Куда ушли музеи - из школы навсегда? И где найти нам средства, чтобы вновь попасть туда…

Общественная палата Гатчинского района пересчитала школьные музеи и удивилась. В Гатчине их осталось четыре. Как и чем помочь школам, где энтузиасты продолжают вести музейное дело?

Рубрики:  Общество

Еще недавно практически в каждой школе был небольшой музей, в котором бережно хранились материалы об истории школы, её знаменитых учителях и выпускниках, о боевой славе и истории родного края, его защитниках, освободителях, воинах-интернационалистах, учёных и военачальниках. Одни музеи открылись в переломные 1990-е годы, другим – около 60 лет.

В разные годы ветераны войны и неравнодушные жители, известные выпускники и их потомки, передавали в дар реликвии, среди которых встречаются и настоящие раритеты. В праздничные дни в музеях проходили встречи с героями, уроки мужества, экскурсии, открытые уроки.

Сейчас в Гатчинском районе более 40 муниципальных школ. Согласно информации, предоставленной Комитетом образования Гатчинского района, школьных музеев только 26 (в 24 школах). В двух школах по два музея: в Сиверской гимназии – музей истории школы и музей боевой славы 123-й Ордена Ленина Лужской стрелковой дивизии, которая 30 января 1944 года освободила поселок Сиверский от фашистской оккупации; в Кобринской основной школе - музей русского быта и музей боевой славы.

Большинство школьных музеев - историко-краеведческие и гражданско-патриотические, многие хранят материалы о Великой Отечественной войне, но у каждого музея своя направленность. В Елизаветинской средней школе существует музей истории развития среднего образования в Елизаветинском сельском поселении, а в Елизаветинской основной школе - историко-краеведческого музей истории поселка Елизаветино. Кроме того, имеется музей военно-морской славы в школе №11, где есть морские кадетские классы, музей боевой славы народного ополчения Балтийского завода – в Пригородной школе, «Пушкинский зал» - в Высокоключевой школе и так далее.

По информации Комитета образования, руководители школьных музеев – это учителя истории, географии, физкультуры, ОБЖ, английского языка, заместители директора по воспитательной работе, педагоги дополнительного образования, есть среди них и воспитатель, библиотекарь и член управляющего совета школы.

В самой Гатчине осталось четыре музея: в школах №2, 4, 7 и 11 (бывшая школа-интернат). Почему закрываются школьные музеи? Куда делись их экспонаты? Вопросы тем более актуальны, что в следующем году Гатчинский район отмечает 75-летие освобождения от фашистских захватчиков, а в 2020 году вместе со всей страной - 75-летие Победы.

Нужен ли музей в современной школе? Какова его роль в нравственном, духовном и патриотическом воспитании подрастающего поколения? И если музей нужен, как поддержать тех, кто продолжает работать? Этими вопросами задались члены Общественной палаты Гатчинского района. Была создана рабочая группа из представителей трех комиссий палаты. В ее состав вошёл специалист Комитета образования Гатчинского района Ирина Пулина. Рабочую группу возглавила председатель комиссии по социальной политике, делам ветеранов, патриотическому воспитанию, вопросам культуры, молодёжной политике, физической культуре и спорту Людмила Голубева.

Члены рабочей группы посетили школьные музеи, пообщались с педагогами. Критерии для оценки состояния дел нашлись в положениях о конкурсах. Но, учитывая, что музеями в школах занимаются, по большому счету, энтузиасты, о каких-то требованиях речь не велась.

- Мы не проверяющие, мы не ставим оценки, а хотим сохранить те музеи, которые ещё есть, выяснить, что для этого нужно, и поддержать их, - подчеркнула Людмила Голубева.

Краеведческий музей школы №2 «История и развитие русской авиации. Гатчина – Родина авиации» был создан 1990 году. Его направленность очевидна: школа находится в микрорайоне Аэродром, рядом с бывшей взлетно-посадочной полосой первого военного аэродрома страны. Сначала музей располагался в школе №5, а в середине 90-х переехал в только что построенную школу №2. Музей создавался энтузиастами и на средства энтузиастов. Оформление музейных стендов - прекрасная работа профессионалов.

Представителям Общественной палаты Гатчинского района рассказали о работе краеведческой группы под руководством учителя истории Ирины Чуйкиной: участии в конкурсной деятельности, проектах, встречах с родственниками героев, изучении биографий покорителей неба, чьими именами названы улицы в микрорайоне Аэродром.

