О бюджете для гатчинцев

О бюджете для гатчинцев

Бюджет, как кошелек, из него не потратишь больше, чем туда положил. Председатель комитета финансов Гатчинского муниципального района Любовь Орехова рассказывает о том, из чего и как складывается бюджетная копилка Гатчинского района и города Гатчины и на что тратятся наши общие, через налоги собранные, накопления.


- Какие задачи стоят перед комитетом финансов Гатчинского муниципального района при формировании бюджета?

- Наш комитет формирует два бюджета – Гатчинского муниципального района и города Гатчины. В целом на территории Гатчинского муниципального района проводится единая бюджетная политика - обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетов и реализация задач, поставленных в указах президента Российской Федерации. Но в соответствии со 131-м федеральным законом о местном самоуправлении полномочия на уровне района и на уровне города разные, поэтому и задачи при формировании расходной части бюджета тоже отличаются.

К примеру, в районе мы должны запланировать все необходимые расходы на реализацию образовательных услуг в школах и детских садах, на повышение зарплаты педагогов дополнительного образования и работников учреждений культуры и так далее. В полномочиях района - выравнивание уровня бюджетной обеспеченности бюджетов городских и сельских поселений: из районного бюджета в бюджеты поселений направляются дополнительные средства в форме дотаций на выполнение их расходных обязательств.

Что касается города, то здесь первоочередная задача – обеспечение комфортной жизнедеятельности жителей. Это круглогодичная уборка территории города, озеленение и цветочное оформление, строительство и ремонт дорог, благоустройство дворов и скверов в рамках национального проекта «Формирование комфортной городской среды», уличное освещение и обслуживание светофоров, удовлетворение жителей услугами в сфере культуры, спорта и социальной защиты населения.

- Какие налоги и отчисления идут в бюджет района и города?

- В бюджет района поступает налог на доходы с физических лиц (НДФЛ): в 2019 года - в размере 29,75% от общей суммы. Налоги на совокупный доход: это единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения – в полном объеме. Единый сельскохозяйственный налог – в размере 50%; плата за негативное воздействие на окружающую среду - 55% и другие.

В бюджет МО «Город Гатчина» поступает НДФЛ в размере 13%; акцизы - 10% с учетом дифференцированного норматива отчислений; единый сельскохозяйственный налог - 50%; налог на имущество физических лиц - 100%; земельный налог с физических лиц и организаций - 100%.

Кроме того, в бюджеты поступают доходы от аренды и продажи имущества и земельных участков.

- За счет чего запланирован рост доходной части бюджета Гатчинского района?

- Рост собственных доходов бюджета Гатчинского муниципального района в этом году запланирован на 13%. Это стало возможным за счет увеличения дополнительного норматива отчислений от налога на доходы физических лиц (+0,45%). На территории города и Гатчинского муниципального района открываются новые предприятия, начинают работать новые индивидуальные предприниматели. Новые рабочие места дают дополнительный доход в бюджет. Индексируется заработная плата 2-4% в год.

Во-вторых, рост доходов планируется за счет налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, так как количество плательщиков на конец 2018 года увеличилось на 12%. А также - за счет доходов, получаемых в виде арендной платы за имущество и земельные участки.

- Куда пойдут дополнительные средства?

- За счет роста доходной части бюджета появилась возможность увеличить объем средств для Комитета образования Гатчинского района и его подведомственных учреждений. Это позволит отремонтировать больше учреждений и завершить начатые объекты. На обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности объектов образования Гатчинского района в рамках программы «Безопасность Гатчинского муниципального района» выделено 10 млн рублей.

Продолжаются проектные работы для реконструкции Гатчинской школы № 4. В Гатчине продолжается ремонт детского сада №22, расположенного на ул. Достоевского, д.18/7. Общая сумма муниципального контракта на два года - 56 млн. рублей.

Кроме того, идет строительство концертного зала Дома-музея Исаака Шварца в Сиверском поселении. В этом году работы будут завершены.

В бюджете района в этом году значительно увеличены средства для наших городских и сельских поселений. 

Что касается роста доходной части бюджета города Гатчины, то он запланирован на 22%. Во-первых, за счет налога на доходы физических лиц, так как с января 2019 года идет увеличение на 5,3% минимального размера оплаты труда. За счет поступления земельного налога: планируется увеличение числа налогоплательщиков на 3,7% и погашения недоимки за предыдущие годы.

Кроме того, бюджет города получит дополнительно дотацию на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности из бюджета Гатчинского муниципального района (+68,6 млн руб.).

- Из чего складываются безвозмездные поступления из бюджета Ленобласти, и на что они направляются?

- В бюджете района безвозмездные поступления составляют более 60%. Это дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности (78 млн рублей), которые предоставляются на выполнение расходных обязательств района.

