Лишний удар

…Есть любители воровать в универсамах. Популярны мелкие кражи в крупных гипермаркетах. На выходе воришку, как правило, встречает охранник, и тайное хищение становится достоянием гласности. Степень ответственности зависит от масштаба содеянного и репутации вора. Но одна из таких историй получила нетривиальное продолжение.

Рубрики:  Происшествия

…После майских праздников, в субботу в гипермаркете «О`Кей» в Гатчине случилась кража. Поздним вечером выпивший молодой человек пытался пронести мимо кассы банку пива и бутылку водки, однако его манипуляции были замечены, и сотрудник охраны магазина предложил злоумышленнику пройти в специальное помещение. Туда же вслед за пойманным с поличным зашел еще один гражданин: они вместе приехали в «О`Кей» за продуктами, вместе ходили по магазину, но о краже спиртного приятель ничего не знал. Попробовали «договориться» – просто заплатить за украденную водку и пиво, но ничего не вышло: сотрудники магазина заявили, что это не в их компетенции и вызвали «Визирь» и полицию. Когда прибыли охранники и полицейские, случился конфликт.

Два товарища, гулявшие по гипермаркету, были изрядно пьяны: они выпили по две пол-литровые бутылки пива, по бутылке вина и одну на двоих бутылку крепкой клюквенной настойки. Настроение было боевое.

…Когда в комнату, где у задержанного изъяли похищенное спиртное, вошли охранники и полицейские патрульно-постовой службы, приятель «виновника торжества» начал скандалить. Патрульные получили указание забрать лицо, изобличенное в хищении товара, и доставить в дежурную часть для оформления. Товарищ виновного лица, очевидно, был против такого оборота дела. Он материл охранника магазина, сотрудников «Визиря», а когда в помещение вошел полицейский и обратился к нему с речью по поводу его непотребного поведения, гражданин ударил полицейского кулаком в челюсть. Тот от неожиданности отпрянул, из губы пошла кровь. Охранники оттащили агрессора в угол и применили приемы для подавления активного сопротивления. Поднялась суматоха, пьяного повалили на пол. Он продолжал отбиваться и ругаться нецензурными словами. Второй полицейский при помощи охранников надел на гражданина наручники: ему завели за спину сначала одну руку, потом другую. Градус агрессии не спадал. Когда браслеты, наконец, защелкнулись, и охранники отошли в сторону, полицейский, разозлившись на дебошира за его поведение и за разбитое лицо своего коллеги, забыв целый ряд положений закона «О полиции» и неписаное правило «лежащего не бьют», три раза двинул поверженного нарушителя кулаком в лицо, рассадив ему бровь. И все эти действия записала камера видеонаблюдения.

После этого задержанного повели к патрульной машине и поместили в специальный отсек. По прибытии на место буйного гражданина, пытавшегося достать полицейского ногой, скрутили и доставили в дежурную часть.

Однако в разряд виновных попал сотрудник патрульно-постовой службы, который в своей служебной деятельности должен был руководствоваться федеральными законами «О полиции», «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации…», должностной инструкцией полицейского взвода отдельной роты патрульно-постовой службы УМВД России по Гатчинскому району и другими нормативными актами, требования которых направлены на защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан и интересов государства. И в соответствии с которыми сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу, если не силовые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей для пресечения преступлений и административных правонарушений. В данном конкретном случае три удара по физиономии были излишними: сопротивление нарушителя было подавлено, руки – зафиксированы.

Кроме того, как гласит законодательство, при осуществлении служебной деятельности сотрудник органов внутренних дел не должен совершать поступки, вызывающие сомнение в его объективности и беспристрастности. О беспристрастности превысившего полномочия патрульного говорить сложно: молодой полицейский, которому разбили в кровь лицо, не только его напарник, но и сын.

В отношении сотрудника патрульно-постовой службы, умышленно незаконно применившего насилие к задержанному, возбудили уголовное дело по части 3 статьи 286 УК РФ – превышение должностных полномочий. Как было установлено следствием, полицейский нанес поверженному три удара кулаком по голове, тем самым причинив ему физическую боль и повреждение в виде одного синюшного кровоподтека в области левой брови. По данным медицинской экспертизы, повреждение является поверхностным, не влекущим за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной утраты общей трудоспособности, и расценивается как повреждение, не причинившее вред здоровью человека.

Тем не менее, сотруднику полиции – на тот момент уже бывшему – предъявили обвинение и взяли с него подписку о невыезде и надлежащем поведении. Расследование было завершено в короткий срок, и дело направили в суд.

В судебном заседании бывший полицейский согласился с предъявленным обвинением. При назначении наказания суд учел противоправность и аморальность поведения потерпевшего, который начал с того, что в ответ на законное требование сотрудника полиции ударил его кулаком в лицо, совершив преступление, предусмотренное частью 2 статьи 318 УК РФ: применение насилия в отношении представителя власти.

В качестве смягчающего обстоятельства также было учтено активное способствование подсудимым расследованию преступления, признание вины, раскаяние, наличие наград за период прохождения службы в органах МВД. Подсудимый неоднократно поощрялся руководством УМВД России по Гатчинскому району, а также ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. За полтора года данный сотрудник гатчинской полиции лично задержал 69 преступников и 428 лиц, совершивших административные правонарушения.

Совокупность смягчающих обстоятельств и отсутствие отягчающих, исключительно добросовестное исполнение служебных обязанностей в борьбе с преступностью на прежнем месте службы, поведение после совершения преступления позволили суду назначить подсудимому более мягкий вид наказания, чем предусмотрен санкцией статьи, а именно: в виде штрафа, приняв во внимание его материальное положение, возможность получения официального дохода.

Гатчинский городской суд признал 45-летнего гражданина С. виновным в превышении должностных полномочий и присудил ему штраф в размере пятнадцати тысяч рублей.