Гатчина лютеранская

Гатчина лютеранская

Ингерманландию называют «страной воспоминаний» - настолько незаметно и глубоко вошла она в жизнь, культуру и сны Гатчинской земли. Ингерманландия все еще ждет своих обитателей, посылая им таинственные сигналы через руны Калевалы, все реже звучащую речь и сохранившиеся семейные традиции. Вновь собирая их через религию, которая в самые труд-ные времена помогала выжить целому народу...


Церковь Ингрии

Лютеранство — одна из старейших традиционных конфессий, наряду с православием формировавших русскую культуру, науку и государственность в течение нескольких веков. Первые лютеранские приходы появились в России еще во времена Иоанна Грозного, в 60-х годах XVI века. Чуть позже на территории нынешней Ленинградской области, в исторических границах Ингерманландии, стала складываться и укореняться скандинавская лютеранская традиция, начало которой положили приходы переселенных сюда шведами финнов-лютеран.

В 1611 году в Лемболово открылся первый финноязычный лютеранский приход. С этого момента начала отсчитывать свою историю Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии, ставшая связующим духовным центром для ингерманландцев. После окончания в 1721 году Северной войны Ингерманландия перешла в состав Российской империи. К этому времени в Церкви Ингрии было уже 28 лютеранских приходов. Отвоеванные у шведов земли Петр I включил в состав Ингерманландской губернии. Финны-переселенцы обрели новое гражданство, сохраняя при этом право на евангелическо-лютеранское вероисповедание.

Церковь Ингрии объединяла финнов и коренные финно-угорские народы Ингерманландии в приходы, способствовала сохранению и развитию финского языка, несла в финские семьи грамотность и культуру. К концу XVIII века в Ингерманландии начала складываться система школьного обучения на финском языке. До революции 1917 года в России было 32 ингерманландских прихода, в которых состояло 147 тысяч человек. Начиная с двадцатых годов прошлого века, ингерманландцы разделили судьбу многих своих сограждан, пережив и репрессии, и аресты тридцатых годов. Последние лютеранские приходы были закрыты в 1938 году, пасторы арестованы или высланы из страны. Долгие годы после войны лютеране тайно собирались вместе, пели и молились, стараясь сохранить свои традиции.

Только в сентябре 1992 года была официально зарегистрирована возрожденная Евангелическо-лютеранская Церковь Ингрии. Ее кафедральным собором стала церковь святой Марии в Санкт-Петербурге. Приходы Церкви Ингрии были объединены в семь пробств по территориальному принципу. В Гатчине и Гатчинском районе образовались три прихода, вошедшие в Западно-Ингерманландское пробство. С 1992 года Церкви Ингрии стали возвращать уцелевшие кирхи, признанные к этому моменту памятниками архитектуры.

 

Церковь святого Николая в Гатчине

Каждое воскресенье колокол гатчинской кирхи святого Николая, что на проспекте 25-го Октября, возвещает о начале богослужения. Но сюда приходят не только лютеране. Только здесь можно послушать самый лучший в Гатчине орган и прекрасный хор, давно уже ставший гордостью прихода. О том, как складывалась судьба кирхи, нам рассказали ее настоятель пастор Виктор Воронцов и старейшая прихожанка кирхи Альвина Минаева.

Церковь святого Николая была возведена в 1828 году по распоряжению вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Здание, выдержанное в стиле классицизма, было построено по проекту архитектора Доменико Квадри под руководством главного архитектора Гатчины Алексея Байкова. В 1919 году в приходе числилось 2500 человек. В декабре 1938 года кирху святого Николая закрыли. В тридцатые годы было утрачено все церковное убранство, включая великолепный орган. Во время войны церковь сильно пострадала от бомбежек и пожаров. В 1950 году здание было передано строительной организации и к 1959 году восстановлено. С начала 1960-х годов до апреля 1994 года в нем размещалась детская спортивная школа.

Новая страница в жизни гатчинских лютеран открылась в августе 1990 года, когда в Гатчине был зарегистрирован возрожденный лютеранский приход Церкви Ингрии. В 1994 году здание освободившейся церкви передали прихожанам. Здание кирхи было признано памятником архитектуры федерального значения, после чего началась его реставрация.

