Игумен Александр: «Чтобы глупостями в городе не заниматься, пожалуйста, приезжайте к нам»

Завтра, 21 сентября, Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь торжественно встретит свой престольный праздник. В этом году обители исполнилось 625 лет. Остров Коневец на Ладожском озере, где был построен монастырь, входил в состав Водской пятины Новгородской земли, как и наша Гатчина.

Рубрики:  Дорога к храму

Чудеса на Коневце 

Чтобы понять, что сейчас происходит на Коневце, нельзя не поведать удивительную историю, которая поначалу даже может показаться сказочной. Теперь же ни одна экскурсия не обходится без рассказа о том, как 12 июля 2016 года к монастырскому причалу подошел катер, из которого вышло несколько серьезных мужчин. В храме шла вечерняя служба, и прибывшие старались не привлекать к себе внимание. Приложились к святыне – Коневской иконе Божьей Матери, поклонились мощам преподобного Арсения. И тут молящиеся стали переглядываться: уж больно один из гостей похож на президента России Владимира Путина. Да откуда ему взяться на острове, тем более, когда в монастыре нет никого из священноначалия. Дело в том, что в этот день наместник монастыря, игумен Александр (Арва) уехал в Петербург заниматься ремонтом монастырского катера.

И все-таки это был президент. После службы он спросил: «Какая нужна помощь?» Монахи сказали, что у них есть все, только бы катер починить и верхний храм к юбилею обители восстановить. Главе государства показали верхний храм, и он согласился помочь. Спустя несколько дней Владимир Владимирович по телефону переговорил с отцом Александром – и процесс пошел.

Через неделю после визита президента, 19 июля, на остров приехал главный исполнительный директор компании «Роснефть» Игорь Сечин. А еще через месяц состоялось подписание трехстороннего соглашения о сотрудничестве между компанией «Роснефть», правительством Ленинградской области и Выборгской епархией. В документе шла речь о полном восстановлении всего монастырского комплекса.

 

Часовня на Конь-камне

Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь отделяет от берега около 5 км. В тихую погоду обычный катер преодолевает это расстояние примерно за полчаса. Вся длина острова не превышает 5 км, ширина – около 2 км. Подплывая со стороны Владимировской бухты, паломник видит песчаный берег, обилие валунов, сосновый лес. И вот на фоне леса возникают монастырские строения. Сначала – колокольня и купола собора. Потом различается причал, рядом – Никольская часовня и странноприимный дом из красного кирпича (дом для бедных). Дальше – каменные здания скитов. Живописная центральная аллея ведет вверх к монастырю.

Монастырь был основан преподобным Арсением Коневским в 1393 году. Дело было так. Новгородский монах Арсений несколько лет жил на Афоне, а когда решил вернуться на родину, то игумен благословил его и дал ему икону Пресвятой Богородицы Акафистную, которая позже стала известна как икона Божией Матери Коневской. На родине архиепископ Новгородский Иоанн благословил Арсения на устройство новой обители, и он отправился искать достойное место. На маленькой лодочке по Волхову вышел в Ладожское озеро. На острове Коневый (так тогда назывался Коневец) остановился передохнуть. Как только монах отправился в путь, разразилась буря, и пришлось вернуться на остров. Погода улучшилась, он вновь попытался отплыть, но лодку снова прибило к берегу. И так несколько раз. Монах увидел в этом знак свыше – обитель должна быть построена именно здесь.

Легенды на этой земле рождаются давно и регулярно и так переплетаются с былью, что уже и не различишь, где правда, а где вымысел. Название острова происходит от находящегося здесь гранитного валуна Конь-камня, до конца XIV века служившего местом языческих жертвоприношений. Камень ледникового происхождения – родственник Гром-камня, что служит постаментом Медному всаднику в Петербурге: 9 м – длина, 6 м – ширина, 4 м – высота.

Сошедшему на берег преподобному Арсению встретился местный, от которого он узнал, что в течение лета жители побережья использовали остров как пастбище, а на этом камне приносили в жертву коня. Да и сам камень по форме напоминает конский череп.

По преданию, когда преподобный Арсений, проведя целую ночь в молитве у Конь-камня, наутро окропил его святой водой, из-под камня вылетела «целая туча демонов». Обернувшись воронами, нечисть с криком унеслась прочь. Преподобный Арсений заповедовал построить на камне часовню. И она стоит. Это - символ Коневца, потому что отсюда все начиналось. Но все-таки главная святыня острова – собор, где лежат мощи преподобного Арсения.

Столетия истории Коневца

Первая церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы была установлена на берегу Ладожского озера в бухте, которая впоследствии получила название Владычной. В 1421 году после наводнения преподобный Арсений построил монастырь на более возвышенном месте. В храм была перенесена главная святыня монастыря – икона Пресвятой Богородицы, принесенная им с Афона. Сейчас эта икона находится в соборном храме Ново-Валаамского монастыря в Финляндии. А в Коневской обители можно видеть ее список.

