В честь нeбeсной покровительницы Гатчинской зeмли
Наканунe традиционного празднования 17 апреля в честь святой Марии Гатчинской наш коррeспондeнт побeсeдовал с благочинным Гатчинского округа, настоятeлeм Павловского кафедрального собора протоиeрeeм Владимиром Фeeром.
- Отец Владимир, вот уже двенадцать лет как в Гатчине проходит крестный ход со святыми мощами преподобномученицы Марии Гатчинской, и каждый раз это становится большим событием для гатчинцев и гостей нашего города. А запомнился ли Вам первый такой крестный ход?
- Конечно. Это был солнечный и радостный день 30 марта 2007 года, когда мы встречали прибывшую из Санкт-Петербурга раку с мощами нашей святой, а потом торжественно пронесли её по Соборной улице в Павловский собор. Шёл Великий пост, но настроение у всех было пасхальное. Ведь столько было перед этим трудов и волнений, связанных с обретением честных останков матери Марии…
- Говорят, что обретение было чуть ли не тайным…
- Конечно, это не так. Мы не афишировали это событие по многим причинам, одной из которых было сомнение некоторых членов Комиссии по обретению, что в этой могиле, действительно, похоронена матушка. А судебно-медицинские эксперты нам говорили, что в таком грунте за 70 лет вообще ничего не должно было сохраниться. И хотя большой огласки не было, никакой тайны не было тоже. Работала специальная Комиссия, которую возглавил недавно отошедший ко Господу епископ Маркел, 26 марта 2007 года при обретении присутствовали духовенство и прихожане Павловского собора и Смоленской церкви, сёстры Новодевичьего монастыря, дочь духовника м.Марии о.Петра Белавского Александра Петровна…
- Как это происходило?
- Сначала был отслужен молебен, а потом начались работы, которые осложнялись тем, что справа и слева буквально вплотную были другие могилы. Когда сняли большую каменную плиту, обнаружили трехкопеечную монету 1932 года (матушку погребли 25 апреля того самого года). И появилась надежда. Потом обнажились доски гроба, а под ними лежали святые мощи мученицы в монашеском облачении.
- Что изменилось за прошедшие 12 лет? Я имею в виду почитание нашей святой.
- Надо сказать, что почитание м.Марии никогда не прекращалось. При жизни её называли не иначе как «святая Мария», сразу после её мученической кончины на Смоленском кладбище протоиерей Алексий Западалов начал служить на её могиле панихиды, в которых принимали участие до 12 священников. (Кстати говоря, отец Алексий служил в начале ХХ-го века в Павловском соборе). И почитание продолжалось во все годы безбожия. Люди, приходившие помолиться к часовне Ксении Блаженной шли потом на могилку м. Марии. А в 1981 году она была прославлена Русской Православной Церковью Заграницей в лике новомучеников и исповедников. Через четверть века это произошло и на Родине. И хотя почитание матери Марии, как я уже сказал, было всегда, но после перенесения её мощей в Гатчину, оно стало более широким. К нам приезжают паломники со всех концов России и из-за границы. Частички святых мощей м. Марии есть теперь во многих храмах и монастырях – даже на Кипре, в Америке и Австралии…
- А задают ли паломники вопрос о том, где стоял дом святой?
- Это очень частый вопрос. Дом этот, стоявший на углу Соборной и Багговутовской (К. Маркса) улицы был снесён в 1960-е годы. Но так промыслительно получилось, что само место, на котором он стоял, осталось незастроенным. Сюда к матушке за духовной помощью, утешением и советом приходили многие сотни людей, в том числе, такие известные церковные иерархи-мученики, как священномученик митрополит Вениамин Петроградский, митрополит Иосиф (Петровых), архиепископ Димитрий (Любимов) и другие, и мы выступили с инициативой поставить там памятный знак.
- И когда этот памятник появится?
- Надеемся, что появится уже в этом году, когда будет реализована программа по продолжению пешеходной части улицы Соборной. Рад отметить, что администрация и жители Гатчины поддержали наше предложение по обустройству сквера на месте дома святой и установке знака на месте её духовных подвигов, которые она несла в Гатчине с 1909 по 1932 год.
- Вы сейчас возглавляете Комиссию по канонизации святых Гатчинской епархии. Можно ли считать эту работу продолжением трудов по прославлению м. Марии?
- В определённом смысле, да. Когда мы готовили материалы для её прославления, это была трудная и кропотливая работа, которая увенчалась успехом. Сейчас нашей Комиссии, в которую входят известные церковные историки и исследователи, приходится изучать большой объём документов, разбираться в сложных вопросах, связанных с жизнью и подвигом кандидатов на канонизацию. И начало этой работе положила работа по подготовке материалов для канонизации м.Марии.
- А что лично для Вас значит матушка Мария Гатчинская?
- Матушка несёт необыкновенную теплоту и любовь всем, кто обращается к ней с просьбами и молитвой. Нам рассказывают о новых чудесах, являемых ею по молитвам страждущих и унывающих людей. Не надо забывать и того, что матушка была ещё и твёрдой исповедницей веры, великой подвижницей и молитвенницей. И её пример не может не помогать нам в самые трудные минуты. Достаточно сравнить наши малые скорби с великими скорбями, которые мужественно несла матушка Мария с верой, надеждой и любовью к Богу и ближнему, и всё сразу становится на свои места.
Для нас великая радость, что впервые за два столетия существования Гатчины как города в нём была явлена такая великая святая, к мощам которой мы имеем теперь возможность приходить в любое время со своими нуждами и просьбами, которые всегда будут услышаны.
В материале использованы фотографии из личного архива Виктора Александровича Васильева и архива Гатчинского Павловского кафедрального собора.