- Мы очень долго ждали этого, – вспоминает Альвина Федоровна. – Прихожане с самого начала очень активно участвовали в восстановлении кирхи. Здесь все сделано своими силами. Никакого финансирования мы не получали – только пожертвования прихожан и наших друзей из финских приходов... То, что в здании церкви находилась спортивная школа, стало великим благом для нее, ведь благодаря этому она хорошо сохранилась. Получив церковь, мы ремонтировали ее целый год. У нас было так: пять дней работали здесь, на шестой день убирали, а на седьмой день проводили богослужение...

В нефе церкви можно познакомиться с историей ее пасторства. Отдельная экспозиция посвящена памяти пастора Оскара Пальзы, который служил настоятелем в церкви святого Николая до самой своей кончины в 1926 году. Большая семья пастора проживала в Гатчине в принадлежащем приходу пасторате (дом №59 по ул. Багговутовской, ныне ул. Карла Маркса). Это двухэтажное деревянное здание сохранилось до наших дней.

Очень важное значение в лютеранских церквях имеет музыка, ведь прихожане участвуют в литургических песнопениях. В церкви святого Николая вот уже больше двадцати лет существует хор — настоящая жемчужина Гатчины и гордость прихода. Хором руководит замечательный профессионал, блестящий хормейстер и органист Елена Антипина. Приходской хор можно услышать в воскресенье на литургии, причем некоторые из гимнов, которые поются в кирхе, относятся к IV веку.

Как говорит пастор гатчинской кирхи Виктор Воронцов, хор постоянно повышает свой профессиональный уровень, владея богатейшим музыкальным репертуаром. Участники хора поют на нескольких языках, включая русский, финский, немецкий, латинский, и выступают на различных мероприятиях и певческих праздниках во многих лютеранских приходах Ленинградской области, Финляндии и Эстонии.

Музыка, звучащая под сводами гатчинской кирхи, связана не только с богослужением. Прекрасной традицией стали концерты, в которых участвуют хоры и музыканты из разных стран. В церкви великолепная акустика, что позволяет сполна наслаждаться музыкой Баха, Генделя, Вивальди, Глюка, Шуберта, Сенс-Санса... В кирхе можно услышать музыку барокко и старинные табулатуры XVI века, скрипку, виолончель, гусли и, конечно же, орган.

- Наш орган – гордость прихода, – говорит Виктор Воронцов. – Он электрический, но у него такой большой диапазон звучания и богатство тембров, что он подходит как для богослужения, так и для серьезных концертов. Во время литургии на нем играет наш органист, но на концертах его касаются руки исключительно музыкантов высокого уровня, причем не только из России, но и из Финляндии, Франции, Польши, Америки. К нам приходят слушать орган настоящие ценители высокой классики. Сейчас нет необходимости куда-то ехать слушать орган, как, например, в Домский собор в Риге в советское время. Достаточно просто прийти к нам на концерт.

Многие гатчинцы с нетерпением ждут начала ежегодного Международного фестиваля «Поющие трубы», на котором собираются лучшие музыканты из разных стран, чтобы извлечь божественные звуки из прекрасного инструмента.

 

Кирха святого Петра в Колпанах

Кирха святого Петра в Малых Колпанах — старейшая из сохранившихся у нас лютеранских церквей. Она была возведена в 1800 году по чертежам и под руководством архитектора Андреяна Захарова, став центром прихода Колппан. Храм из бутового камня сочетал в себе черты готики и классицизма и имел 22-метровую колокольню. Свое народное название — «церковь петуха» - кирха получила из-за фигурки петуха на шпиле, символизирующего отречение и раскаяние апостола Петра. С Колпанским приходом и действовавшей здесь учительской семинарией был связан большой отрезок жизни известного ингерманландского композитора Моозеса Путро (1848-1919), внесшего огромный вклад в сохранение культуры ингерманландских финнов.

В годы войны здание кирхи пострадало от артобстрелов. В настоящее время церковь святого Петра расположена на закрытой территории завода «Авангард». Утраченный шпиль колокольни при ремонте заменили четырехскатной крышей. Сейчас храм возвращен Церкви Ингрии. В рабочие дни доступ к церкви затруднен, но каждое воскресенье здесь проводятся богослужения, на которые свободно может пройти каждый.

До революции у кирхи святого Петра было лютеранское кладбище, возникшее еще в 1640 году, с момента появления Колпанского прихода. Здесь были похоронены тысячи людей, безвестных и знаменитых. В настоящее время кладбище полностью утрачено, а на его месте воздвигнуты заводские корпуса. В память об этом некрополе и Колпанской учительской семинарии в церкви святого Петра установлена мемориальная доска.