Субвенции (более 3,2 млрд рублей) направляются на исполнение отдельных государственных полномочий Российской Федерации и Ленинградской области, переданных для осуществления органами местного самоуправления Гатчинского муниципального района, на основании 12-ти областных законов Ленинградской области в сфере жилищных отношений, образования (на зарплату в школах и детских садах), деятельности по опеке и попечительству, на обеспечение жильем детей-сирот, на сельское хозяйство и др.

Субсидии из областного бюджета предоставляются на условиях софинансирования из местного бюджета. В район поступают средства на реновацию школ, ремонт детских садов, учреждений дополнительного образования и школьных стадионов, на ремонт дорог, реконструкцию объектов теплоснабжения и водоотведения, строительство объектов газификации.

Их получению предшествует большая работа администрации. Чтобы получить возможность рассчитывать на дополнительные средства из областного бюджета на основе конкурсного отбора, нужно подготовить и заблаговременно подать большой пакет документов - как по объектам района, так и по объектам города.

В этом году из областного бюджета в бюджет Гатчины поступят самые большие средства на реализацию национального проекта «Формирование комфортной городской среды». Из областного и федерального бюджета выделено 65 млн рублей, наше софинансирование – 5 млн рублей. Деньги пойдут на благоустройство дворовой территории ул. Хохлова, д.3-7 (сметная стоимость 18,6 млн); благоустройство дворовой территории ул. Беляева, д.7-11 (сметная стоимость 14,1 млн. рублей) и на большой проект благоустройства общественного пространства по ул. Соборной. В этом году планируется сделать пешеходную улицу от дома №21А по ул. Соборной до ул.  К. Маркса (сметная стоимость - 37,2 млн. рублей).

В рамках областного закона №3-ОЗ, по предложениям инициативных групп жителей микрорайонов, предусмотрены средства на ремонт покрытия по ул. Гоголя, пер. Гоголя, пер. Некрасова, Безымянного переулка от ул. Новопролетарской до ул. Пионерской, устройство тротуара по ул. Диагональной до пересечения с ул. Старая Дорога, освещение детской площадки по Красноармейскому проспекту у д.34.

В Гатчине запланирована и подкреплена финансированием установка 47 автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов в 37 домах микрорайона Аэродром.

- По какому принципу распределяется расходная часть бюджета?

- И в городе, и в районе подход программный. В Гатчине более 92% бюджета распределяется через девять программ, охватывающих разные сферы жизни. Это, в первую очередь, – социальная поддержка населения, расселение аварийного жилья, выплаты очередникам по жилищным программам.

В этом году шестую часть всего бюджета планируется направить на дорожное хозяйство. Отдельная программа охватывает вопросы коммунального хозяйства. Серьезные средства направляются на благоустройство, ремонт дворовых территорий и строительство новых общественных пространств. Также в бюджете заложены средства на проектно-сметную документацию строительства инфраструктуры для земельных участков в микрорайоне «Заячий ремиз» (кварталы №9 и №10); ремонт подземного перехода от Балтийского вокзала к микрорайону Аэродром, на проект организации дорожного движения в городе Гатчине. Запланирован ремонт дворовых территорий на ул. Кныша, д.14; ул. Красных Военлетов, д.6; ул. Радищева, д.3. Запланированы средства на благоустройство «Бульвара науки» на пешеходном участке ул. К. Подрядчикова от ул. Константинова до ул. 7-й Армии.

Реализуются программы по обеспечению деятельности сферы культуры, физкультуры и молодежной политики. Из местного бюджета финансируются Гатчинский спортивно-досуговый центр и Дворец молодежи, мероприятия по трудоустройству подростков от 14 до 18 лет в период каникул, реализация мероприятий комплекса ГТО. Продолжаются проектные работы по реконструкции стадиона «Спартак». В этом году в бюджете города предусмотрены средства на ремонт здания Гатчинского Дворца молодежи, в самое ближайшее время работы начнутся.

На содержание пяти учреждений культуры (Гатчинский городской Дом культуры, Городская школа бального танца «Олимпия», Центр творчества юных, Централизованная библиотечная система города Гатчины, Музей города Гатчины) запланировано 147 млн руб. На разработку проектно-сметной документации на строительство культурно-досугового центра в микрорайоне Аэродром - 9,9 млн руб.

Расходная часть бюджета Гатчинского района сформирована на основании 10 муниципальных программ, утвержденных на три года, и непрограммных направлений деятельности.

Мероприятия во всех программах имеют свои целевые показатели, по результатам достижения которых бюджетные средства перераспределяются или направляются на уменьшение дефицита.

- Расскажите подробнее о ремонте городских дорог.

- Ремонт дорог – одно из приоритетных и наиболее затратных направлений расходов средств местного бюджета. И хочу отметить, что в существующих экономических условиях простое увеличение объема расходов на определенное направление неприемлемо без подтверждения источников финансирования.

