Письмо по закону искренности

Письмо по закону искренности

Необычные мастер-классы по каллиграфии прошли в музее истории Гатчины. Провел их автор выставки «Радость моя», художник Сергей Литвин.


С каллиграфическими композициями петербургского художника и дизайнера Сергея Литвина гатчинцы могли познакомиться на его выставке, проходившей в музее истории с декабря по февраль. Каллиграфия - сложная техника, некоторыми народами возведенная в ранг высокого искусства, в котором человеческая мысль тесно переплетается с виртуозным художественным исполнением.

На своих мастер-классах Сергей Викторович рассказал об истоках и развитии западноевропейского готического и славянского уставного письма. Последнее, кстати, использовалось им для художественного оформления книги Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе», проект которой был представлен на выставке «Радость моя».

Мастер-классы художник предварял небольшими лекциями, рассказывая об истории письменной культуры от шумерской клинописи до широкого использования птичьих перьев для письма. Как объясняет Сергей Литвин, писать можно любыми палочками и любой красящей жидкостью. В своих мастер-классах он предлагал использовать тушь и тростниковое перо, известное также под названием калам, которое широко использовалось у народов Востока.

Тростниковое перо дает энергичные штрихи с разным «характером». Специально обработанный калам позволяет менять толщину линии письма, что было особенно важно в использовании средневековых шрифтов.

Для своих мастер-классов художник заготовил целый пучок высушенных тростниковых стеблей, показывая всем желающим, как самостоятельно с помощью острого ножа приготовить настоящий древний калам. Соприкасаясь с бумагой, правильно заостренное перо должно давать ровные полоски, из которых складываются буквы.

- Когда художник касается пером поверхности бумаги, он записывает на ней все, что у него внутри, - говорит Сергей Викторович. - Один из главных законов композиции в каллиграфии - закон искренности, который подразумевает обязательное соответствие внутренних ценностей изображению. Ничего нельзя скрыть, малейшее лукавство будет заметно. Если неискренен, не будет глубины в письме.

Как говорит художник, искусство каллиграфии требует особенной сосредоточенности, умения отбросить все лишнее. Во время письма даже позвоночник должен вести себя «правильно», позволяя энергии свободно циркулировать от макушки до кончика пера. Культура тела и наш дух взаимосвязаны, что отображается и на бумаге.

Темой последнего мастер-класса, который Сергей Литвин провел в музее истории 24 февраля, стало европейское средневековое письмо в сравнении со славянским уставным письмом, кириллицей. Художник рассказал о происхождении готического письма (от римского) и его разновидностях.

Само понятие готического письма оформилось в эпоху итальянского Возрождения, дав толчок к разработке новых шрифтов. Среди основных разновидностей готического письма — текстура (острое письмо), швабахер, фрактура, ротунда. Образцы такого письма Сергей Викторович показал слушателям мастер-класса, предложив им для начала изобразить буквы текстуры.

Слово «текстура» в переводе с латинского буквально означает «ткань». Неслучайно каллиграфы называют это письмо «тканьем» - оно дает очень плотный, покрывающий почти всю поверхность бумаги текст, который хоть и выглядит декоративно, но трудновато читается.

Овладение текстурой ученики Сергея Литвина начали с буквы «О», которая, несмотря на привычную нам округлость, в готическом письме передается с помощью прямых линий, «переломанных» так называемыми засечками.

Напомним, Сергей Литвин - член Союза художников России, доцент Института графического дизайна Санкт-Петербургского университета промышленных технологий и дизайна. Помимо каллиграфических композиций, на выставке «Радость моя» были представлены его работы, выполненные в редкой технике подцвеченного рельефа на дереве или фанере, образцы книжной графики.