Дважды, в 1577 и 1610 году, Коневец захватывали шведы. При угрозе шведского нападения мощи преподобного Арсения были положены в основание церкви, «под спуд», где находятся и сейчас, являясь залогом возрождения обители в эпохи лихолетий. С тех пор здесь возводится уже не один храм, но каждый раз на фундаменте первого.

После разорения в 1610 году и до окончания Северной войны остров на протяжении 100 лет находился под шведским владычеством, а монастырь был разорен и практически разрушен. Шведы разобрали его по кирпичикам и вывезли на материк. В Кексгольме (Приозерске) построили из этого кирпича кирху и крепостные стены. От каменного собора Рождества Пресвятой Богородицы осталось лишь основание фундамента.

Петр I издал указ о возобновлении монастыря. Первый собор во имя Рождества Богородицы, построенный после шведского владычества, со временем стал маловат и обветшал. Было решено построить новый. Из Москвы поступил типовой проект. Но в монастыре его не приняли. Собор, где покоятся мощи Преподобного Арсения, перемещать нельзя, а этот проект не вставал на старый фундамент. Иеромонах Сильвестр (Петров), видимо обладавший необходимыми знаниями и талантом, переработал присланный из столицы проект нового собора, и он стал самостоятельным произведением. Существующий по сей день собор уникален тем, что он единственный в Петербургской епархии не может быть отнесен ни к какому стилю. Классицизм, барокко, древнерусское зодчество – здесь все есть. И получилось красиво.

По размерам земельных владений Коневский монастырь превосходил Валаамский, являясь наряду с последним главным оплотом православия среди карел на северо-западе новгородских земель.

Природа сохранилась на острове во многом благодаря отдаленности, уединенности и закрытости. Ведь остров был практически полностью монастырским владением. И сейчас здесь можно встретить заболоченные ельники, светлые сосняки, черничники, мощные дубы, которым за 300 лет. Есть здесь и пейзажный парк, и садово-парковый комплекс с цветниками, декоративными и плодовыми деревьями.

Монастырь, находясь на собственном обеспечении, всегда исходил из принципа разумной достаточности. Монахи заготавливали и продавали древесину и при этом заботились о восстановлении леса. Занимались рыболовством, держали коров, гусей, кур, овец, лошадей, часть территории освоили под пашню и сенокосные угодья.

В Коневском монастыре в разное время побывали император Александр II с семьей и свитой, Николай Лесков, Александр Дюма, Немирович-Данченко, Федор Тютчев.

Как и почему в монастыре жили военные

Каким бы уединенным не был монастырь но происходящее в стране, сказывалось и на его судьбе. После русско-шведской войны 1808-1809 годов царь Алек-

сандр I объявил Финляндию автономным Великим княжеством в составе Российской империи. И Коневец, как и некоторые другие территории нынешней Ленинградской области, оказался на территории княжества. С 1892 года обитель, принадлежавшая Санкт-Петербургской епархии, отошла к вновь образованной Фин-ляндской и Выборгской епархии. Кто бы тогда мог подумать, что после внутренних территориальных делений Коневец со временем окажется за границей. И это случилось, когда в России произошла революция, а следом, 6 декабря 1917 года, Финляндия провозгласила независимость.

Монашеская жизнь на Коневце не прекратилась. Хотя число мона-хов резко уменьшилось – с чуть более 300 до 30. Постоянные богослужения проходили только в соборе. В 30-х годах XX века на острове разместился штаб (в Белой гостинице) и две батареи береговой артиллерии финской армии. Настоятелем с 1930 года был игумен Маврикий. До прихода в монастырь, во время службы в армии, он был связным генерала Маннергейма. Возможно, с этим связано посещение последним Коневца. С началом советско-финляндской войны часть монастырской утвари была вывезена с острова, но большая часть осталась, включая иконостасы и колокола.

В августе 1944 года Коневец отошел к Советскому Союзу. После Великой Отечественной войны монашеская жизнь на острове закончилась. Монахам дали время на сборы, и они перебрались в Финляндию. После скитаний 32 коневских инока обосновались в усадьбе Хиекка коммуны Кейтеле, где монастырь просуществовал до 1956 года. Затем девять оставшихся в живых монахов переехали в Ново-Валаамский монастырь в Папинниема, взяв с собой чудотворную Коневскую икону.

На острове разместилась военно-морская база советских войск, служившая испытательным полигоном торпедного и морского минного оружия. На Коневце разрабатывались и испытывались образцы химического оружия и проводились испытания ракет на твердом топливе. В эти годы даже для местных жителей остров Коневец был чем-то вроде фантома: о нем слышали, а где и что там - доподлинно неизвестно.

Только в 1991 году остров Коневец и монастырские постройки были переданы государством Санкт-Петербургской епархии.

Возвращение

Прибывшие на остров монахи увидели разрушающийся храм, но твердо решили возрождать монашескую жизнь. Со своей стороны посильную помощь оказали и военнослужащие. Монахи получили за счет воинской части питьевую воду, электричество. Накануне передачи отремонтировали собор, Белую и Красную гостиницы.

Прошли годы. Сейчас на острове вспоминают военнослужащих с благодарностью.

