«Музыка не обманывает»

Большим джазовым концертом в Центре творчества юных отметит Гатчинский эстрадно-духовой оркестр 70-летний юбилей своего художественного руководителя – Юрия Крутелёва. Накануне этого события мы поговорили с Юрием Александровичем о том, как складывалась его судьба как человека, музыканта, лидера оркестра.

Рубрики:  Культура

Как начинается музыка

В Гатчинскую музыкальную школу Юрий Крутелёв поступил в 1960 году. Как он признался, привела туда его мама — чтобы не болтался по улице, как многие его сверстники.

- Я очень благодарен своим родителям, что настояли на этом, - говорит Юрий Александрович. - Две школы: общеобразовательная и музыкальная – это уже серьезная база плюс самоорганизация. А музыкальная школа  это еще и воспитание чувств...

Он учился играть на кларнете у тогдашнего директора школы Георгия Георгиевича Местиева. После окончания школы поступил в музыкальное училище при консерватории им. Римского-Корсакова. Во время учебы отслужил в армии в штабном оркестре Ленинградских Вооруженных сил. Это был один из лучших оркестров Советского Союза, и играли в нем как срочники, так и музыканты, закончившие военно-музыкальные школы и училища. В 1971 году Юрий Крутелёв поступил в консерваторию, где учился у Владимира Красавина – солиста Ленинградской филармонии и оркестра им. Мравинского. Вернувшись в Гатчину, некоторое время работал в музыкальной школе, где освоил еще один инструмент — саксофон.

Если музыка часто начинается с определенного решения родителей, то дело всей жизни вырастает из мечты. Юрий Крутелёв мечтал, чтобы в Гатчине, как в добрые, старые времена играл свой собственный городской оркестр. И такой оркестр появился...

 

По главной улице с оркестром

Основателем гатчинского эстрадно-духового оркестра считается кларнетист и великолепный импровизатор Владимир Моисеев. Именно он в начале 1960-х годов создал в Гатчине первый джазовый оркестр при клубе завода «Гатчинсельмаш». В 1965 году оркестр стал лауреатом первого джазового фестиваля «Белые ночи». Владимир Моисеев уехал из Гатчины и играл в лучших оркестрах страны: у Иосифа Вайнштейна в Ленинграде, в 1980-х – у Константина Орбеляна в Армении, в эстрадном оркестре Владимирцева. В начале

1980-х годов он вернулся и снова стал собирать джазовый оркестр, став его первым художественным руководителем. Кроме Владимира Моисеева, у истоков нового коллектива стояли Юрий Крутелёв и Анатолий Григорович.

Новый оркестр начал свою работу в 1985 году при Гатчинской музыкальной школе им. Ипполитова-Иванова, причем сразу в нескольких направлениях. Духовую музыку играли на улице, джазовую и эстрадную – на концертах. Тогда же, в 1985 году, оркестр заработал как биг-бэнд – большой джаз-оркестр. В конце 1980-х оркестру пришлось совсем тяжело. Музыканты были вынуждены решать свои проблемы, многие стали уходить. В 1990-м году власть сменилась. Чтобы спасти коллектив, Юрий Крутелев отправился на заседание комиссии по культуре – доказать, что городу нужен оркестр. Его поддержала Антонина Качалова, заведовавшая тогда отделом по культуре. В 1991 году коллектив стал муниципальным.

В конце 1990-х годов, по инициативе талантливого саксофониста Игоря Зеленова, в составе Гатчинского эстрадно-духового оркестра появился квартет саксофонистов «Saxtown band», ставший очень популярным среди знатоков Санкт-Петербурга и Москвы. В 2006 году, после ухода из жизни Владимира Моисеева, художественным руководителем оркестра стал Юрий Крутелёв.

Как считает Юрий Александрович, за минувшие годы городской оркестр не только сохранился, но и активно развивался, неуклонно повышая свой исполнительский уровень.

- Если за эти годы что-то изменилось для нас, то только в лучшую сторону, - говорит он. - Несколько раз менялась власть, но к нам всегда относились с уважением, нам всегда помогали. И мы никогда не подводили и не подведем.

В составе оркестре сейчас восемнадцать человек. Среди них  лучшие музыканты Гатчины и Санкт-Петербурга.

- Людей для оркестра отбираем не только по профессиональным качествам, но и по человеческим, - говорит Юрий Крутелёв. - Музыканты к нам из Питера едут на еженедельные репетиции с огромным удовольствием. Плохо играть не хочется никому. И вообще, плохие у нас не держатся, сами уходят.

Сейчас в репертуаре коллектива более трехсот произведений классической и современной музыки.

- В последнее время я задался целью составить библиотеку для джазового оркестра, - говорит Юрий Александрович. - Три года сидел за компьютером, искал новые аранжировки в виде нотных партитур. За это время собрал около двухсот аранжировок, не считая собственных. В этом мне очень помогла моя жена Ольга: я благодарен ей за все, что она для меня сделала... Наш оркестр постоянно работает, повышая качество исполнения. Благодаря собранной библиотеке мы можем брать все более сложные произведения. Сейчас мы вообще меняем программу для духового оркестра — делаем ее ближе к эстраде, вводим группу саксофонов. И оркестровки, и аранжировки будут более современные. Тот же самый оркестр будет по-другому звучать...

 

Правила жизни Юрия Крутелёва

Музыка — это общение божественное. Она никого никогда не обманывает. Это не словесное общение, когда слово может обмануть. Каждый находит в музыке то, что хочет найти, но обмана в ней нет.

У меня хобби нет, у меня есть работа. Для меня это всё. У меня есть семья, дети — для меня это самое главное в жизни. Может быть, дети даже главнее, хотя они вместе со мной работают в оркестре.

