Метаморфозы белых ночей

В минувшие выходные Гатчина не спала, ведь в ночь с 19 на 20 мая у нас, как и во всей России, проходила «Ночь музеев».

Рубрики:  Культура

        Темой нынешней музейной акции стали «Метаморфозы», что в значительной степени развязывало руки и воображение сотрудников всех участвующих в ней музеев.

Наверное, первой и очень приятной метаморфозой этой ночи стала погода, которая побаловала почти летним теплом. Впрочем, оценить это в полной мере смогли те, для кого «Ночь музеев» началась в шесть часов вечера, когда солнце еще заливало Гатчину. Кстати, как показывает опыт, самое начало акции – идеальное время для тех, кто не любит наслаждаться прекрасным в толпе. Автобусы по музейным маршрутам обещали пустить в девять часов вечера, так что до этого времени можно было не торопясь прогуляться по городу, заглядывая в участвующие в акции музеи.

Большой Гатчинский дворец встречал гостей классической музыкой, доверху заполняющей полукруглый дворцовый плац, как вода — бассейн. Гостей «Ночи музеев» провели по широким дворцовым коридорам, роскошным залам и узеньким потайным лестницам, попутно рассказывая об исторических событиях, влекущих за собой перемены в жизни Дворца. Можно сказать, что вся история Дворца - от начала и до наших дней - сплошные метаморфозы. И самая первая из них - решение Екатерины Великой одарить своего фаворита, графа Григория Орлова столь многообещающей загородной резиденцией.

«Ночные» гости Дворца прошли через анфиладу парадных залов, тронную Павла I и Белый зал, посетили прекрасную, недавно отреставрированную Греческую галерею, комнату художника Ротари и Мраморную лестницу. По пути их ждали сюрпризы в виде «обитателей» Дворца из разных эпох.

Одна из самых ярких метаморфоз Приоратского дворца в Гатчине - собственно сам замок. Построенный архитектором Н. Львовым из обыкновенной земли, он прочно и уверенно стоит на болотистой гатчинской почве вот уже больше двухсот лет, хотя свидетели воздвижения замка предсказывали ему от силы лет двадцать пять.

Экскурсия по Приорату началась со второго этажа, куда гости прошли по узенькой крутой лестнице, украдкой касаясь старинных кирпичных стен. Как создавались эти уникальные земляные «кирпичики», и как из них возводились стены, можно было увидеть, благодаря расчищенным фрагментам стенной кладки. Здесь же можно было ознакомиться с копиями иллюстраций к «Метаморфозам» Овидия, сделанными Н. Львовым.

Поскольку Приоратский дворец тесно связан с Мальтийским орденом госпитальеров св. Иоанна (еще одна из метаморфоз - принятие православным Павлом I титула Великого магистра католического ордена), гидами гостей «Ночи музеев», по традиции, стали мальтийские рыцари и кавалерственные дамы.

Музей-усадьба П.Е. Щербова порадовал новой экспозицией отличных копий карикатур бывшего хозяина дома. «Ночь музеев» здесь посвятили «крестоносцу красоты», театральному и художественному деятелю начала XX века Сергею Дягилеву. Метаморфоза таилась в неожиданных образах Дягилева и других представителей петербургской богемы, беспощадно высмеянных Щербовым в своих работах.

Как известно, с 1896 года Павел Щербов стал постоянно сотрудничать с журналом «Шут», публикуя в нем свои карикатуры. Представление об этом дает один из уникальных экспонатов выставки в музее-усадьбе – толстая подшивка журнала «Шут» начала XX века. Самый нашумевший в то время, сделавший Щербова знаменитым, рисунок – «Базар XX века», на котором в виде базарных торговцев изображены более ста известных скульпторов, художников, коллекционеров, издателей и критиков Санкт-Петербурга. Особенно недолюбливал карикатурист Дягилева, изображая его то в виде Минервы – балерины, садящейся на шпиль Академии художеств, то доящим корову-мецената.

Еще одним сюрпризом «Ночи музеев» в доме Щербова стал видеопоказ фрагментов кинокартин, посвященных Дягилеву.

Ночная, насыщенная событиями жизнь бурлила и в музеях Гатчинского района. Музей «Дачная столица» в поселке Сиверский на одну ночь воссоздал атмосферу санаторно-курортного отдыха 1950-1980-х годов. Гостей встречали внимательные «врачи» и опытные «санитары», которые разыгрывали забавные сценки, отсылающие к советской эпохе. В эту ночь самыми главными лекарствами для посетителей музея стали шутки, смех, положительные эмоции и сладкие «пилюли», спасающие от дурного настроения, усталости и невезучести.

Пионерское детство взрослые гости музея могли живо вспомнить в пионерской комнате, куда их провел пионервожатый в красном галстуке и с комсомольским значком на груди. И, конечно, по традиции, сотрудники музея познакомили своих гостей с богатой дачной историей Сиверской и ее окрестностей, где любили отдыхать известные люди.

«Дом станционного смотрителя» в Выре встречал гостей светящейся инсталляцией в виде верстового столба, сложенного из березок. Метаморфозы верстового столба подразумевали «связь между деревьями, которые сопровождают путника вдоль тракта, и отмеряющими версты столбами...». В «Ночь музеев» здесь можно было окунуться в атмосферу эпистолярного жанра, увы, уже подзабытого в наши дни. Неяркий свет керосиновой лампы, чернильница и стальное перо, аромат плавящегося сургуча — в эту ночь здесь можно было написать настоящее письмо. Кому? Куда? Может быть, в девятнадцатый век, адресуя его проезжающему здесь Пушкину. А может быть, в век двадцать второй, своим далеким потомкам.

В музее-усадьбе «Рождест-вено» вспоминали, как протекала жизнь в загородной усадьбе субботними вечерами. На лужайке перед домом можно было сыграть в крокет – обязательный атрибут светской жизни дворянского сообщества. В залах усадьбы играли в шахматы, карты и другие настольные салонные игры.

Ближе к вечеру в Шахматном зале усадьбы начался бал, в котором мог принять участие каждый посетитель — достаточно было разучить несколько элегантных па с учителем танцев. Главным сюрпризом «Ночи музеев» в Рождествено стал концерт одного из лучших профессиональных оркестров народных инструментов России «Метелица».