История со знаком вопроса

Неожиданная находка была сделана при сносе одного из старых жилых домов в поселке Сиверский. Рабочие случайно обнаружили в стене каменного четырехэтажного дома альбом с фотографиями периода 1930-1950-х годов.

Судя по всему, альбом принадлежал кому-то из бывших жильцов Сиверского авиационного городка. Да и сам типовой дом, построенный в предвоенные годы на территории военного аэродрома, имеет весьма интересную историю. Находка была передана главе администриции Сиверского городского поселения Владимиру Николаевичу Кузьмину, который сообщил о ней известному гатчинскому краеведу, организатору создания Сиверского историко-бытового музея «Дачная столица» Андрею Вячеславовичу Бурлакову. Так началась работа, связанная с установлением каких-либо сведений о владельцах этой реликвии.

Что же  удалось узнать об альбоме на первом этапе его исследования?

 «Первое, что бросилось в глаза, надпись, сделанная чернилами на внутренней стороне картонной обложки: «1943 Valve ia Hugo», – рассказывает краевед. – Она сделана на эстонском языке и обозначает, видимо, год начала формирования этого альбома и имена его бывших владельцев – Валве и Хуго. Разбирая десятки фотографий, вставленных в бумажные «кармашки», удалось определить, кому принадлежал альбом. Среди портретных снимков выделяется белокурая красивая девушка. Ей адресованы представленные в альбоме посвящения ее подруг. Благодаря тому, что почти все изображения имеют подписи, становится понятным – это «девичий» альбом Валентины Ивановой. Здесь она и с младшим братом, и с любимой собакой, и в окружении подруг. Многие фотографии сделаны в фотостудиях, некоторые любительским способом, сохранность всех снимков очень хорошая.

Сначала можно проследить ранний период жизни Вали Ивановой. Оказалось, что ее следы ведут в Гатчину – ряд снимков, датированных серединой тридцатых годов, был выполнен в фотостудии известного в городе мастера А.Ф. Борисова, работавшего еще с дореволюционного времени. На детском снимке кого-то из родных Валентины Ивановой (может быть, младшего брата) имеется надпись: «А.Борисов-Старший, улица Юного Пролетария, №67, г. Гатчина». Известно, что улица Юного Пролетария в 1940 году была переименована в улицу Чкалова.

 Далее идет период, связанный с военным прошлым. На фотографиях юная хозяйка альбома, ее подруги, родные и близкие сфотографированы в Эстонии, преимущественно в городе Тарту. Все снимки 1943-1945 годов, подписаны на эстонском языке.

Далее – снова Гатчина, послевоенная. Множество фотографий – одиночных, совместных, и почти на всех юные девушки.

Большой интерес представляют коллективные снимки нескольких классов 13-й средней школы Октябрьской железной дороги. Мне удалась установить, что под таким номером после войны значилась Гатчинская железнодорожная школа, впоследствии известная под №36. Эти фотографии датируются 1946-1948 годами. Среди преподавателей удалось узнать запечатленного здесь директора школы Павла Афанасьевича Афанасьева. В альбоме несколько снимков, сделанных в Гатчинском парке, в хорошо узнаваемых местах. Почти на всех «портретных» фотографиях имеются посвящения Валентине Ивановой. Например: «На долгую память соученице Ивановой Вале от Нади. По новым дорогам, средь новых друзей ты память по ветру обо мне не развей. Гатчина. 5/III-51 г.».

Снимки обрываются 1952 годом. Судя по датам, хозяйке альбома должно сейчас быть лет 85-87. Шансов найти ее или тех, кто запечатлен в альбоме, конечно, мало, но всё может быть. Владелица альбома впоследствии наверняка сменила свою фамилию. Однако у нее был брат. Возможно, удастся найти их родственников.

Я показал фотографии из альбома пятнадцати старожилам довоенной и послевоенной Гатчины, в том числе и имеющим эстонские корни. К сожалению, пока все безуспешно. Поэтому ставку можно сделать только на школьные фотографии, разыскав одноклассников Валентины Ивановой или учащихся послевоенного времени. Что я сейчас и делаю.

Возникает вопрос: а почему этот альбом оказался в одном из домов в поселке Сиверский, если здесь так очевидно прослеживается гатчинская история? Здесь можно только предполагать. Видимо, по возвращении из Эстонии Валентина Иванова вместе с родителями поселилась в доме на Сиверском аэродроме, возможно, что кто-то из ее родителей работал на железной дороге, и поэтому ее младший брат, изображенный на нескольких фотографиях, ездил учиться в железнодорожную школу в Гатчину. В Сиверской железнодорожная школа была после войны только начальной».

 Впрочем, точку в этом исследовании ставить еще рано. Может быть, читатели нашей газеты смогут узнать кого-нибудь на фотографиях, помещенных в альбоме.