«Парадоксальные» ночи в Гатчинском парке

Международный фестиваль «Ночь света» в Гатчине вновь зажег пространство парка музея-заповедника яркими огнями и цветовыми инсталляциями. Красный карлик, пурга, дождь «наоборот», замок Хогвартса и даже дополненная реальность – каждый гость смог по-своему погрузиться в «Ночь света» и раскрыть для себя тематику фестиваля.

Рубрики:  Культура

На этот раз основным лейтмотивом международного фестиваля был выбран «Парадокс». Благодаря художникам и дизайнерам весь парк был наполнен «явлениями», которые в обычной жизни кажутся абсурдными и не имеющими отношения к привычной реальности.

Как пояснил директор музея-заповедника «Гатчина» Василий Панкратов, тема парадоксов дала возможность участникам фестиваля большее поле для творчества.

Международный фестиваль «Ночь света» проходит в Гатчине пятый раз, второй год подряд – в формате конкурса световых инсталляций, и впервые – в двухдневном формате.

- Труд дизайнеров и художников, которые готовились к фестивалю на протяжении года – сначала представляли проекты на суд конкурсного жюри, готовили их, монтировали – заслуживает того, чтобы как можно больше зрителей смогли ими насладиться. Поэтому фестиваль проходит в пятницу и субботу, - пояснил Василий Панкратов.

Он также добавил, что для Гатчинского парка в историческом плане всегда были характерны музыка и различные празднества с фейерверками и иллюминациями. Отсюда и родилась идея «Ночи света». А сегодня зрители могут наблюдать эволюцию фестиваля – превращение массового праздника в интересный многоступенчатый международный проект.

Директор фестиваля «Ночь света» Ольга Аршанская, которая второй год сотрудничает с Гатчинским музеем, отметила, что вновь поразить зрителей было не так-то просто.

- В прошлом году мы совершили качественный рывок, дополнив программу фестиваля конкурсной составляющей. В этом году мы должны были превзойти самих себя, - сказала она.

Для участия в фестивале организаторы получили более 80-ти заявок из семи стран и 27 городов, сделав, как отметила Ольга Аршанская, «большой шаг в международную сторону». Экспертное жюри оценивало заявки с художественной точки зрения – насколько концепт, идея и визуальное воплощение будут интересны зрителям.

- Кроме того, не стоит забывать, что фестиваль проходит на территории музея-заповедника, а значит, мы должны были также отталкиваться от того, насколько та или иная задумка реализуема в этом историческом месте. Здесь растут многовековые деревья, постепенно восстанавливается исторический облик, мы должны были все это сохранить, - добавила она.

В результате конкурсного отбора на фестивале «Ночь света» были представлены 36 световых арт-объектов, расположенных на всей территории парка. Их авторами стали художники и дизайнеры из России, Белоруссии, Германии, Италии и Финляндии. Общее понятие «арт-объект» объединило интерактивные инсталляции, конкурс видеомэппинга, светомузыкальные представления, мультимедийное светопиротехническое шоу в акватории Белого озера. Итоги конкурса будут подведены в сентябре на конференции в Александринском театре с вручением победителю призов, в том числе денежного.

По словам Ольги Аршанской, российских художников от зарубежных отличает «бесстрашие».

- Они понимают, что возможностей меньше, чем желания, и преодолевают себя и обстоятельства. Это чисто российская привычка, - сказала она.

Второй конкурс на фестивале «Ночь света» проходил среди дизайнеров видеомэппинга. Куратором программы выступила арт-директор студии Solaris FX Серафима Гаврилова. Холстом для творческих работ стал Иорданский фасад Гатчинского дворца. В финал конкурса вышли пять дизайнеров – Лилиана Гареева, Алексей Антипин, Ольга Митяева, Митя Тарасевич и художники Студии 22.12. Перед фестивалем они получили 3D модель Гатчинского дворца, которую должны были стилизовать на свое усмотрение на общую тему «Не/Возможные миры». Таким образом, Иорданский фасад на время становился то замком Хогвартса, то параллельным миром, то музыкальным инструментом, то разными замками из знаменитой саги «Игра престолов».

Все пять роликов находились в постоянной ротации на протяжении обеих ночей фестиваля. Жюри оценивало как содержание, так и визуальный ряд фильма. Там же «на бис» был показан один из самых ярких номеров программы фестиваля «Ночь света» 2017 года – интерактивный спектакль «Диалоги с императором» режиссера Михаила Патласова.

В международной программе фестиваля была представлена версия проекта «Lantern Park» фестиваля Lux Helsinki. Сто светильников, созданных жителями Гатчины и Санкт-Петербурга, были представлены на острове Любви. Художественный руководитель фестиваля Lux Helsinki Илкка Палониеми, впервые посетивший фестиваль «Ночь света», отметил, что световые фестивали помогают жителям Финляндии бороться с депрессией и отвлекают людей от интернета. Также погружают в другую реальность, но уже на свежем воздухе с возможностью пообщаться с реальными людьми.

В субботу программа фестиваля завершилась главным событием «Ночи света» – мультимедийным светопиротехническим шоу «На линии горизонта». Режиссером шоу выступил создатель ряда новаторских спектаклей Александринского театра Антон Оконешников.

Ирина ХРУСТАЛЁВА

Фото Ольги Фирсовой