Форум «неисправимых оптимистов»

Гатчинские предприниматели приняли участие в V форуме потребительского рынка Ленинградской области: крупнейшее мероприятие торговли региона прошло 20 октября на площадке торгового центра «Мега Дыбенко» во Всеволожском районе.

Рубрики:  Бизнес

На форуме собрались руководители предприятий торговли и общественного питания, представители сферы бытовых услуг и деловых объединений, институтов развития малого и среднего бизнеса и органов власти, эксперты федерального и регионального уровня. Традиционно в рамках форума состоялись конкурсы профессионального мастерства в области потребительского рынка. За звание лучших по профессии боролись официанты, бариста, флористы, фотографы, видеографы, ювелиры, дизайнеры одежды, сантехники и продавцы на ярмарке. В отдельных номинациях участвовали самозанятые.

Кроме конкурсов и насыщенной деловой программы участники и гости форума посетили увлекательные мастер-классы, ярмарку и выставку брендов Ленинградской области.

 

Ушла «ИКЕА»? Свято место пусто не бывает

Выступая на торжественном открытии форума, губернатор 47 региона Александр Дрозденко подчеркнул необходимость поддержки и субсидирования малых торговых точек, расположенных далеко от Санкт-Петербурга и других городов.

- Наш регион на протяжении нескольких лет в целом показывает положительную динамику развития сферы потребительского рынка, несмотря на непростую экономическую и политическую обстановку. Санкции не заставили нас отказаться от услуг кафе, химчистки, мойки или доставки. Зато заставили предпринимателей ухватиться за новые шансы для бизнеса.
Представители малого бизнеса Ленобласти – неисправимые оптимисты, которые в любых сложностях находят новые возможности.
Ленинградская область в прошлом году преодолела рубеж в 610 млрд рублей по показателям оборота. При поддержке области в 2023 году прогнозируем рост оборота малого бизнеса региона на 90 млрд рублей – до 700 миллиардов, – сказал Александр Юрьевич.

Как заметил глава региона, несмотря на сложные условия работы в области растет количество объектов бытового обслуживания населения:

- Общепит у нас представлен от небольших точек фастфуда до ресторанов. Ленинградская область входит в пятерку самых привлекательных туристических регионов России. Помимо всего, мы еще и транзитный регион, поэтому внимание уделяется точкам быстрого питания, объектам питания для бизнеса и предприятий. Да, есть сложности. Из Ленинградской области ушли два объекта «ИКЕА». Но им в дальнейшем будет трудно вернуться. С нами уже хотят торговать мебелью белорусы, азиаты (Казахстан, Киргизия, Китай). С началом СВО снизились показатели, характеризующие развитие потребительского рынка, но ситуация восстанавливается. Показатели растут, в том числе в сопоставимых ценах.

Александр Юрьевич подчеркнул: важно, чтобы росла покупательская способность и благосостояние граждан, тогда все предприятия потребительского рынка будут в плюсе. Также он отметил необходимость грамотного соотношения цены и качества, и тут российские производители выигрывают, поскольку предлагают высококачественную продукцию по разумным ценам.

Заместитель председателя правительства Ленинградской области Дмитрий Ялов, выступая на открытии форума, отметил, что в любом крупном поселке региона уже есть пункты выдачи маркетплейсов:

- Людям абсолютно доступно все, что доступно в Москве или Петербурге. Я уверен, что изменения, которые мы наблюдаем, в целом дают выигрыш. По сетевой торговле мы одни из самых продвинутых регионов.

…И дефиле от ГИЭФПТ

На форуме состоялось пленарное заседание на тему «Новые возможности потребительского рынка – стратегии и пути развития», в котором приняли участие губернатор Александр Дрозденко и зампред правительства Ленобласти Дмитрий Ялов. К обсуждению также были приглашены представители электронной торговли, общественного питания и бытовых услуг, ресторанного и гостиничного бизнеса. Представитель Минпромторга России в рамках пленарной сессии отметила необходимость развития российских брендов и регулирования электронной коммерции.

На форуме обсуждались актуальные вопросы и проблемы, перспективы и возможности фермерства и агротуризма в Ленинградской области. Участники стратегической сессии искали новые точки притяжения в индустрии гостеприимства. На деловой конференции шла речь о самозанятых и первых шагах на пути к предпринимательству.

После дефиле коллекции работ студентов ГИЭФПТ из Гатчины состоялась панельная дискуссия «Креативная индустрия – рецепты успеха», в которой принял участие ректор ГИЭФПТ Александр Туфанов.

Экспертная сессия была посвящена особенностям работы торгово-развлекательных комплексов в малых городах и потребительскому рынку.