У меня характер такой... Вот здесь у вас во дворе граффити, там написано: «Засыпай с мечтой, просыпайся с целью». Я всю жизнь вот так и живу. Что-то мне нравится, мечтаю о чем-то. Вечером ложусь, а утром уже решение готово, как делать и что делать... И в школе так было. Я мог, не выучив урок, выйти к доске и вывести какую-то теорему, например. Как-то раз учительница говорит: «Хорошо, эту теорему ты вывел, но есть более простое решение, в учебнике». Но мне-то было важно, что я сам нашел решение у доски. И сейчас каждый раз, когда я занимаюсь делом, в голове что-то крутится, а потом и решение приходит. Получается, передо мной каждый раз встает теорема, которую я сам решаю...

Я не великий музыкант, но я умею организовывать людей, и я умею относиться к ним так, как положено. У меня есть принцип: хочешь хорошо жить, сделай так, чтобы людям вокруг тебя жилось хорошо. Мне лишнего не надо, мне никаких денег не надо, если музыканты оркестра живут плохо. И, знаете, этот принцип в оркестре очень хорошо действует. И другие музыканты такие же подобрались - как-то так у нас сложилось.

Наверное, мысль материальна, если она передается. Не делай никому зла. Плохо подумаешь — плохо тебе будет. Когда мне плохо делают, я с человеком просто перестаю общаться. Бывает, когда и предадут, тогда я просто вычеркиваю этого человека из жизни. Я ничего плохого ему не желаю: есть Бог, который рассудит. Тут все по полочкам: если я виновен, Бог меня накажет, а если нет, накажут другого.

Жизнь состоит из плохого и хорошего. На репетицию прихожу с одним настроением, а ухожу с крыльями за спиной. Игра на духовых инструментах — очень тяжелый физический труд. Кто-то когда-то подсчитал энергетические затраты во время работы в оркестре, сравнив их с трудом на лесозаготовках. Всегда после концерта чувствуешь усталость. Иду домой уже никакой, усталость огромная, а за плечами — крылья. Очень важна при этом энергетическая связь между музыкантами, отдача зала. Ты даешь, а тебе возвращают...

Я очень люблю играть на улице, потому что там эта отдача очень хорошо чувствуется. Я получаю от этого огромное удовлетворение! Когда играем, очень люблю смотреть в глаза слушателям: в ноты - в глаза, в ноты — в глаза. Для меня это очень важно. Люди приходят нас слушать постоянно, каждую субботу, отстаивают полтора часа подряд, и им не тяжело. Кто-то танцует. Плохо, что на Соборной нет такого пространства, где можно было бы устроить такой импровизированный зрительный зал, поставить скамеечки для слушателей...

Как жизнь свою прожил, так и прожил. Сослагательного наклонения не бывает в жизни, как говорят. Да, я допускал ошибки в жизни, иногда и большие. Но судьба меня привела именно к тому, о чем я мечтал, а я всегда мечтал, чтобы в Гатчине был оркестр, как когда-то в Советском Союзе. И вот эта мечта сбылась. Но потом я понял, что это меня к чему-то другому обязывает, что надо расти дальше и дальше. Это то, о чем мы говорили: о мечте, которая становится целью, и я иду к этой цели, наверное, напрямую. То есть, я подчиняю все свои действия и поступки этому. Наверное, Бог так хотел, чтобы в городе был оркестр, а это значит, что я что-то хорошее сделал для города.

А вот что мне делать дальше — это от Бога приходит. Я не стихийный человек, и я не выстраиваю свою жизнь по полочкам, но как-то так получилось, что я самоорганизованный.

Сбылись ли все мои мечты? А я не знаю! Мечты со временем меняются. Это же ступеньки: я по лестнице иду. Если передо мной возникает препятствие, я его преодолеваю. Я в работе заводной очень, порой сумасшедшим становлюсь — себя мучаю, бывает, и людей мучаю. Мне иногда говорят: «Им бы отдохнуть надо...» А я: «Ребята, я завелся, извините!»

Я спокойно отношусь к каким-то своим достижениям. Мне хорошо в тот момент, когда я достигаю чего-то, но потом мне это уже становится неинтересно. Я люблю сам процесс работы, я движение люблю. Никогда не останавливаюсь на достигнутом и иду дальше. Пока не сделаю хорошо, не успокоюсь. А потом мне хочется еще лучше сделать, еще больше. Самое главное, чтобы люди вокруг меня не страдали от моей упертости...

Мы самые настоящие народные артисты, потому что мы - из народа и играем для народа. Самое главное для нас — это признание. Мы работаем за благодарность — это самое важное, что есть в жизни.

Есть такое высказывание: кто не хочет содержать свою армию, тот будет содержать армию чужую. Но гораздо худшая ситуация может возникнуть, если не хотят содержать свою культуру, заниматься ею. Эта культура погибнет, а на смену ей придет совсем уже другая, и, кто знает, какой она будет? А культура у нас есть: она — в домах культуры, клубах и библиотеках, музыкальных и художественных школах...


Большой концерт Гатчинского эстрадно-духового оркестра, посвященный юбилею Юрия Крутелёва, состоится в Гатчинском Центре творчества юных в пятницу 25 января, в 19 часов. На нем будут исполняться лучшие джазовые и эстрадные оркестровые произведения. Среди артистов, которые примут участие в концерте - солисты Юрий Смирнов, Игорь Зеленов, Александр Крутелёв, Сергей Ефремов, Алексей Иваньков, Вадим Поликанов, известный джазовый музыкант и импровизатор Алексей Дегусаров (гитара). Прекрасным вокалом порадуют лучшие голоса Гатчины: Наталья Шкаденкова, Динар Байтемиров, Наталья Рочева, Андрей Букас.

Приглашаем всех на этот замечательный праздник гатчинского джаза!