как стала называться его должность в последнее время, подполковник запаса Сиверского авиаполка. Он опытный парашютист и руководитель. Не знаю причин, почему его нельзя было назначить начальником Гатчинского АСК. Или найти других не менее достойных и опытных руководителей. Можно было бы реанимировать клуб, пока он не дошел до такого состояния, в каком находится сейчас. Что сейчас с помещением на Рощинской, не знаю. Но на аэродроме у нас печальная картина.

 Нужно искать другие пути

Сегодня, по словам Юрия Григорьевича Потапова, Гатчинский АСК, как и еще шесть организаций и учреждений, входит в состав Гатчинского отделения ДОСААФ, которое возглавляет председатель местного отделения ДОСААФ России Гатчинского района Ленинградской области, начальник Гатчинской автошколы ДОСААФ Дмитрий Шустов.

- ДОСААФ является основным исполнителем гособоронзаказа на подготовку специалистов по массовым военно-учетным специальностям. И что касается подготовки призывной молодежи в Гатчине, этим занимается Гатчинская автошкола. В том числе парашютной подготовкой, – рассказывает Юрий Потапов. – Они молодцы. Все делают замечательно, исходя из имеющихся условий и обстоятельств.

Происходит это сейчас так. Военкомат формирует группу призывников для подготовки будущих десантников. Руководство Гатчинской автошколы для выполнения прыжков направляет заявку руководству регионального отделения ДОСААФ: «Просим вас выделить парашютно-десантное имущество согласно списку». На машине едем в Касимово (Всеволожский район) и получаем парашюты. Привозим в Гатчину. Здесь укладываем. Затем прыгаем (где получится) и после этого парашюты отвозим обратно в Касимово. Можно подумать, что это ближний свет. Но в Гатчинской автошколе ДОСААФ парашюты хранить не разрешается, а на аэродроме в Никольском негде.

В мае и начале июня небо над всей Ленинградской областью было закрыто из-за проведения в Петербурге ряда ответственных мероприятий и праздников. Группу призывников мы возили прыгать в Новгород. В любом случае, нужно было куда-то везти. К сожалению, запреты на использование воздушного пространства (кроме рейсов Пулково) в радиусе 120 км от города продолжаются. В эти дни на аэродроме в Никольском все виды полетов, а также прыжки с парашютом, не выполняются.

Сейчас в Ленобласти частники организовали дропзону (площадка, где выполняются прыжки с парашютом) в районе с. Путилово Кировского района. Там в свое время была сельхозплощадка. Клубы сориентировались, и весь народ, который летал у нас в Никольском, теперь переместился в Путилово.

По линии ДОСААФ кроме нас парашютной организации в Ленинградской области и Санкт-Петербурге нет. Частников в расчет брать не будем. Они сами по себе, и у них другие цели.

Раньше в системе ДОСААФ было такое подразделение, как авиационно-технический спортивный клуб (АТСК). Это «симбиоз»

ДОСААФа и какого-то предприятия. В советское время было проще, любой колхоз мог иметь АТСК. ДОСААФ предоставляет технику, инструкторов, а предприятие оплачивает работу согласно штатному расписанию. И было вполне нормально. Сейчас другое время – и нужно искать другие пути.

На пороге реформ?

Это мнение опытного парашютиста. Каково же будущее Гатчинского авиационно-спортивного клуба? В октябре на очередной конференции произошло слияние Ленинградской областной и Санкт-Петербургской организаций ДОСААФ. Теперь это межрегиональное объединение. Значит, пройдут реформы и в местных отделениях ДОСААФ.

- Вероятнее всего, продолжится укрупнение, – считает заместитель начальника по учебно-воспитательной работе Гатчинской автошколы ДОСААФ Александр Сокольников. – В автомобильной деятельности она уже прошла. Тосненский, Волосовский, Лужский и Всеволожский спортивно-технические клубы прекратили деятельность как самостоятельные юридические лица. Административный аппарат в автошколах сократили: оставили по одному человеку, чтобы водить призывников на занятия. Разработана схема выездных классов. По мере комплектования групп занятия проводятся на местах. Остальные организационные вопросы решаются в Гатчине. Таким образом, получается большая экономия средств, в том числе при получении соответствующих лицензий и разрешений. Следующий этап реорганизации – укрупнение в авиационной направленности ДОСААФ.

Сейчас Гатчинский АСК не работает, но официального закрытия не было. Территория аэродрома охраняется. Техника на аэродроме стоит (другое дело, что ее состояние оставим без комментариев), но самолеты не летают, помещения закрыты. В сентябре здесь выполняла прыжки группа призывников, которую мы готовили по «ВУС 100». Это военно-учетная специальность по парашютно-десантной подготовке. Правда, самолет и летчик в этом случае были не Гатчинского АСК.

Кто сохранит бренд Гатчинского АСК?

Мы задали вопрос о перспективах Гатчинского авиационно-спортивного клуба самим гатчинцам. Не было ни одного, кто «за» закрытие клуба. Но при этом каждый говорил, что «все решается наверху». Вроде бы клуб нужен, но втягиваться в это дело никто не хочет. Авиационно-спортивная техника выработала свой ресурс. А где взять новую? По линии автошколы ДОСААФ в этом вопросе есть взаимодействие с Министерством обороны. А где взять годный для эксплуатации самолет?

Чтобы поддерживать бренд Гатчинского АСК – продолжателя летных традиций Гатчины, нужны заинтересованные люди. Когда они были, были и различные источники финансирования. На аэродроме проходили соревнования, показательные выступления и праздники. Мэр города Гатчины Станислав Богданов – планерист-любитель – личным примером пропагандировал занятия авиационным спортом.

Вдобавок к сказанному стоит отметить, что минувшим летом финансовой отчетностью при оказании услуг Гатчинским АСК (прыжки с парашютом в апреле-ноябре 2016 года) заинтересовались следователи. Возбуждено уголовное дело «в отношении неустановленного лица из числа сотрудников клуба», проводятся обыски и другие следственные действия.

Что ждет аэродром «Сиворицы» и сам Гатчинский авиационно-спортивный клуб, покажет время.

Фото Юрия Прокошева