«Ночь музыки» в Гатчине – 2018: «самое время полечиться музыкой...»

«Ночь музыки» в Гатчине – 2018: «самое время полечиться музыкой...»

В ночь с 7 на 8 июля в девятый раз прошел международный музыкальный фестиваль «Ночь музыки в Гатчине», успевший стать одной из самых ярких и добрых традиций петербургского музыкального лета.


Послушать хорошую симфоническую музыку в нестандартных, весьма романтических условиях собрались тысячи людей. И это несмотря на реальную угрозу дождя и совпадающие по времени с началом фестиваля судьбоносные для России события чемпионата мира по футболу.

С началом «Ночи музыки» гостей праздника поздравил директор ГМЗ «Гатчина» Василий Панкратов. Он подчеркнул, что нынешний, девятый фестиваль — особенный, так как посвящен столетию обретения Гатчинским дворцом статуса музея-заповедника. Гатчина всегда считалась дворцовым городом, что придавало ей особый исторический статус. Возрождение как самого Большого дворца, так и связанных с ним культурных традиций еще больше укрепило и обогатило этот статус, из года в год привлекая в наш город тысячи туристов.

За минувшие девять лет общий антураж фестиваля «Ночь музыки в Гатчине» не поменялся: большая плавучая сцена на Белом озере, рядом с высокой Террасой-пристанью; напротив, на другом берегу озера, — необъятный «зрительный зал» под открытым небом, со своим партером, ярусами и галеркой. Как всегда, живая эффектная подсветка основных архитектурных доминант фестиваля — самого Дворца, Пристани и сцены. Все вместе, вкупе с естественным ландшафтом Дворцового парка, волшебным северным закатом, огромными белыми шарами на глади озера и симфонической музыкой, создавало завораживающую картину.

Дождь небеса, к радости любителей музыки, благосклонно отменили. Несмотря на разные возможности устройства гостей — в недешевом партере или на демократичных парковых лужайках и аллеях — музыкой могли насладиться все без исключения. Сияющая композиция, составленная из Дворца, Пристани и сцены, была видна отовсюду в разных ракурсах. Музыка заполняла парк. Повсюду стояли большие экраны, на которые крупным планом выводилось творящееся на сцене священнодейство.

У тех, кто пренебрег партером, были свои преимущества, с учетом некоторых нюансов пребывания в ночном загородном парке. После дневного дождя трава и дорожки в парке оставались ощутимо сырыми, но это, похоже, мало кого смущало. Как показывают многолетние наблюдения, самый правильный набор для музыкального ночного туриста — складной стул, пуховик, плед, шапка, термос с горячим чаем. И никакие ночная прохлада и сырость не страшны, зато сколько удовольствия! И многие получали его со знанием дела — расположившись на траве, подальше от основной массы людей, укутавшись в теплый плед и прикрыв глаза от наслаждения.

Одна из особенностей этой «Ночи музыки» — внимая симфоническому оркестру, слушатели буквально «одним глазом» следили за происходящим в это же время футбольным матчем между Россией и Хорватией. Последние голы матча забивались под знаменитую минорную симфонию Моцарта, что прибавило драматизма фестивалю, но совершенно не нарушило его торжественный плавный ход. После завершения матча в парке появилась новая волна посетителей, которые явно приняли решение не разрываться между музыкой и футболом, сполна насладившись тем и другим по отдельности. Времени у них было достаточно — впереди были еще три часа великолепной классики, способной излечить любую душевную рану.

В эту «Ночь музыки» на плавучей сцене выступали два замечательных музыкальных коллектива - симфонический оркестр Михайловского театра под управлением Модестаса Питренаса (Литва) и симфонический оркестр театра Мюзик-Холл «Северная Симфония» (дирижер Фабио Мастранджело). В первом отделении концерта над Белым озером прозвучали «Славянский марш» Чайковского и симфония №40, соль минор Моцарта. Во втором отделении к музыкантам присоединилась замечательная пианистка из Бразилии Элиан Родригес, которая солировала в сюите из балета «Лебединое озеро» Чайковского и «Рапсодии в стиле блюз» Гершвина. В третьем и четвертом отделении в исполнении симфонического оркестра театра «Мюзик-Холл «Северная Симфония» прозвучали популярные симфонические миниатюры Грига, Брамса, Дворжака, Мендельсона, Оффенбаха, Верди, Огинского, Дебюсси, Глинки, Глиэра, Римского-Корсакова, Хачатуряна, Свиридова, Гаврилина, Бородина.

