Быть ли музею Гатчинского аэродрома?

В Гатчине нередко можно слышать от туристов: «Где здесь был аэродром? Что от него осталось?». Еще немного, и от первого военного аэродрома Российской империи действительно не останется ничего. Нужно торопиться, что-бы не потерять то, что еще можно сохранить.

С инициативой по восстановлению на территории микрорайона Аэродром одного из ангаров 1926 года постройки с вышкой управления и открытию в нем музея Гатчинского аэродрома выступили гатчинцы – знаток военной истории Владимир Долгов и предприниматель Геннадий Панев.

- Нашей идеей уже заинтересовалась администрация Гатчинского муниципального района. Будем продвигать ее дальше, чтобы она получила реальные проектные очертания, – оптимистично заявляет Геннадий Панев.

В обосновании проекта, составленном Владимиром Долговым, напоминается, что на Гатчинском аэродроме открыли дорогу в небо Михаил Ефимов и Лидия Зверева, проходили испытания парашюта Глеба Котельникова, стал летчиком Петр Нестеров, останавливалась экспедиция Умберто Нобиле и Рауля Амундсена, проходили службу Валерий Чкалов и Николай Евдокимов, а также многие другие летчики, оставившие заметный след в истории авиации.

В настоящее время на территории летного поля Гатчинского аэродрома сохранились отдельные элементы служебно-технической застройки, большинство - в руинном виде. Один из ангаров 1926 года Гатчинского аэродрома сохранился лучше других. От него остались оба боковых блока – стены с арочными воротами, на которых сохранилась металлическая арматура для крепления козырьков над откатными воротами ангара. В помещении правого блока более поздней постройки видны частично сохранившаяся штукатурка и окраска стен объекта Министерства обороны СССР. Утрачены – крыша, остекление окон в боковых стенах, двери, откатные ворота лицевого и тылового фасадов, козырьки над ними, светильники над воротами и внутреннее освещение ангара. Также требуется восстановление вышки управления у левой стены и покрытия пола.

Инициаторы в качестве источника строительных материалов для восстановительных работ предлагают частичный демонтаж руин остальных трех ангаров 1926 года, сохранившихся на близлежащей территории в худшем состоянии.

При восстановлении данного сооружения появится еще одна, весьма заметная реликвия отечественной авиации. И к тому же удачно расположенная для туристов: близко к Балтийскому вокзалу г.Гатчины и Гатчинскому дворцу. Также в ангаре и на близлежащей территории, где сейчас пустырь, возможно открытие музея Гатчинского аэродрома – отдельного либо в качестве филиала.

Для экспозиции музея существует предостаточно информации по истории аэродрома с 1908 по 1972 гг. В качестве экспонатов эффектно использование макетов самолетов и дирижаблей, базировавшихся и останавливавшихся здесь; макетов аэродрома по состоянию местности на 1914, 1941, 1963 годы; многочисленных фотографий, сделанных на аэродроме за долгие годы его существования; портретов (скульптур) и биографий известных летчиков, служивших здесь. Возможно и создание музея авиации на Гатчинской земле – отражающего историю Сиверского, Никольского (Сиворицы) аэродромов, воздухоплавательной базы Сализи (Котельниково) и авиаполигона Коргози (Коргузи).

К обоснованию этой идеи Владимир Долгов прилагает предварительный список экспонатов музея, темы исторических справок для стендов, темы макетов, список моделей летательных аппаратов по разделам, а также фотографии и схемы расположения ангара по состоянию местности на 1941 год и настоящее время, выполненные с разных сторон, схемы расположения на плане застройки Гатчины. К документу прилагается фотографии 1940-х годов внешнего вида ангара в период эксплуатации: вариант оформления лицевого фасада до немецкой реконструкции и после реконструкции. Изменения состоят в демонтаже советской символики и замене кровли. Имеются фотографии отдельных деталей ангара, вышки управления с наблюдательным пунктом – смотровой площадкой.

Владимир Долгов предлагает установить таблички с краткими историческими справками на зданиях служебной и жилой застройки аэродрома Гатчины-Троцка-Красногвардейска-Гатчины, принадлежавших Императорскому военному воздушному флоту, а позднее Военно-воздушным силам Рабоче-крестьянской Красной армии.

К примеру, на Красноармейском проспекте, д. №15, 17, 19, 26 и ул. Киевская, д.№ 4а, 46 текст может быть такой: «Это здание было построено в 1930-х годах для командно-начальствующего состава ВВС РККА». На улицах Генерала Кныша и Новоселов установить таблички с информацией о том, что в 1920-70 годах эти улицы были рулежной дорожкой аэродрома.

Интерактивные музеи истории, науки и техники сейчас популярны во всем мире. Год туризма в Ленинградской области прекрасно подходит для старта проекта по созданию музея Гатчинского аэродрома. Тем более, что уже скоро, в мае 2020 года, грядет следующая юбилейная дата - 110 лет со дня завершения строительства аэродрома. Гатчинцы и гости города смогли бы познакомиться со становлением и развитием отечественной военной авиации в особом историческом месте.