Быть ли музею Гатчинского аэродрома?

Быть ли музею Гатчинского аэродрома?

Так звучал вопрос в статье Татьяны Можаевой в «Гатчинской правде» от 30 ноября.


Инициативная группа в составе председателя cовета директоров медиагруппы «Ореол» Г.А. Панева, начальника штаба Гатчинского военно-исторического клуба В.И. Долгова, Почетного гражданина Гатчины, депутата городского совета Гатчины Ю.И. Назарова и заслуженного военного лётчика, полковника авиации Н.В. Калинина уверена, что ответ на своевременный и актуальный вопрос может быть положительным.

Инициаторы проекта собрались и обсудили последовательность действий.

Во-первых, уже есть большой материал. На его базе создан буклет, чтобы люди, от которых зависит официальное решение этого вопроса, понимали: идея материальна как никогда.

Проекты по созданию в Гатчине музея истории авиации уже не раз возникали у жителей Аэродрома, особенно у тех, кто помнит, как со старых его плит еще в советское время взлетали «кукурузники» сельхозавиации. В микрорайоне Аэродром выросло уже несколько поколений людей, окончивших школу №2, где более десяти лет работает Музей истории первого военного аэродрома России (руководитель и основатель музея – В.А. Барканова). Созданию школьного музея способствовал корреспондент «Гатчинской правды», почетный гражданин города В.И. Николаев, тоже занимавшийся историей зарождения авиации и судьбами летчиков.

Последователем стал его тезка – Владимир Игоревич Долгов. Имея на руках богатейший материал, уже опубликованный им в книге «Аэродромы на Гатчинской земле 1906 - 2016», Владимир выступил с идеей создания музея на территории Аэродрома – там, где еще сохранились фундамент и стены ангара застройки 1926 года. Его поддержал Геннадий Анатольевич Панев.

Идея уже оформлена в убедительный проект, в котором названы и темы музейных стендов, и периоды истории, и «действующие лица». По сути это целый пласт гатчинской истории, которым славен наш город, но еще не нашел возможности сделать его материально ощутимым не только для самих гатчинцев, но и для туристов, гостей города.

Г.А. Панев готов взять на себя не только менеджмент проекта, но и участие в его финансировании. На собрании инициативной группы он рассказал, что их с Владимиром Долговым совместный проект поддержан и в администрации Гатчинского района, и губернатором Ленинградской области А.Ю. Дрозденко.

Продолжается сбор исторических и архивных материалов, есть уникальные фотоснимки разных лет, есть понимание существующих проблем – объективного и субъективного характера, есть предварительный план осуществления проекта. Есть предвидение того, что на создание музея истории авиации на бывшем поле Аэродрома потребуются и время, и деньги. При этом есть понимание того, что на деньги из бюджета города и области рассчитывать не приходится.

Сейчас формируется инициативная группа, которая должна начать процесс пошаговой реализации этого проекта. Безусловно, целесообразно участие в нём 218 АРЗ, где существует прекрасный музей авиационных двигателей. Будет исторически очень правильно, чтобы комплекс музея авиации, в состав которого планируется включить восстановленный из руин бывший авиационный ангар и открытую площадку для стоянки самолётов, тренажёрные комплексы для желающих почувствовать себя пилотами, находился именно в том месте, где зарождалась военная авиация России.

Полёты в небо – это такая «стихия», которая заставляет не только мечтать, но и осуществлять задуманное. Надеемся, что этот проект, начавшийся со встречи нескольких человек, будет поддержан как широкой общественностью, так и гатчинцами, встанет «на крыло» и обретёт вполне реальные очертания.