Высокая музыка становится ближе, когда обретает историю

Концертом «Загадки романтической эпохи» открыл серию концертов высокого искусства в Гатчине Государственный симфонический оркестр Ленинградской области. 10 октября в Гатчинской детской музыкальной школе им. М.М. Ипполитова-Иванова прозвучала музыка Роберта Шумана, Клары Вик, Иоганнеса Брамса, Богуслава Мартину.

Рубрики:  Культура

Цикл концертов проходит при поддержке комитетов по культуре Ленинградской области и Гатчинского района, Гатчинской городской филармонии и детской музыкальной школы им. М.М. Ипполитова-Иванова. Автор идеи цикла концертов - художественный руководитель и дирижер Государственного симфонического оркестра Ленинградской области, народный артист Кабардино-Балкарии Михаил Голиков.

Государственный симфонический оркестр Ленинградской области под руководством Михаила Голикова продолжает культурное и творческое наследие симфонического оркестра «Таврический». За несколько лет своего существования оркестр добился признания в среде профессионалов и у широкой зрительской аудитории. Ежегодно оркестранты дают более 150 выступлений в разных городах России и зарубежья.

- Мы рады, что сегодня здесь выступает Симфонический оркестр Ленинградской области под управлением Михаила Голикова, нашего любимого маэстро, - приветствовал гатчинцев в день концерта открытия председатель комитета по туризму Ленинградской области Евгений Чайковский. - За эти годы оркестр стал визитной карточкой Ленинградской области. Это прекрасные, молодые, талантливые музыканты, с которыми мы уже проехали всю Европу и весь Северо-Запад России.

По словам Михаила Голикова, главная задача оркестра и цикла «Серии концертов высокого искусства» – пропаганда произведений российского и мирового музыкального наследия, знакомство жителей Ленинградской области с классикой, практически не открытой для российских слушателей.

- Мне кажется, сегодня такое время, когда классическая музыка нуждается в отдельном дополнительном внимании и в новом осмыслении ее роли в нашей жизни, - считает Михаил Голиков. - И самое главное для наших маленьких зрителей — понимать, что вот эти личности на портретах в этом зале — это огромный мир, в который можно войти. Главное — открыть туда правильно дверь. И тогда откроется клапан эмоций, который позволит знакомиться с удивительными, невероятными, интересными историями.

Тема первого концерта высокого искусства в Гатчине – «Загадки романтической эпохи». Музыкальные произведения великих мастеров западно-европейского романтизма Роберта Шумана, Вик, Иоганнеса Брамса комментировали академические музыковеды. Трех музыкантов объединяли близкое сотворчество и личные отношения. Клара Шуман (Вик) была выдающейся пианисткой своего времени, ее супруг Роберт Шуман и друг семьи Иоганнес Брамс – прославленные композиторы. Роберту было 43 года, Кларе — 34, Брамсу — 20 лет. Брамс был искренне предан Шуману, который стал его учителем и наставником. Шуман видел в Брамсе гения и сделал все, чтобы помочь ему стать известным композитором. Молодой Брамс беззаветно влюбился в Клару, которая стала для него идеалом, музой, прекрасной дамой из эпохи Средневековья. Однако связь всех троих вышла далеко за рамки «любовного треугольника», потому что главной страстью каждого из творцов была музыка. После смерти Шумана Клару и Брамса долгие годы связывали дружеские отношения. Она концертировала до 72-х лет, исполняя музыку Шумана и Брамса. Брамс ушел из жизни вслед за Кларой...

Первый гатчинский концерт высокой музыки открылся фрагментом из последней симфонии Иоганнеса Брамса - симфонии №4. Написанная в 1884-1885 годах, она принадлежит к числу наиболее совершенных и самобытных творений композитора. В программе также прозвучали симфония №3 Брамса, концерт для фортепиано с оркестром ля минор Шумана, концерт для фортепиано ля минор Клары Вик, торжественная увертюра Иоганнеса Брамса в исполнении оркестра, концерт для двух скрипок с оркестром Богуслава Мартину. Солировали лауреаты международных конкурсов, замечательные петербургские пианисты Евгений Изотов и Анна Шелудько, Юлия Томилова, заслуженный артист России Александр Шустин.

Для Гатчины выступление Государственного симфонического оркестра Ленинградской области — событие незаурядное, хотя коллектив, которым руководит Михаил Голиков, в нашем городе бывает часто. Ежегодно оркестр проводит у нас концерты памяти Исаака Шварца. Одним из наиболее памятных событий уходящего года стала постановка оперы «Евгений Онегин» в Приоратском парке.

О том, почему оркестр решил открыть новую серию концертов высокого искусства именно в Гатчине, рассказал в интервью нашей газете руководитель Государственного симфонического оркестра Ленинградской области Михаил Голиков:

«Для меня Гатчина значит очень много. Во-первых, я практически все свое детство провел в Гатчинском районе — у нашей семьи была дача в поселке Прибытково. Я с детства напитался той культурой, историей, которая в Гатчинском районе практически на каждом шагу. А Гатчина, куда меня все время водили гулять, всегда мне представлялась каким-то невероятно теплым городом, городом души. Конечно, когда я вырос, дача стала для меня неактуальной. Мою жизнь захватили другие страны и города. Но то, что было заложено в детстве вместе со сказками Пушкина, с теми музыкальными произведениями, над которыми я работал летом на даче, даром не прошло. Думаю, что моя душа поселилась на этой земле надолго.

Если говорить объективно, мне очень импонирует, как развивается Гатчина в качестве культурно-туристического центра. Но туризм-то идет за чем-то и к чему-то. Да, конечно, здесь есть роскошный дворец и прекрасные дворцовые парки. Но здесь есть и много всего другого. Здесь витает дух Исаака Шварца, с семьей которого меня связывают очень теплые и очень творческие отношения. Мне очень приятно, что у нас уже вошло в традицию многие годы проводить на Гатчинской земле концерты, посвященные музыке Шварца.

У меня не было никаких сомнений, что столь необходимую, по моему мнению, задачу популяризации академической музыки нужно начинать именно с Гатчины. Гатчина расположена близко к Санкт-Петербургу, и мы очень надеемся, что дальнейшая история этого цикла позволит привлечь сюда даже петербургскую публику - так, как это уже происходит с музыкой Шварца, с программами композиторов, писавших музыку для кино, или постановкой оперы «Евгений Онегин» в Приоратском парке. Будем считать, что это фундамент, на котором мы начинаем строить дом, точнее, храм, обращенный к завтрашнему поколению гатчинцев - к детям. И я безумно благодарен администрации Гатчинского района, музыкальной школе им. Ипполитова-Иванова, Гатчинской филармонии за то, что они дали нам возможность начать цикл именно здесь, где открывается страница в будущее нашей страны...»