Образы, явившиеся из бесконечности слов

Образы, явившиеся из бесконечности слов

В музее истории Гатчины открылась выставка молодой художницы Варвары Ивановой. «Образы, явившиеся из бесконечности слов» – так назвала ее автор работ.


Варвара Иванова родом из Гатчины. Начальное художественное образование получила в Гатчинской детской художественной школе, обучаясь у талантливого педагога Виталия Кима. В 2017 году Варвара окончила факультет теории и истории искусств Санкт-Петербургского государственного института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина при Российской академии художеств. Работает в разных направлениях творчества, активно участвует в проектах Выставочного центра Союза художников.

На выставке в музее истории Гатчины представлены графические работы Варвары Ивановой, созданные по мотивам художественных и документальных книг известных авторов. «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели, «Человек-амфибия» А. Беляева, «Старинный портрет» Дж. Нисбет – эти книги вдохновили автора на личное, художественное «прочтение» и воплощение в графике хорошо знакомых всем с юности образов и сюжетов.

Романтическая линия литературных образов на выставке сменяется серьезными размышлениями о катастрофических событиях, потрясших Россию в ХХ веке. Тревожно «звучат» короткие, яркие зарисовки эпизодов из книг «Брусиловский прорыв» С.Н. Сергеева-Ценского, «Тихий Дон» М. Шолохова, «Офицеры» Б. Васильева, «Здравствуй и прощай» Л. Линькова, «Красное вино Победы» Е. Носова. Страшной, как роковой выстрел, кажется иллюстрация к знаменитой книге Николая Никулина «Воспоминания о войне» («Так и замерз с бинтом»).

Пронзительно звучит тема Ленинградской блокады, раскрытая в целом цикле графических работ к книге С.В. Ярова «Блокадная этика. Представления о морали в Ленинграде 1941-1942 гг.», «Голод», «Карточки отняли», «Одни», «Очередь. Ленинград», «Ленинградская пьеса» – названия работ говорят сами за себя, не требуя лишних слов и наотмашь хлеща зрительными образами.

Искусство книжной иллюстрации — особенный творческий жанр, основная задача которого отразить самое существенное в литературном произведении. Хорошая иллюстрация способна расширить границы нашего восприятия и понимания, передавая литературные образы и словесную ткань текста с помощью тонких художественных метафор. При этом книжная иллюстрация – своего рода жанр жанров, поскольку допускает использование всевозможных изобразительных техник, от гравюры до акварели.

Наверное, у каждого читателя – свои представления о тронувших его сердце героях литературных произведений. Каждый такой взгляд обладает особой ценностью, свидетельствуя о многогранности образов и мастерстве писателя. Иллюстрации молодой талантливой художницы из Гатчины подталкивают зрителя к переосмыслению давно знакомых, ставших привычными тем, позволяя взглянуть на течение жизни с новой стороны.

Юлия Лысанюк