Пастельное настроение Екатерины Зуевич

Сине-стальная Ладога и зимнее Комарово, обрывистые берега Черного моря и изрезанные бухты Эгейского, дымы финской Котки и горы Дагестана... Знакомые и неизведанные пейзажи петербургской художницы Екатерины Зуевич можно увидеть на выставке «Пастельное путешествие», которая проходит в музее города Гатчины.

Рубрики:  Культура

Екатерина Зуевич — художник с тридцатилетним стажем. За плечами - художественно-графический факультет Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена, преподавание изобразительного искусства и черчения в образовательных учреждениях. Как многие художники, она пробует себя в разных техниках — ручное ткачество, масляная живопись, пастель. Именно последняя оказалась в центре внимания художницы в последние годы.

Пастель — непростая техника, которая считается среди художников одной из самых хрупких и нежных. Она тонка и изящна, прозрачность мазков в ней причудливо сочетается с сочностью цвета и богатством фактуры. Полузабытая в наше время, она долгие годы владела умами и воображением таких великих мастеров, как Леонардо да Винчи и Ренуар, Венецианов и Врубель.

Красочные слои в пастели могут смешиваться самым удивительным образом: часто просвечиваясь один через другой, они дают внутренний свет и самому изображению. Лучшие пастели притягивают взгляд своей бархатистостью и глубиной, вне зависимости от того, что изображено на бумаге — портрет, натюрморт или пейзаж.

Любимая тема Екатерины Зуевич — море — один из лучших объектов для запечатления пастелью. Море — это всегда невероятное количество полутонов, переходящих один в другой, и пастель с ее возможностью растушевки как нельзя лучше подходит для передачи этой игры цвета. Море петербургская художница изучила с разных сторон. Путешественница, член яхт-клуба «Балтиец», она не раз ходила под парусом, и море для нее - не только объект созерцания, но и стихия, которая требует уважения, понимания и твердого характера.

В работах Екатерины Зуевич море проявляет свой характер по-разному. Оно может быть мягким и ласковым, как в некоторых крымских пейзажах («Бухта Космонавтов», «Крымский дзен»), или тревожным, как в работе «Любимый Крым. Маринка».

Пастель, используемая на контрасте, может творить чудеса. Она смягчает броский сочный колорит итальянских видов («Ломбардия»). Северные, довольно невзрачные пейзажи, полные зеркальных отражений воды и неба, напротив, могут быть выполнены в ярком мозаичном стиле («Ладога. Остров Бурнев»).

Особый характер пастели, распознанный талантливым художником, позволяет передать не только неброскую красоту памятных мест, но и ощущение солоноватости воздуха, закатного солнца на плечах, небрежный шум морских волн и радугу после дождя. Общее впечатление от пастельных работ Екатерины Зуевич — легкая медитативность и спокойствие, внешняя тишина и внутренняя мелодичность природы.