 

Кирха святой Екатерины в Петрово

Кирха святой Екатерины прихода Скворица — один из красивейших храмов Церкви Ингрии. Большая каменная церковь расположена в деревне Петрово Пудостьского поселения. Похожая на древнегреческий храм, она была построена в 1839 году по приказу императора Николая I. Как и церковь святого Николая, возводил ее А. Байков по проекту

Д. Квадри. Резные и позолотные работы исполнил мастер Федоров, иконы написал академик живописи Д. Антонелли. Приход Скворица был одним из самых больших в Ингерманландии: в 1917 году его население составляло 8086 человек. В 1937 году храм был закрыт, орган сломан, а в июле того же года в здании церкви открылся клуб.

Здание кирхи также сильно пострадало за годы войны. После возвращения его Церкви Ингрии здесь начались восстановительные работы. Для защиты исторических стен внутри здания церкви была возведена новая деревянная церковь. Восстановлена колокольня со шпилем и крестом, проведена реставрация центральной части портала. Работы по восстановлению церкви продолжаются. Церковь окружает старинное кладбище, на котором можно найти исторические могилы лютеранских пасторов Церкви Ингрии.

Известно, что в нынешнем Гатчинском районе были еще по крайней мере две большие кирхи — одна в Кобрино, другая в деревне Шпаньково.

Деревянная кирха святой Екатерины была построена в 1785-1786 годах на южной окраине деревни Кобрино, рядом с господским домом, до 1781 года принадлежавшем А.П. Ганнибалу. После войны здание церкви было отдано под сапожную мастерскую. Кирха сгорела в 1966 году.

В 1833 году в Шпаньково была возведена лютеранская церковь святой Марии. В послевоенные годы здание кирхи было разрушено. На сегодняшний день оно представляет собой руины рядом с бывшим лютеранским кладбищем.

 

Старинные напевы Калевалы

Поначалу большинство прихожан Церкви Ингрии составляли этнические финны-ингерманландцы, однако количество их постепенно уменьшается. Но финский язык жив, и богослужение в приходах проходит на двух языках – финском и русском. Как рассказала Альвина Минаева, раньше при церкви святого Николая были курсы финского языка для детей и молодежи. Но, начиная с девяностых годов прошлого века, многие ингерманландские финны уехали на историческую родину – в Финляндию, и среди них – учителя финского.

- Наши прихожане старшего поколения разговаривают на местном диалекте финского языка, но большинство молодежи, к сожалению, уже не знает его, – говорит Альвина Федоровна. – Понимают, читают на родном языке, но не говорят, предпочитая современный финский язык.

- Мы сохраняем тесные связи с Финляндией, – говорит пастор. – Финский язык для нас остается живым как средство общения, богослужения, познания быта и культуры финского народа. Пусть это диалект, но он сохраняет в себе нашу культуру, историю, традиции. Большая часть легендарной Калевалы создана в Ингрии, на территории нынешней Ленинградской области...

Погрузиться в аутентичную ингерманландскую и финскую культуру, услышать старинные напевы Калевалы и полюбоваться ингерманландскими костюмами можно будет уже очень скоро. В конце июня на Лялином лугу в Сиверском поселении пройдет традиционный для всех прибалтийских народов праздник Юханнус (Иванов день), приуроченный к дню летнего солнцестояния. Для ингерманландских финнов это очень значимое событие, направленное на сохранение культурного наследия. Среди организаторов праздника — общественная организация ингерманландских финнов «Инкери Сеура», приходы Церкви Ингрии и Центр культуры ингерманландских финнов «HATSINA».

 

Адреса гатчинских лютеранских приходов:

Церковь святого Николая: Гатчина, пр.25 Октября, д.39. Богослужения проходят по воскресеньям в 10:00 на финском и русском языках. Второе воскресенье каждого месяца в 10:00 богослужение на русском языке.

Церковь святого Петра: Гатчинский район, д. Малые Колпаны, ул. Центральная, д.1. Церковь находится на территории завода «Авангард». Богослужения проходят по воскресеньям в 11:00 на финском и русском языках. С 11 до 13 часов в воскресенье проход к церкви свободный.

Церковь святой Екатерины: Гатчинский район, д. Петрово, д. 27а. Богослужения проходят по воскресеньям в 10:30. Первое и третье воскресенья месяца — на финском и русском языках; второе воскресенье — на финском языке; последнее воскресенье месяца — на русском языке.

Фото Ольги Фирсовой