Гатчинский ТЮЗ: без чего не бывает театра

Гатчинский ТЮЗ: без чего не бывает театра

Подходит к концу объявленный в России Год театра. Но для небольшой и слаженной команды Гатчинского Театра юного зрителя в этом смысле ничего не изменится: каждый год его жизни — это Год театра с большой буквы, поскольку накал творческой работы здесь всегда на высоком уровне.


В 2019 году ТЮЗ выпустил подряд два ярких и очень разных спектакля. Сейчас готовится третья премьерная постановка, которая станет очередным сюрпризом для малышей.

Спектакли Гатчинского ТЮЗа пользуются большой популярностью среди маленьких зрителей не только Гатчины. Во время спектаклей в зрительном зале можно встретить детей не только из Санкт-Петербурга и разных уголков Ленинградской области, но даже из Финляндии или Австрии.

Успешность театра можно оценивать по заполненности зрительного зала. На спектаклях Гатчинского ТЮЗа практически всегда — аншлаг!

 

Шекспир, Голубой щенок, Кот в сапогах...

Премьерную летопись 2019 года Гатчинский Театр юного зрителя открыл в апреле спектаклем петербургского режиссера Алексея Утеганова «Страшные сказки» по Шекспиру. Для гатчинских подростков на сцене ТЮЗа ожили знаменитые персонажи шекспировских пьес: Гамлет, Ромео и Джульетта, король Лир, Макбет и Отелло. «Страшные сказки» - необычный и очень свежий взгляд на Шекспира, попытка режиссера предложить новое, современное прочтение хорошо знакомых нам классических произведений.

Как рассказала главный режиссер ТЮЗа Елена Котельникова, эта постановка задумывалась как мастер-класс для актеров, посвященный Году театра в России.

- Трагедии Шекспира — материал, очень богатый для артистов, - говорит Елена Николаевна. - Мы прорепетировали две недели и решили, что из этого может получиться постановка. Я считаю, что у нас получился великолепный спектакль. Артисты прекрасно справились со всеми поставленными перед ними задачами. В каждой трагедии Шекспира все обстоятельства очень жизненные. Любовь, страсть, ревность — им пришлось пережить все эти эмоции. Артисты получили колоссальное удовольствие, они любят этот спектакль. И я думаю, что мы все сделали правильно.

Уже в начале сентября ТЮЗ показал еще один новый спектакль — музыкальную сказку «Приключения Голубого щенка» режиссера Алексея Аммосова. Очередная премьера получилась яркой, атмосферной и в хорошем смысле классической. И детям и взрослым понравилась авторская версия некогда культовой мультистории по поэме Юрия Энтина.

- Времени на подготовку у нас было немного, - рассказала Елена Котельникова. - Музыкальная постановка требовала очень большой нагрузки на актеров — и физической, и эмоциональной, однако репетиции, как и в спектакле по Шекспиру, проходили очень весело, невзирая на тяжелый материал. Спектакль получился замечательный — о любви, о дружбе, о том, что в жизни всегда нужно иметь хотя бы одного хорошего друга, на которого можно положиться.

Не успел театр выйти из летнего отпуска, как начал готовить новую постановку. Дата премьеры нового спектакля «Кот в сапогах» пока еще не назначена, но уже сейчас понятно, что маленьких гатчинских театралов ждет еще одно яркое событие.

 

Тайны закулисья

В Гатчинском ТЮЗе сложилась крепкая профессиональная команда, что очень важно для любого коллектива. На этот раз мы решили познакомиться не только с творческой частью команды театра, которая постоянно на виду, но и с постановочной (не менее, кстати, творческой).

Постановочная часть в любом театре — это половина его успеха. Это работа над светом и звуком, декорациями и реквизитом. Это то, что делает спектакль зрелищным, красивым, атмосферным.

Заведующий постановочной частью ТЮЗа Игорь Букашев - человек в Гатчине новый. По словам Елены Котельниковой, благодаря Игорю все в театре происходит четко, ясно и понятно, что очень важно для всего коллектива. Как признается сам Букашев, за его плечами - хорошая школа и хорошие учителя. В ТЮЗ он принес богатый опыт работы в профессиональных театральных коллективах, возглавляемых Александром Калягиным, Сергеем Безруковым, Кириллом Серебренниковым.

- Один из моих учителей показал мне на своем примере: ни в жизни, ни в театре нет мелочей, - говорит Игорь Букашев. - Я пришел в ТЮЗ и увидел: здесь есть за что биться. И в творческой, и в постановочной части команды собрались замечательные люди, а для жизни театра, собственно, больше ничего и не надо... Работы в театре много, но она может удовлетворить, только если человек прилагает серьезные усилия. Очень благоприятно сказывается на театре работа с разными режиссерами. Каждый из них видит все под своим углом, и это интересно и актерам, и постановочной части. Мы не заключены в какие-то рамки, можем двигаться и развиваться, актеры не привязываются к одному амплуа. И если нам всем это приятно, то соответственно и зритель получит удовольствие от нашей работы.

