На просторах Калевалы

В музее города Гатчины 22 февраля, в рамках XIII Международного этнофестиваля «Земля Калевалы-2019», прошел культурно-просветительский семинар «Эпос «Калевала» на службе современности».

Рубрики:  Культура

Международный этнофестиваль «Земля Калевалы» проводится ежегодно с 2006 года. Он приурочен к дню рождения эпоса финно-угорских народов «Калевала», который традиционно отмечают 28 февраля. В дни этнофестиваля по всей Ленинградской области, Карелии и в Финляндии проходят семинары, конкурсы, исполняются традиционные песни этой древней земли.

Участие в гатчинском семинаре приняли представители ингерманландских сообществ, в частности, Межрегиональной общественной организации по поддержке культурных, этнических и народных традиций «Карельское содружество» и общественной организации гатчинских ингерманландских финнов «Инкери Сеура».

Гостей культурно-просветительского семинара «Эпос «Калевала» на службе современности» ждала насыщенная интересными событиями программа. Спикерами ее научно-исследовательской части стали представитель организации «Карельское содружество» Марина Ватагина и пробст Церкви Ингрии Павел Крылов.

Марина Ватагина напомнила участникам семинара историю рождения эпической поэмы «Калевалы», которая была опубликована в 1835 году Элиасом Лённротом на основе карельских и финских рун (песен), собранных им во время путешествий по Карелии и Финляндии. По словам Марины Вениаминовны, Лённротта зачастую называют составителем «Калевалы», говоря, что он отобрал лучшие пятьдесят рун, соединив сюжеты в определенном порядке. Но это было отвергнуто им в самом начале. Как поэт, он сочинил «Калевалу» по литературным законам из народных сюжетов и строф, которых более 22 тысяч.

- Великий мыслитель — это сам народ, - говорит Марина Ватагина. - Народ в рунах отразил свое видение мира, в каждой из них закодировав назидание потомкам. Вся мудрость предков, представленная в этом великом произведении, абсолютно актуальна и в наши дни. Это огромное послание ко всем нам, живущим в XXI веке.

Какой же историко-культурный код содержится в рунах «Калевалы»? Калевала — сложное, глубинное, порой противоречивое произведение. Все в ней иносказательно, и нужно постараться, чтобы открыть заложенные в ней смыслы и целые смысловые ряды.

Как напомнила Марина Ватагина, в целом сюжет «Калевалы» построен вокруг создания и крушения чудесной мельницы Сампо, источника счастья, изобилия и благоденствия. Главные герои Калевалы никогда не работали руками, а действовали с помощью заклинаний, постоянно общаясь с богами или, говоря сегодняшним языком, с ноосферой, так называемой мыслящей субстанцией. Чудесную мельницу Сампо удалось сотворить только, когда на помощь примчались ветры с разных сторон. Возможно, имеется в виду, что все народы договорились, чтобы совместно работать ради одной цели. Главное здесь — благоденствия можно достичь только мирным трудом.

Но Сампо — нечто гораздо большее, чем рог изобилия. Очень часто ее упоминают в словосочетании Сампо – Пестрая крышка. Эта Пестрая крышка, которая единственная сохранилась после крушения Сампо, выступает в роли символа звездного небесного купола. Этот купол вращается по центральной оси, которая, в свою очередь, является символом опоры, держащей на себе все мироздание. Как известно, мельница Сампо молола муку, соль и деньги. Соль здесь — это собственно соль земли, спрятанные в ее глубине ископаемые. Мука — это все, что произрастает на земле, что дает людям пропитание. Деньги – мера нашего труда.

- Все мы — карело-финский и славянский народы – потомки героев «Калевалы», – считает Марина Ватагина. – Все зависит от нас с вами, от того, подпитывает ли человек хаос или культивирует гармонию внутри себя. При любых изменениях в обществе мы снова и снова обращаемся к историческим мифам, которые нас объединяют. Нас объединяет «Калевала». Читайте ее, открывайте свои собственные великие смыслы этого произведения.

Пробст Церкви Ингрии Павел Крылов начал свое выступление с игры на старинном карельском и финском струнном инструменте кантеле, исполнив руны «Калевала». Свой доклад Павел Валентинович посвятил роли христианских мотивов и образов в «Калевале».

- Что объединяет «Калевалу» с христианским созерцанием? Мотивы, отношение человека к жизни и высшим силам, – объяснил Павел Крылов. – Как и в христианстве, герой «Калевалы» может просить Бога о помощи, веря в Его поддержку: между ним и Богом нет какой-то непреодолимой стены. Для христианского восприятия во взаимоотношениях между человеком и Богом главное — это хвала, благодарение, слова, которые выражают состояние мысли. И примеров таких хвалений довольно много в «Калевале».

Встреча в Гатчине продолжилась выступлением Ирмы Пеннонен, в исполнении которой прозвучали песни и стихи на финском и русских языках. После семинара Марина Ватагина провела мастер-класс «Делаем Ладью карело-финской дружбы», где все желающие могли поучаствовать в создании лоскутного панно в технике арт-квилт.