Зрители оценили «Красного карлика»

Лейтмотивом международного фестиваля «Ночь света» в Гатчине, который состоялся 10 и 11 августа, был выбран «Парадокс». Благодаря художникам и дизайнерам весь парк был наполнен «явлениями», которые в обычной жизни кажутся абсурдными и не имеющими отношения к привычной реальности.

Рубрики:  Культура

В этом году организаторы предусмотрели «Приз зрительских симпатий» и предложили гостям фестиваля проголосовать за понравившуюся экспозицию на официальном сайте проекта.

Директор фестиваля «Ночь света» Ольга Аршанская на вопрос, не обидно ли будет организаторам фестиваля, если зрители не проникнутся глубокой идеей автора каждой инсталляции, честно ответила отрицательно.

- Половина гостей фестиваля «Ночь света» просто скажут, что «было ярко и красиво», и это уже хорошо. Особенно, если они уйдут от нас в хорошем настроении. Это тоже результат. Постепенно будем воспитывать вкус. Если кто-то проникнется концептом – прекрасно. В любом случае, для художника важно сохранить баланс. Чтобы, даже не зная идеи, зрители смогли правильно ее понять с помощью своих эмоций, - сказала она.

Первая экспозиция, которая встречала гостей фестиваля «Ночь света», - «Пурга» - была представлена Светланой Левичевой из Самары. По замыслу художника световые нити, свисающие вниз, представляют собой заносы пурги, которые мешают нам прорываться к истине. Для Светланы «парадокс» заключается в том, что каждый раз, преодолевая препятствие, мы как будто «переходим на новый уровень», становясь сильнее и лучше себя вчерашнего.

Авторы инсталляции потухающей звезды «Красный карлик», созданной на основе LED-технологий, Сергей Жигалев, Юлия Жаркова, Дарья Дордина, Станислав Дервоедов, Елена Трачук и Александр Сапунцов сделали акцент на колористику и желание узнать, как красный цвет воспринимается людьми и влияет на их эмоции.

Катерина Муравьева из Санкт-Петербурга с удивлением узнала, что ее проект «APPEARANCE (Появление)» в виде подводной лодки перекликается с историей самого Гатчинского парка, где в 1881 году прошли испытания первой серийной подводной лодки в мире.

Алина Тихонова и Илья Дуганов представили инсталляцию «Лик света». Любой желающий мог войти в лайтбокс, улыбнуться, хлопнуть в ладоши и посмотреть на свое изображение в режиме реального времени, которое сразу же проецировалось на деревья.

- Нам хотелось просто порадовать людей, поделиться хорошими эмоциями. Каждый следующий герой инсталляции, таким образом, оказывается вписан в происходящее здесь и сейчас, интегрирован в окружающую природу, - пояснил Илья Дуганов.

Серия инсталляционно-световых сцен «Снятие культурного слоя» охватило Адмиралтейство и пруд Ковш. Авторами проекта стали настоящие звезды фестиваля «Ночь света» художники Алена Коган, Вадим Гололобов и инженер оптических геометрий и зеркальных парадоксов Сергей Карлов.

Инсталляции в виде застрявшей во рту у человека лампочки, замкнутого кольца парадоксальной бесконечности, когда зрители буквально «заглядывали» внутрь дерева, или «компаса будущего» с отсутствием одной из сторон света – все это демонстрировало по-настоящему парадоксальный мир, в котором мы уже живем или можем начать жить в недалеком будущем.

Не обошлось на фестивале «Ночь света» и без актуальной темы защиты окружающей среды. Пирамида «Вечность и Время» автора Любови Ангеловой из Минска символизировала единение Египетской пирамиды и песочных часов. Пирамида была создана из ПЭТ бутылок, которые собрали для экспозиции гатчинские активисты – экологи.

По задумке Олега Панова и дизайнеров питерской студии Art-Object Laboratory в парке появился «Космический маяк» для привлечения инопланетных космотуристов.

Камилла Ибрагимова и Алина Хисматова из Казани продемонстрировали визуальное воплощение мысленного эксперимента австрийского физика-теоретика, одного из создателей квантовой механики Эрвина Шредингера – «Кот Шредингера». К счастью, на этот раз коты, которые «существуют и не существуют одновременно», были точны «живы». Об этом можно было узнать, обойдя инсталляцию по кругу.

Павильон Венеры стал «холстом» для мультимедийного музыкально-светового представления «Русалка». В основу видеокартин была заложена анимированная графика художника конца ХIХ века Константина Изенберга, объединенная с техникой театра теней. Погружаясь в ожившие картины поэмы Александра Пушкина «Русалка», зрители могли представить себя в сказке. Автором представления выступила режиссер Алла Масловская из Театра анимированных световых иллюстраций.

Лауреат премии «Золотая маска», художник по свету Стас Свистунович представил проект «Другие голоса». Согласно замыслу автора, обнимая стволы раскидистых дубов и лиственниц Гатчинского парка, гости фестиваля смогут лучше понять «души» деревьев.

- Если обнять дерево, то можно услышать голоса людей. Таким образом, через корни деревьев, которые связаны между собой посредством корней по всему миру, связываются и люди, - рассказал Стас.

Проект реализован в рамках совместной образовательной программы Французского института в России, Лаборатории новых медиа Новой сцены Александринского театра, Санкт-Петербургской студии сценографии и сценических технологий «Шоу Консалтинг» (логотип) и Высшей школы светового дизайна Университета ИТМО.

Динамику и возможности нашего голоса продемонстрировали авторы инсталляции-игры «Критика чистого разума» Наталья Бойкова, Ирина Амплеева, Полина Кузьмина, Надежда Краузе и Александра Лежнина. В игре могли принять участие сразу три человека, которые должны были кричать в три разных рупора, соединенных с большой головой световыми дорожками. Кто кричал громче всех, тот и «окрашивал» голову своим цветом. По окончании игры вся голова загоралась цветом победителя и испускала пар. С помощью такой нехитрой, и в чем-то даже детской игры, авторы хотели продемонстрировать идею о том, что «слова, произнесенные вслух, формируют нашу реальность, переходя из нематериального мира в материальный».

В этом году на фестивале впервые была представлена инсталляция с дополненной реальностью. Чтобы выйти из привычной реальности, зрителям нужно было скачать на телефон приложение «Ночь света в Гатчине» - «Esc», навести телефон на инсталляцию и увидеть то, что на самом деле хотели продемонстрировать Мария Кобякова, Артур Ревозян, Евгения Безгинова, Кирилл Крючков, Мария Мощенская, Полина Меркулова, Элина Зазуля и Гриша Громов.

По итогам голосования лучшим был назван «Красный карлик», который пришелся по душе почти тысяче человек. На втором месте – «Цветок в вакууме», на третьем – «Прятки».

Ирина Хрусталёва

Фото Ольги Фирсовой

На снимке: арт-объект "Цветок в вакууме"