Вниманию посетителей представлено шесть экспозиций, посвященных истории Гатчинского аэродрома и развитию отечественной авиации. За 30 лет здесь ничего не менялось. Стенды требуют обновления. Свидетельства, электронной версии, книги учета экспонатов у музея нет.

- Когда-то иметь в школе музей было современно и значимо, - вспоминает директор школы Наталья Ковалева. -  Сейчас руки до музея не доходят. Когда льется с крыши – делаем крышу. Выходить на конкурс музеев – несерьёзно. Но музей есть. Работа ведётся. Сюда приходят посетители. Проявляют интерес школьники. Непосредственно с музейным помещением у нас пока проблем нет. Есть проблемы с финансированием этой работы.

У музея истории школы №4 разработано восемь тем по 120-летней истории школы. В этом году музею исполнилось 50 лет. Он неоднократно становился победителем конкурсов. На полученный грант приобретено новое оборудование. Имеется свидетельство о регистрации музея, книга-каталог, в которой зарегистрировано 1473 экспоната, и электронный каталог, а также портфолио, книга учёта встреч с ветеранами, книга учёта мероприятий, книга отзывов посетителей, подборка материалов по темам экскурсий.

- Детям интересна музейная работа. Они с удовольствием участвуют в ней, особенно если в рамках проекта проводятся параллели с сегодняшней жизнью, - говорит заместитель директора Нина Никитина.

Что нужно? Доплачивать учителю, который занимается музеем. Финансирование в образовании везде не великое, а кружковая работа тем более. Нина Ивановна отметила, что непросто найти учителя, который хотел бы и мог заниматься музейной работой. Очень сложно одному учителю вести всех детей-экскурсоводов по всем темам. Исследования ведь идут и по географии, и по истории, и по другим направлениям. Поэтому нужно решить вопрос кадров.

Есть и другая проблема: скоро музей истории школы №4 может оказаться «музеем в коробках». Впереди ремонт начальной школы. Если в основное здание переедут малыши, то в помещении музея придётся открыть класс. Затем планируется ремонт и основного здания школы. Как сохранить экспонаты, куда их определить на столь длительный срок – пока в школе не решили.

Историко-краеведческий музей Гатчинской школы №7 называется «Наследие». Руководители школы №7 оказались в числе самых оптимистичных. Здесь не опускают руки и верят, что у школьного музея есть будущее. Пару лет назад он стал победителем Всероссийского конкурса с проектом, посвященным 25-ти гатчинским комсомольцам-подпольщикам. На награждение юные экскурсоводы и их наставник ездили в Москву. Через два года музею исполнится 60 лет.

- Что дает музей школе, кроме хлопот? Есть ли какие-то дополнительные бонусы за это, предусмотрено ли стимулирование школы и тех, кто ведет музейную работу? Вам как-то помогают? – эти вопросы задавали педагогам.

Руководитель музея Светлана Максимова (она же завуч) считает, что при наличии свободных площадей открыть музей для гостей - показали и закрыли - очень просто. Но у школы №7 другой подход. Музейное помещение должно быть постоянно востребовано.

- Здесь можно проводить музейную работу и занятия по истории, географии, технологии, изучать окружающий мир, проводить тематические праздники. Можно собраться самим и встречать гостей. Мы победили в конкурсе музеев и направили призовые средства на дальнейшее развитие музея. Пока шла реновация, получили через Комитет образования всё, что заказывали для музея - мебель, столы, стенды, - рассказывает Светлана Николаевна.

Музей, действительно, очень изменился. Стал более просторным и современным. Экскурсии ведут талантливые дети, нередко больше знающие по своей теме, чем взрослые. Как только они становятся выпускниками, на их место заступают следующие. И процесс подготовки юных экскурсоводов продолжается. Новая команда, используя то, что уже наработано, продолжает поисковую работу.

Что касается исследовательской и проектной деятельности, то юные экскурсоводы школы №7 не раз становились призерами районных конкурсов, которые проводит Дом детского творчества «Журавушка» и Центр дополнительного образования.

Педагоги школы №7 тоже уверены, что нужна отдельная ставка руководителя музея, а не символические поощрения. Очень важно, чтобы работа музея поддерживалась постоянно, не было провалов, которые влекут утрату фондов.

- Дети должны знать, что и в школьном музее должен быть серьёзный учёт. Нас не будет, а музей и память, которую он хранит, останется. И легче будет работать тем, кто продолжит музейную работу после нас, - говорит Светлана Максимова.

В музее есть счётчик посетителей. Люди интересуются, помогают восстановить утраченные сведения, например, подписать старые фотографии. Работает совет музея. Чтобы больше знать о профессии музейного работника и экскурсовода, шагать в ногу со временем, учитель учится вместе с детьми. Одних только курсов не достаточно.

