«Хоровая лаборатория. ХХI век»: эта музыка будет вечной

В Гатчине завершила работу VI Всероссийская летняя школа хормейстеров, композиторов и концертмейстеров «Хоровая лаборатория. XXI век». В работе семинара приняли участие известные дирижеры и хоровые деятели, композиторы и ведущие мастер-классов из России, Польши, Финляндии, Латвии, Норвегии.

Рубрики:  Культура

Напомним, проект «Хоровая лаборатория. XXI век», созданный гатчинским музыкантом и педагогом Ириной Рогановой, проводится Межрегиональной ассоциацией дирижеров детских и молодежных хоров Северо-Западного региона России совместно с Домом народного творчества комитета по культуре Ленинградской области, при поддержке комитета по культуре Гатчинского района.

Как напомнил ведущий семинара, президент Межрегиональной ассоциации дирижеров детских и молодежных хоров Северо-Западного региона РФ, композитор, лауреат международных и всероссийских конкурсов Андрей Думченко, ассоциация официально существует с 2015 года.

- К сожалению, отечественное хоровое искусство испытывает репертуарный голод. Мы подчас даже не знаем, что происходит в Европе и во всем мире, - говорит Андрей Юрьевич. - Идея организации ассоциации — знакомить наших коллег с современными тенденциями развития хорового исполнительского искусства... Мы собираем информацию в течение целого года, стараясь привлечь все самое интересное на Летнюю школу в Гатчине. За эти годы появилась возможность не только увеличить количество слушателей, но и приглашать ведущих специалистов из разных регионов России и других стран.

Творческой площадкой Все-российской летней хоровой школы по традиции стала Гатчинская детская музыкальная школа им. Ипполитова-Иванова. Очередной ежегодный проект «Хоровая лаборатория. XXI век» собрал на этот раз рекордное количество слушателей — около 150 человек из разных городов России и зарубежья.

Изначально Летняя школа в Гатчине была задумана как расширенный семинар для хормейстеров. Однако в ней практически сразу стали проводить и семинар для композиторов.

- Композиторы, к сожалению, не всегда понимают, для кого они пишут, и как надо писать, - говорит Андрей Думченко. - Очень много музыки написано, но она редко исполняется. Каждое произведение должно найти своего исполнителя. Мы сделали Летнюю школу для композиторов, чтобы они знали, что происходит в мире, чтобы понимали, какие требования предъявляются к хоровой музыке. На гатчинском семинаре студенты-композиторы не только работают с маститыми мастерами и композиторской профессурой. В течение нескольких дней они сочиняют произведения, которые разучивают наши сводные хоровые коллективы — детский хор, молодежный хор, хор хормейстеров.

В этом году в работе «Хоровой лаборатории» появился семинар для концертмейстеров, который посетили около 30 специалистов.

- Для концертмейстеров не так много есть каких-то курсов повышения квалификации или семинаров, - говорит Андрей Юрьевич. - А вопросы, которые там освещаются, очень важны. Это вопросы стилистики (нельзя, к примеру, играть Моцарта или Рахманинова одинаковым звуком), взаимодействия с дирижером, с хором, с вокалистами или инструментальными исполнителями... Неслучайно говорят, что хороший концертмейстер — на вес золота.

Ежедневная программа Летней  школы была, как обычно, плотной и насыщенной. Целых шесть дней, с 1 по 6 июля, здесь проходили мастер-классы, круглые столы и показательные концерты для хормейстеров, композиторов и концертмейстеров. Творческие встречи и занятия с хоровиками проводили маститые хоровые композиторы, дирижеры и концертмейстеры России и зарубежья: Мия Макарофф (Финляндия), Екабс Янчевскис (Латвия), Алексей Ларин (Россия), Владимир Довгань (Россия), Андрей Думченко и другие. Со сводным хором дирижеров работали приглашенные дирижеры Яцек Сыкульский (Польша), Сьетиль Оман (Норвегия), Юрий Никифоров (Россия).

