«Гатчинское лукоморье»: помочь нельзя сносить

Новость о том, что чиновники собираются закрыть мастерскую скульптора Валерия Шевченко, взбудоражила гатчинцев. Вопрос о судьбе мастерской был поднят во время встречи гатчинцев с администрацией Центре творчества юных.

Рубрики:  Культура

Необычной формы строение на ул. Генерала Кныша, напоминающее каменный замок или бастион, сразу бросается в глаза на фоне стандартных домов-коробок микрорайона Аэродром. Тридцать семь лет каждый день сюда приходит скульптор и творит для души и для Гатчины. Летом художественные замыслы воплощаются на улице. Здесь же под ветвистыми деревьями располагается «парк скульптур» - десятки готовых работ, скульптурные композиции, масштабные проекты, идеи, заготовки…

Член Союза художников России Валерий Шевченко особо почитаем в Гатчине тем, что выполнил целую галерею бюстов знаменитых жителей города. В числе его известных работ - бюст-портрет Александра Куприна, барельеф художника Федора Васильева, скульптурная композиция «Арина Родионовна и юный Пушкин».

Два года назад Валерий Шевченко отметил две юбилейные даты: 80-летие со дня рождения и 50-летие творческой деятельности в Гатчине. Наша газета рассказывала о его юбилейной выставке «Полвека в Гатчине творю». Рассказывали мы и о творческой мастерской скульптора на улице Генерала Кныша, над которой нависла угроза…

История создания мастерской начинается в 1980-е годы. Сначала скульптор работал в подвале жилого дома на ул. К.Маркса, потом в Приоратском дворце, в швейном училище, и только после этого был вынужден переехать на бывший военный аэродром. Тогда там стояла пара домов. Остальное – пустырь. С заводов на «ближний аэродром» везли разный строительный мусор. И сам домик, в котором сейчас мастерская скульптора, имел удручающий вид: с горелыми бревнами, без крыши, без окон. Раньше в нем располагались службы аэродрома, потом жили люди. Когда дом сгорел, восстанавливать его не стали, и он тоже зарос мусором. У соседей–строителей Валерий Шевченко узнал, что дом бесхозный. Получив добро от руководства города, он обратился в Союз художников и получил нужную бумагу, чтобы оформить нежилое помещение под мастерскую. Обустройство на новом месте заняло несколько лет. Все по максимуму скульптор делал сам и с помощью близких людей. Мусор вывозили машинами, вставили окна, сделали крышу, пристройку.

Валерий Владимирович вспоминал, как еще недавно к нему приходили детсадовцы, школьники, бывшие воспитанники, как приводили экскурсии. Где еще увидишь в одном месте практически всех персонажей сказок Пушкина!

- Гатчине и гатчинцам повезло – у нас есть свой народный скульптор, который умеет передать дух города. Надеюсь, он порадует нас новыми интересными работами, - говорил краевед Валерий Мачульский.

Творческих идей на пользу Гатчине и району у Валерия Владимировича много. Немолодой скульптор не раз деликатно намекал о необходимости поддержки. Чтобы не быть голословным, приглашал к себе в мастерскую руководителей Гатчины и района, работников культуры, музейщиков, депутатов.

- Сейчас я экскурсии приостановил, – объяснял он. – Нужно ремонт сделать. Следить за всем одному сложно. Меня уже не раз обворовывали. А что будет с мастерской и Лукоморьем, когда уйду совсем? Если не решить сейчас – растащат потом. А хотелось, чтобы осталось людям. В нашем микрорайоне нет такого места, куда можно было бы прийти за творческим вдохновением, посидеть спокойно с детьми, поговорить, подумать. Есть все, чтобы сделать здесь сквер: деревья, дорожки, скульптуры. Возможно, областные депутаты заинтересуются этой идеей. Тогда можно реконструировать строения, сделать красивый забор. И вот оно – Лукоморье. У нас в Гатчине – свое.

С тех юбилейных торжеств и публикаций прошло два года. И вот чиновники пришли.

- В этом году будет 37 лет как я здесь, - говорит Валерий Шевченко. - Последние десять лет никого из администрации и культуры в моей мастерской не было. А тут вдруг одни наведались – все углы осмотрели, зафиксировали. Другие пришли документы по электросетям и квитанции об оплате проверили. Придраться не к чему. В чем дело – не понимаю. Думал, что бессрочный договор на безвозмездное пользование зданием оградит мастерскую. Потом меня пригласили в администрацию Гатчинского района. По моему вопросу собрался целый кабинет чиновников. Рассказал им о себе, что у меня 18 вещей государственного значения в Гатчине и районе и много других. Спрашиваю, вы что хотите, чтобы я ушел, по какой причине? Говорят, у вас не эстетично. Так я же давно предлагал, давайте сделаем эстетично. И для художников здесь бы был выставочный зал. Куда мне переезжать толком ничего не сказали. Говорят, в городе места нет, в район, может быть. Но зимой переезжать нельзя. Все примерзло. У меня одна вещь две тонны весит. Разрешили остаться до 1 июля.

Если мастер будет вынужден освободить мастерскую, кто из многочисленных «обитателей» гатчинского Лукоморья переживет переезд? И каково в 82 года одному все начинать сначала…

Во время встречи администрации Гатчинского района с жителями  в Центре творчества юных 1 марта с вопросом об угрозе закрытия мастерской Валерия Шевченко поступило сразу несколько записок.

- Рассматривается вопрос по приведению данной территории в надлежащий порядок, - ответил горожанам  заместитель главы администрации Гатчинского района Илья Носков. - Решения о закрытии мастерской нет. Будем еще встречаться и внимательно проговаривать все варианты, чтобы сохранить творческую мастерскую скульптора.

Татьяна Можаева