Даёшь автолавки в 47 регионе!

На форуме анонсировали новацию – в Ленинградской области появится программа мобильной торговли. По этой программе предприниматели смогут купить – с господдержкой – автолавку или фудтрак и, кроме того, разместить свой торговый объект в регионе в упрощенном порядке.

Как было замечено на форуме, сегодня, согласно федеральному законодательству, владельцам нестационарных торговых объектов необходимо участвовать в торгах на земельные участки. Это сложно. А также затратно. Если место пользуется популярностью, цена размещения вырастает в разы. В Ленобласти места для нестационарной торговли выделяют муниципальные советы, и получить это «место под солнцем», по отзывам предпринимателей, тоже непросто.

Однако в Московской области уже работает программа мобильной торговли: предприниматель может на специальном сайте зарезервировать свободное место под свою автолавку и поставить ее там. Главное, чтобы торговый объект был мобильным. Это могут быть магазины на колесах, полевые кухни, фудтраки. В Московской области муниципалитеты выбрали места для нестационарной торговли, нанесли их на интерактивную карту, и предприниматели выбирают место в режиме онлайн и заключают договор. Тут «кто успел – тот и съел»: договор заключается с первым интересантом, подавшим заявку. О том, что место вакантно, на сайте сигнализирует зеленый свет. В Московской области уже работает порядка 400 таких автолавок, а на карте – три тысячи мест. Свободных много.

По сведениям руководства Mobitruck – компании, выпускающей фудтраки и магазины на колесах, законопроект о мобильной торговле уже разработан и передан в Госдуму РФ. «С Ленобластью мы встретились на ПМЭФ, и родилась такая программа, – говорит основатель компании Mobitruck Рафаэль Хабиров. – В регионе может появиться 1,5-2 тысячи мест под фудтраки – это и загрузка производителей, и развитие торговли, и фестивали».

Председатель комитета по малому, среднему бизнесу и потребительскому рынку Ленинградской области Светлана Нерушай выразила одобрение этой идеи:

- Мы поддерживаем программу, более того, у нас есть деньги на компенсацию части затрат на мобильную торговлю из областного бюджета – если, например, предприниматель приобретет фудтрак для общепита или автолавку. Места, где можно разместить мобильную торговлю, определяют сегодня органы местного самоуправления. Да, к нам есть обращения предпринимателей, что получить такие места сложно, и мы пытаемся это переломить, преодолеть, объяснить, что малоформатная и мобильная торговля – это прежде всего комфортная среда для граждан, услуги общественного питания, и запрашиваем органы местного самоуправления, контролируем их – сколько же мест они выделили.

Как рассказала Светлана Ивановна, в Ленинградской области рассматривается законопроект, посвященный малоформатной и мобильной торговле. Когда его примут, можно будет в электронном виде подать заявку через Госуслуги и там же получить ответ от муниципалов. Система должна заработать с 1 января. В итоге в Ленобласти тоже появится возможность получать места для мобильной торговли через сайт.

Однако по мнению представителей малого бизнеса, войти в программу было бы неплохо, прежде всего, не с дорогими фудтраками, а с прицепами – небольшими автолавками. Также предприниматели выразили опасение, что может начаться повальная скупка и перепродажа мест для мобильной торговли. А еще, как считают те, кто занимается потребкооперацией, в Ленинградской области не хватает нормальных «колхозных» рынков.

…Директор Агентства по обеспечению деятельности АПК Ленобласти Евгений Курц рассказал, что в регионе работает 676 фермерских хозяйств. Но самих фермеров на форуме практически не было: времени на форумы у них нет. Как заметил президент Ассоциации фермерских и личных подсобных хозяйств и кооперативов Ленинградской области и Санкт-Петербурга Михаил Шконда, фермеры заняты поиском сбыта и ведут активную производственную деятельность. Рабочих кадров в хозяйствах не хватает.

Кстати, о сбыте. Представитель сети «Магнит» объявила, что в магазинах сети теперь появятся фермерские уголки, где будет представлена продукция местных производителей. Как в некоторых «Пятерочках».

В завершение программы форума состоялся финал и награждение победителей конкурса «Лучший по профессии в сфере потребительского рынка» в Ленинградской области среди предпринимателей и самозанятых граждан. 

Гатчинцы приняли активное участие в ярмарке. Свои изделия представили мастера Наталья Еремина, Милита Костина, Гатчинский промкомбинат. Крестьянско-фермерское хозяйство Садова предлагало выращенную продукцию под брендом «Жили-растили».

Подготовила Екатерина Дзюба