Едва ли не с самого начала «Хоровой лаборатории» свои мастер-классы проводит здесь преподаватель музыки, дирижер и композитор с мировым именем Мия Макарофф (Финляндия). Несмотря на полную ангажированность на разного уровня музыкальных форумах и мероприятиях, она каждый раз отказывается от других проектов, чтобы приехать на Летнюю школу в Гатчину. С участниками семинара композиторов Мия работает над музыкой для детей в рамках своего курса «Детская музыка. Сочетание традиционной и современной хоровой техник».

По словам Мии, ее работа на Летней школе в Гатчине имеет долгую предысторию.

- Много лет назад в Италии впервые состоялся проект, подобный «Хоровой лаборатории», - рассказывает она. - Меня пригласили провести там мастер-класс по музыке для детей. В этом мастер-классе была одна особенная студентка, ее звали Ирина Роганова. Ирина меня спросила, могу ли я приехать в Россию, чтобы провести такой же мастер-класс, и я с радостью согласилась.

- Я стараюсь вдохновить композиторов, чтобы они нашли способ донести свою музыку до детей, - говорит Мия Макарофф. - Важно, чтобы они понимали детей, учитывая педагогические аспекты.

По словам Мии, участники мастер-классов в Летней хоровой школе — очень благодарные и отзывчивые слушатели.

- В России очень высокий уровень музыкального образования, - считает она. - Все студенты Летней школы композиторов — отличные музыканты. Для меня - чудесная возможность и честь узнать их, и я стараюсь с ними работать, как с коллегами. Я просто пытаюсь научить их общаться с детьми, понимать их, и, как регулировщик, направляю композиторов, чтобы они не писали слишком сложно и длинно для детей. В свою очередь, я стараюсь что-то вынести и для себя, получая новый угол зрения, с которого можно взглянуть на музыку.

Преподаватель Летней школы композиторов, заслуженный деятель искусств РФ, профессор Российской академии музыки им. Гнесиных Алексей Ларин также принимает участие в «Хоровой лаборатории» с самого ее основания. Композитор пишет для детских, любительских и профессиональных хоров. Его произведения разных жанров звучат по всему миру.

Как считает Алексей Ларин, Летняя школа в Гатчине — важный проект, способствующий возрождению хорового искусства на всем постсоветском пространстве.

- Советская система музыкального образования была признана во всем мире как образцовая, - говорит Алексей Львович. - К сожалению, в девяностые годы она стала разваливаться, что, конечно же, очень плохо. Но усилиями таких энтузиастов, как Ирина Вячеславовна Роганова, происходит ее возрождение. Летняя хоровая школа в Гатчине способствует содружеству композиторов и хоровых дирижеров. Не секрет, что многие авторы подолгу ждут исполнения своих произведений. В Летней школе композиторов на протяжении пяти дней что-то пишется. И пусть это не шедевры, но, по крайней мере, это музыка, которую можно сразу же спеть. Для молодых композиторов это колоссальная школа, просто подарок судьбы, потому что они могут увидеть, что у них получается, могут что-то поменять или поправить тут же на ходу, в процессе репетиций... Я рад, что дело Ирины Вячеславовны Рогановой оказалось в надежных руках. То, что сейчас здесь происходит - это действительно хорошее дело, имеющее продолжение и развитие.

В рамках Летней школы «Хоровая лаборатория. XXI век» состоялись и замечательные концерты, которые могли послушать все желающие. В концертном зале школы выступили группа «Plus Five» с программой a cappella «Тишины не будет» и камерный состав Хоровой коллегии Санкт-Петербурга, ансамбль «Choral Collegium Ensemble» с программой старинной музыки. Слушатели Летней школы познакомились с удивительной музыкой латвийского композитора Екабса Янчевскиса.

В последний день Летней хоровой школы состоялись выступления сводных хоров, которые исполняли сочиненные за эти пять дней произведения молодых композиторов.


Фото ВК