Помимо средств местного бюджета на ремонт дорог направляются средства областного и районного бюджетов. Привлечь данные средства удалось, благодаря своевременной подготовке проектно-сметной документации (она была подготовлена еще в прошлом году), что позволило вовремя подать заявку на средства областного бюджета. Таким образом, сегодня на ремонт дорог запланировано 82,2 млн рублей, в том числе 54,4 млн рублей собственных средств, 24,6 млн – из областного бюджета и 3,2 млн рублей – из бюджета Гатчинского района. Кроме того, на строительство продолжения автодороги ул. Слепнева и на завершение работ по Кирасирскому проезду запланировано 77 млн рублей.

Выделены средства на ремонт тротуаров и устройство парковки автобусов по ул. 120-й Дивизии, на капитальный ремонт ул. Беляева, ул. Академика Константинова (дорога и тротуары), ул. Кольцова, ул. Станционной, ул. Фрезерной, ул. Гагарина (дорога, тротуары, пешеходная зона), ул. Рысева, ул. Жемчужина, участка Медицинского проезда у перинатального центра (включая автостоянку), подъездной дороги к гимназии им. Ушинского и школе № 11.

- Гатчинский район был признан лучшим в области по собираемости налогов. Как проводится эта работа?

- В Гатчинском районе не первый год ведется работа по повышению налоговой дисциплины и снижению уровня недоимки в бюджеты разных уровней. Проводятся совместные выездные заседания рабочих групп по повышению собираемости налогов, страховых взносов, в состав которых входят руководители администрации района, нашей налоговой службы, службы судебных приставов по Гатчинскому району, правоохранительных органов, фонда социального страхования, центра занятости населения, главы администраций поселений.

Уровень, на который мы сейчас вышли по итогам 2018 года, - это результат совместной сплоченной работы. Всего за 2018 год проведено 170 заседаний комиссий. Для участия в заседаниях было приглашено 12130 должников, имеющих задолженность по налоговым и неналоговым платежам, либо признаки неформальной занятости и оплаты труда сотрудников в размере ниже МРОТ, установленного по Ленинградской области.

По результатам всех комиссий удалось собрать более 345 млн рублей или 48,5% от всей погашенной задолженности по Ленинградской области. Это позволило Гатчинскому муниципальному району показать лучший результат по снижению недоимки по платежам в бюджеты разных уровней среди всех районов Ленинградской области. Недоимка по состоянию на 1 января 2019 года по отношению к 1 января 2018 года снизилась на 19,52 %.

- Какой уровень задолженности в бюджеты остается сегодня?

- По налоговым платежам общая сумма задолженности в Гатчинском районе по состоянию на 1 марта 2019 года составляет 485 млн рублей, в том числе недоимка 391 млн рублей: по земельному налогу (физические лица) - 114,8 млн рублей, налог на имущество (физические лица) - 16 млн, транспортный налог - 255 млн рублей. Причины роста недоимки по налоговым платежам связаны в основном с нежеланием физических лиц выполнять свои обязательства и уплачивать налоги.

Задолженность по неналоговым платежам - аренда земли, аренда имущества, оплата за наем жилых помещений - в консолидированный бюджет Гатчинского муниципального района по состоянию на 1 марта 2019 года составила 307 млн рублей.

Задолженность жителей района за наем жилых помещений, проживающих в неприватизированных квартирах, составляет 23,6 млн рублей, а всего в найме находится 9871 квартира, из них 3179 квартир имеют задолженность, т.е. жильцы каждой третьей неприватизированной квартиры имеют задолженность.

- Не заплатил налог – уменьшил бюджет. Эта взаимосвязь должна быть понятна всем.

- Совершенно верно! Это абсолютно пропорциональные вещи. От своевременности и полноты уплаты налогов гражданами и организациями зависит стабильность нашего бюджета, а, значит, и решение вопросов местного значения – ремонт дорог, строительство и ремонт объектов инженерной и социальной инфраструктуры. Призываю всех проявлять гражданскую сознательность и ответственность в этом плане. От каждого из нас, в прямом смысле слова, зависит благополучие Гатчинского района.

- Какие меры принимаются для информирования жителей и разъяснения принципов формирования местного бюджета?

- Для повышения открытости информации о бюджете, содействия развитию финансового образования и повышения уровня финансовой грамотности населения на официальном сайте Гатчинского муниципального района создан раздел «Бюджет для граждан». Вместе с депутатами мы проводим публичные слушания по проектам бюджетов города и района и по отчетам об их исполнении. Это абсолютно открытая информация, с которой каждый может ознакомиться. Главное, нужно понимать, что за всеми этими сухими цифрами стоят люди и конкретные дела, направленные на развитие Гатчины и района.

От души хочу поблагодарить своих коллег за очень важный, ответственный каждодневный труд. Вместе мы делаем одно большое дело, способствуя развитию и процветанию нашего Гатчинского муниципального района.