«Все решения – в пользу кадета»

- этот совет Заслуженного учителя России Петра Васильевича Булкина, который больше четверти века руководил лучшими школами Гатчины, по-прежнему важен для учителей, которые стараются поддержать в учениках их самые лучшие качества.

Рубрики:  Образование

На вечере памяти первого директора школы № 9, Почетного гражданина города Гатчины Петра Васильевича Булкина в актовом зале школы собрались три поколения его родственников, коллеги - учителя, депутаты, выпускники разных лет и сегодняшние школьники. Листая страницы истории, каждый вспоминал, каким был для него Петр Васильевич.

«С 1960 по 1976 годы Петр Васильевич был директором школы № 9, с 1976 по 1986 год возглавлял Гатчинский лицей № 3. И до сих пор эти школы держат лидерские позиции, - отметила нынешний директор школы № 9 Е.Н. Глыбина. - Он - новатор в системе образования. Из 27 учеников первого в области математического класса 16 стали медалистами и все поступили в вузы. Мы чтим заложенные Петром Васильевичем традиции, его отношение к образованию, учителям и ученикам. Двадцать лет назад он перестал быть директором школы, 10 лет его нет с нами. Но такое представительство, которое собралось сегодня в зале, говорит, что сделанное им всегда с нами. И мы продолжаем воплощать то, что он задумал».

«Петр Васильевич был исключительно разносторонним человеком, - подчеркнул председатель районного комитета образования С.В. Попков. –Когда я был директором Веревской школы, не раз обращался к нему за советом. Хорошо помню его негромкий голос. Он всегда шел впереди в образовании, в экономической деятельности. Не всегда был удобным власти, но всегда имел свою точку зрения на педагогику, на образование, на жизнь, что, может быть, для кого-то роскошь, и всегда отстаивал свои принципы».

«Нужно признать, что созданное Петром Васильевичем тридцать лет назад, мы сейчас должны внедрять как новаторство, - сказала заведующая методическим отделом Г.И. Каюшкина. – Петр Васильевич - энциклопедически образованный человек, выдающийся математик. Именно он привлек в школу сотрудников института ядерной физики, которые преподавали спецпредметы в классах, называемые теперь профильными. В школе появились классы математиков, литераторов, химиков, физиков. Он создал учебно-производственные мастерские. В итоге на выпускном вечере одним вручали медали за отличную учебу, а другим - удостоверения о получении рабочей профессии и первую зарплату».

Петр Васильевич всегда был полон идей, которые смело претворял в жизнь. Он мечтал создать воскресную школу гармонического развития для старшеклассниц, где бы изучались основы философии, искусство этикета, французский язык... И она была создана на базе Гатчинского Дворца молодежи его последователем Н.М. Антоновой.

Заслуженный учитель России И.Б.Смирнов отметил, что Петр Васильевич всегда был подтянут, доброжелателен, обладал прекрасным чувством юмора. Он создал для учителей такую мощную базу, которой они пользуются до сих пор. Игорь Борисович напомнил, что при Петре Васильевиче школа №9 была удостоена в Москве грамоты и почетного знака ВДНХ за высокие показатели в производственной деятельности. Именно он способствовал открытию в Гатчине еще как минимум двух образовательных учреждений - первой частной школы и первого негосударственного образовательного учреждения.

«Пробивная сила Петра Васильевича была беспримерна, - рассказывает Игорь Борисович. - Он обладал харизмой, которая позволяла ему перепрыгивать даже через самый главный барьер – горком партии. У него был такой дар убеждения, что сначала все отшатывались от него, а затем восклицали: «Ну, если вы берете на себя ответственность, тогда вам и карты в руки. Но отвечать будете – вы». И он отвечал. А это самое главное в руководителе инновационной школы. И при этом в жизни Петр Васильевич был исключительно скромным человеком. Так же, как и сейчас скромны его дети и внуки. Сегодня мне приятно слышать, что школа №9 одна из лучших. Хотя рейтинги – это для начальства, а для тех, кто учится в школе и работает, самое главное – это атмосфера и самореализация. Петр Васильевич самореализовался в полной мере! И он всегда будет нашим учителем!»

По воспоминаниям сына педагога Алексея Петровича, для него папа был заботливым, любящим свою семью, и отчаянно любившим школу.

«В последние годы он много времени проводил на даче, - вспоминает супруга его сына Наталья Васильевна. - Восхищало его умение создавать атмосферу, где всем интересно. Он – математик очень любил литературу, читал стихи».

«Для нас, детей, дедушка был учителем жизни, - призналась внучка педагога Анастасия. – Он придумывал интересные конкурсы, загадки, игры, писал шуточные письма о ковбоях. В Новый год в семейном кругу организовывались интересные мероприятия, сценки. И идейным источником всего этого был наш дедушка».

В этом году в первый класс школы №9 пошла уже правнучка Петра Васильевича. Вторая правнучка будет в следующем году первоклассницей лицея №3.

Слова глубокой признательности своему наставнику адресовали выпускники, учившиеся у Петра Васильевича полвека назад.

«Десять лет мы провели в окружении таких замечательных людей, как Петр Васильевич, - отметил капитан первого ранга, доктор технических наук, профессор  В.А. Колесник. - Для меня он пример уважительного отношения к людям, к учителям и ученикам, к делу, которое он знал в совершенстве».

 Еще один выпускник, ныне директор гатчинской типографии «Латона» А.П. Андрианов поделился воспоминаниями о том, как поступал в физико-математический класс, как классом ездил в Чехословакию по школьному обмену, как ему, неформальному лидеру, доверили возглавить комсомол, и школа зажила хорошей дисциплинированной жизнью, как потом они с Петром Васильевичем помогали друг другу советами.

«Каждый год мы собираемся практически всем классом, навещаем могилу Петра Васильевича, - сказал Александр Петрович. - Конечно, нам повезло, что в одном классе собрались такие люди. Но не было бы Петра Васильевича, не было бы и такого класса. Была у него потом обида на систему, но он не жаловался. Мы же благодарны ему за все. И пока мы живы, будем помнить его и нашу «девятку».