 

Живое дыхание театра

- Меняется жизнь, меняются люди, меняется и театр, - говорит режиссер Елена Котельникова. - Театр будет жить и развиваться, если интересно работать всей команде, если все получают удовольствие от взаимной работы. Многое зависит и от самой постановки: можно сказать, что тот же Шекспир в каком-то смысле изменил отношение нашей команды к своей профессии.

- Постановка по Шекспиру была для нас, конечно, очень неожиданной, - говорит помощник режиссера, актриса, певица и режиссер Юлия Мартынова. - Каждому актеру всегда хочется играть классику, а Шекспир — это вообще подарок, это ведь такие роли! Нам повезло, все мы были очень вовлечены в работу над этим спектаклем. Артисты — они ведь как дети, им только дай то, что они хотят, и они сразу начинают во все это вживаться. Очень много было придумок. Мы вместе с режиссером все это строили, переделывали, чем-то вдохновлялись, преодолевали какие-то трудности. Это была очень хорошая и поучительная работа для всех нас...

Все маленькие и взрослые зрители Гатчинского ТЮЗА прекрасно знают заведующую театром Викторию Александрову. Именно она гостеприимно встречает всех и каждого у входа в зрительный зал, помогает рассаживаться по местам и вообще почувствовать себя в театре, как дома. Это человек, который является главным связующим звеном всех частей театра — и творческой, и постановочной. Каждый в ТЮЗе знает: ей можно позвонить в любое время дня и ночи по любому вопросу, связанному с работой.

- Я занимаюсь театром с шести лет, поэтому театр для меня — это вся моя жизнь, - говорит Виктория Николаевна. - Жизнь, которая мне очень интересна. Каждый раз, когда в театре происходит что-то новое, это всегда какая-то очередная ступень для актеров и для самого театра. Каждый раз актеры открываются с какой-то новой стороны. Театр — это всегда нечто подвижное, живое. Когда кажется, что что-то можно сделать иначе, вносятся какие-то изменения, которые потом перерастают в нечто еще более интересное. А это и есть движение вперед, это и есть развитие театра...

 

Душа театра

Несмотря на внешние и внутренние перемены, у театра есть нечто неизменное и вечное. Это то, что делает его театром. Что же это - душа, атмосфера, вдохновение? Как считает Игорь Букашев, душа театра — это актеры. Слово «душа» часто звучало и в беседе с Юлией Мартыновой.

- Для меня театр — это душа, вдохновение, - говорит Юлия Александровна. - Это коллектив. Спектакли лучше получаются, когда все находятся на одной волне, работая на одну идею... Театр живет новыми премьерами, новыми спектаклями. Когда есть движение, это всегда интересно. В каждой новой пьесе, в каждом очередном спектакле всегда открываешь что-то новое и начинаешь в этом растворяться.

Всегда считалось, что в детском театре актерам работать сложнее, чем во взрослом. Диапазон работы шире, поскольку она направлена не только на детей, но и на взрослых. А принцип подхода к творчеству один.

- Когда работаешь для детей, чувствуешь большую ответственность, - говорит Юлия Мартынова. - Дети очень хорошо чувствуют, когда артист не готов по каким-то своим причинам. Если они чувствуют, что артисту это не интересно, то и им будет неинтересно. Поэтому нужно всегда быть увлеченным тем, что ты делаешь.

- Я люблю наблюдать за зрителями во время спектакля, люблю слушать дыхание зала, - признается Игорь Букашев. - У нас большой репертуар, но зритель к нам приходит постоянный. В театре дети приучаются к определенной культуре поведения. Вроде бы простые вещи: отключить мобильные телефоны, не шуметь, хорошо себя вести, отблагодарить актера цветами... Но это ведь очень важно: это всегда эмоции, всегда работа мозга. И когда в определенный момент от зрителей начинают идти эмоции, то работать становится легче. Особенно хорошо это чувствуют актеры. Всегда приятно, когда есть отдача из зала. Происходит своего рода круговорот положительных эмоций: актер отдает свою эмоцию зрителю, зритель ее возвращает в многократном размере, актер играет еще вдохновеннее... Как говорили классики: надо всегда думать о том, какой уходит зритель от тебя. Родители, глядя на своих довольных, счастливых детей, тоже становятся добрее. В общем, всеобщая любовь наступает...