Как признавались чуть позже журналистам сами музыканты, сырая погода их несколько смутила — влага постоянно выступала на инструментах, несколько искажая звук. В легком небесно-голубом вечернем платье мужественно играла свои партии хрупкая бразильянка Элиан Родригес. Только после общения с журналистами она поспешила укутаться в теплую куртку. И она, и дирижеры Модестас Питренас и Фабио Мастранджело — не первый раз в Гатчине, и уже имеют опыт игры «на воде» на открытом пространстве. По словам Питренаса, общее впечатление от Ночи музыки у него и у других музыкантов просто потрясающее. Все вместе — и Дворец, и Белое озеро, и подсветка, и прекрасная музыка создают необычайный эффект волшебства и очаровательной сказки, которая запомнится надолго.

- Такого места, как Гатчина, я просто не знаю больше в мире, - признался Модестас Питренас. - Конечно, трудно, потому что сырость инструментам не дает звучать в полном объеме, и качество звука страдает от этого. Но все-таки — небо, замок, люди, которые хоть и на расстоянии, но мы их чувствуем, мы слышим их, звуки аплодисментов доходят до нас. Так что это все не может не повлиять на нашу игру, на наше состояние души...

Кстати, выйдя к журналистам, Модестас Питренас в первую очередь высказал сочувствие футбольным болельщикам: «Я понимаю, что у вас в душе и сердце. И сейчас, наверное, самое время полечиться музыкой...»

Надо сказать, что для самого старинного парка звуки симфонического оркестра были не в новинку: живая классическая музыка здесь звучала на протяжении нескольких столетий. Накануне гала-концерта Ночи музыки во Дворце прошли тематические экскурсии, в рамках которых гостям фестиваля рассказали о музыкальных традициях Гатчинского дворца и его обитателей.

Еще при великом князе Павле Петровиче, в 1785 году здесь появился Гатчинский дворцовый театр, где ставились любительские спектакли с пением и балетом. Концерты, спектакли и балы при участии лучших кадров Императорских театров проводились здесь и позднее, при вдовствующей императрице Марии Федоровне, императорах Николае I и Александре II. Подлинный расцвет музыкальной жизни Гатчинского дворца пришелся на период правления императора Александра III, тонкого ценителя и знатока музыки. Музыка звучала повсюду - в Арсенальном и парадных залах, личных императорских комнатах и дворцовом театре. Вальсы, марши, оперные фрагменты, народные песни как в исполнении известных, так и начинающих музыкантов...

Александр Александрович и сам был неплохим музыкантом в молодости, играя на корнет-а-пистоне, тубе и геликоне. Вместе с супругом любила музицировать и Мария Федоровна. В гатчинском дворце часто исполнялись произведения любимых композиторов императорской четы — Глинки, Чайковского, Вагнера. В восьмидесятых годах повелением Александра III были созданы Придворный музыкантский хор, Придворный духовой оркестр, струнный оркестр, которые исполняли не только салонные, но и серьезные произведения русских и зарубежных композиторов - Чайковского, Глинки, Серова, Рубинштейна, Моцарта, Вагнера, Массне, Дворжака, Листа.

С развитием проекта «Ночь музыки в Гатчине» музыкальные традиции Гатчинского дворца получили серьезный шанс на возрождение. Этому фестивалю - всего девять лет, за которые он успел обзавестись постоянными поклонниками и ценителями, став визитной карточкой Гатчины, одним из его самых узнаваемых брендов. Об успешности проекта говорит и его постоянный, устоявшийся формат, в котором из года в год корректируются некоторые существенные детали.

- Если за эти годы и были какие-то серьезные изменения, они шли только в сторону улучшения качества звучания и исполнения, - говорит директор ГМЗ «Гатчина» Василий Панкратов. - Вторая по счету «Ночь музыки» была вообще провальной, хотя мало кто это заметил. Потом мы экспериментировали со звуком, поставив один раз колонки так, что звучание шло не с воды, а с земли — еще одна провальная история. Мы пробовали использовать в концерте голос, но нам это не очень понравилось... Сейчас фестиваль именно такой, каким я его себе и представлял, когда впервые задумался об этом.

В финале фестиваля самых стойких зрителей ждал грандиозный фейерверк над Белым озером под аккомпанемент величественной музыки. Впереди, в 2019 году — десятый, юбилейный музыкальный фестиваль «Ночь музыки в Гатчине», а значит, нас ждут новые открытия в мире симфонической музыки, новые имена музыкантов-виртуозов и, конечно, новые сюрпризы от устроителей праздника.

Юлия Лысанюк

Фото автора, Ивана Ступы и с сайта театра «Мюзик-Холл»