- В рамках профориентации мы ходили в Гатчинский дворец, где нам рассказали о работе архивариуса, научили вести музейное дело, правильно всё оформлять, - рассказывает Светлана Максимова. - Нашему музею подарили специальную книгу, в которую дети переписали все экспонаты. Теперь у нас все чётко. Каждый шкаф посвящен определённой тематике. Все пронумеровано. Номер внесен в базу данных. Есть и электронная база. Каждый может зайти и посмотреть, где та фотография, которую он подарил музею. Все фотографии сгруппированы по годам. Сайт музея сделали наши ребята. Сейчас они уходят, а мы можем продолжать с ним работать, наполнять новыми сведениями. Правда, за размещение сайта на хостинге нужно платить. К слову, бесплатные сайты всегда завязаны на рекламу, ограничены в дизайне и исполнении. Спасибо нашему директору, которая каждый раз придумывает, как это можно сделать. Но это траты, которые оправдывают себя. Благодаря сайту можно систематизировать всю работу.

Знания о профессии экскурсовода учитель и ученики черпали на занятиях в музее истории города Гатчины.

- В ноябре на каникулах я подарила музею города Гатчины фотографии предприятий, сделанные в советские годы, - говорит Светлана Николаевна. - В благодарность музей провел несколько занятий. Мы узнали, как работать с аудиторией, как составить экспозицию и оформить этикетки.

Чтобы не утонуть в предметах, не имеющих отношения к делу, руководитель музея обменивает или передает их в те музеи, где этим экспонатам место. Дарителю вручается благодарственное письмо и даётся обещание найти им достойную экспозицию.

- Жалеть не стоит, где-то в своих экспозициях эти экспонаты будут незаменимы, - уверена Светлана Максимова. - Если экспонаты дублируются (например, два пионерских барабана, два старинных утюга), то один - представлен на выставке, другой - можно трогать, гладить, стучать по нему. Такая встреча с историей детям очень интересна.

В ходе рейда выяснилось, что не всякая школа теперь может позволить себе музей. Это, в первую очередь, касается городских школ, где количество учеников растёт. К тому же повысились требования к школьным помещениям. Чтобы не возвращаться к учебе в две смены, под классы приспосабливаются все имеющиеся помещения.

Где-то для музея нет энтузиаста-организатора, который может и хочет этим заниматься. Где-то в открытую говорят, что не до музеев, достаточно на сайте представить историю школы и краеведческие материалы. И у многих такой раздел имеется.

Что очевидно уже сейчас: на сегодня единственная возможность получить существенную поддержку на развитие школьного музея – выиграть конкурс на получение гранта с призовым фондом. Чтобы участвовать в таком конкурсе, школьные энтузиасты должны музей зарегистрировать и получить свидетельство. Делается это долго, через Москву. Тем не менее, согласно информации районного Комитета образования, 18 музеев имеют официальные свидетельства.

В следующем году ожидается областной конкурс музеев к 75-й годовщине Победы. Член Общественной палаты Александр Резвый предложил организовать районный конкурс музеев с призовым фондом. Это тоже элемент поддержки и стимулирования. А также поддержал идею Светланы Максимовой оценивать работу музеев вживую, а не только по бумагам.

Член Ощественной палаты Жанна Гриненко после знакомства с музеями Войсковицкой школы №1, Пламенской школы, Елизаветинской основной школы, Елизаветинской средней школы, Большеколпанской и Никольской школ и их руководителями с благодарностью отметила, что «каждый из шести школьных музеев имеет свое неповторимое лицо, но их объединяет главное: там дышит каждый экспонат. Бесспорна роль школьных музеев в создании особого микроклимата в школах, бесценно его служение целям совершенствования образовательного процесса и  создания  доброго светлого настроя в душах обучающихся». Вместе с тем, по ее мнению, музеям необходимо по-новому решать организационные и финансовые вопросы.

- Только подвижническая деятельность учредителей, руководителей школьных музеев и их помощников сегодня не может обеспечить  решение всех поставленных задач. Тогда как  успешное их решение позволило бы  школьным музеям стать  частью туристической программы Гатчинского района, - считает Жанна Гриненко.

По результатам рейда Общественная палата Гатчинского района подготовила отчеты с предложениями по развитию музейного дела в школах. Информация будет обобщена и проанализирована, после чего результаты посещения музеев и конкретные рекомендации будут обсуждаться на круглом столе с участием представителей администрации, Комитета образования и депутатов.