- Хорошо, что здесь стояла военная часть. В противном случае нам бы все досталось в более плачевном состоянии, – уверенно говорит игумен Александр. – А военные все-таки какие-то регламентные работы проводили. Где-то кровлю меняли. Что-то подлатают, подкрасят.

Сейчас в монастыре менее двух десятков насельников, это люди самого разного возраста. Игумен Александр возглавляет монастырь с 2007 года. Он – коневский постриженик, прошел путь от трудника до игумена.

Мне удалось побывать на Коневце около десяти лет назад. Остров был таким благостными и тихим, что казалось, воздух звенел. Суровая красота северной природы, древние стены монастыря. Здесь нет посторонних, и ничего не нарушает монастырского уклада. Идеальное место для уединения и высоких помыслов. Мы гуляли по острову от скита к скиту, стараясь не нарушать строгий быт, со слезами на глазах слушали певчих. 

Хочется отметить, что восстановление монастыря не прекращалось ни на один день. Без блеска и помпезности монастырь жил своей жизнью. Шаг за шагом возвращались к жизни храмы и постройки. Помогали, кто мог и чем мог. Кирпичи для ремонтных и восстановительных работ привозили с материка даже туристы и паломники. В бухте Владимировской при посадке на катер стоял специальный поддон с кирпичами. Люди могли взять, кто сколько сможет. Складировали на монастырской пристани или в каре. Кирпичи были именными, таким образом, каждый желающий мог «вписать свое имя в стены древнего монастыря». Но средств на реставрацию верхнего храма и других глобальных работ, естественно, не хватало. О водопроводе, канализации и электричестве, которое нужно тянуть по дну озера с материка, на острове могли только мечтать.

«Мы постарались сохранить историю»

Есть на острове и свой музей, где собраны документы и фотографии конца XIX – начала XX века. На снимках монастырские постройки, настоятели, братия, высокие посетители монастыря. Интересны фотографии 1991 года, каким увидел монастырь отец Назарий, когда приехал сюда впервые. В музее с помощью монахов воссоздан внешний вид кельи. Вживую ее никто никогда не увидит. Это закрытое, замкнутое пространство, куда заходить нельзя. А в музее – пожалуйста.

- Мы постарались сохранить историю, – говорит директор музея Коневского монастыря Анна Воскресенская. – Нужно отдать должное военным: утраты небольшие. Их три – иконостас Никольского храма, главка Успенской церкви и крест на куполе колокольни. Какими они были, также можно увидеть на фотографиях прошлого. Честно говоря, до нынешней реставрации, которая началась в 2016 году, все выглядело не так и плохо. То есть, что братией использовалось, находилось в рабочем состоянии.

Туристов будет много и круглый год

Очередная поездка журналистов на остров состоялась 7 сентября 2018 года. Перемены настолько разительны, что дух захватывает. Самая современная строительная техника и самые лучшие специалисты в таком количестве, что Коневец вполне можно назвать стройкой века.

Скорость обновления поражает всех, кто следит за ходом строительства. На глазах растет причал и от него свежим газоном и новыми посадками меняет облик парадная часть монастырского парка. Стоит невообразимый шум и грохот. Но это нисколько не пугает монастырских котов – степенных и важных. Из трапезной плывет аромат свежего хлеба, а через пару метров радует глаз грибной хоровод – белые, подберезовики, маслята...

- Монастырская жизнь особо не изменилась: все идет своим чередом, – говорит отец Александр. – Есть пока неудобства: суета, строителей много. Но скоро мы войдем в свой нормальный режим. Только будем принимать больше паломников, потому что возможностей будет больше. Наш корабль вышел на линию, «Роснефть» пожертвовала катамаран. Раньше люди приезжали к нам на один день - мы просто не могли больше принять. Сейчас Красная гостиница встает на реконструкцию, а в отремонтированной Белой гостинице будут останавливаться люди духовного звания и паломники. Попробуем и зимой встречать гостей. К нам из бухты Владимировской будут ходить суда на воздушной подушке. Сможем, вероятно, и на Рождество приглашать, и на Крещение, и на Новый год. Чтобы глупостями в городе не заниматься, пожалуйста, приезжайте к нам.

Как до революции, так и в современной истории сезон на Коневце завершался в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, 14 октября, и начинался в конце мая – начале июня. С этого года ситуация изменилась.

- Мы единственный островной монастырь на сегодняшний момент, который готов принимать паломников круглый год. И я готов сказать, что паломнический сезон на острове Коневец не заканчивается, – заявил директор паломнического центра «Коневец» священник Андрей Гребенюк.

Конечно, многие опасаются излишней популяризации этого места. Для работы с паломниками и туристами, количество которых будет расти, был создан паломнический центр «Коневец». Раньше это была паломническая служба.

- Мы все время находимся в контакте с дирекцией паломнической службы. Советуемся, – говорит отец Александр. – Мы не хотели бы, чтобы на остров приезжали «дикари», потому что это монастырь. Люди, как мне кажется, должны понимать, куда они едут, и вести себя подобающе, поэтому все туры идут только через паломническую службу.

Время больших перемен

Масштабный проект по восстановлению монастыря планируют завершить к 2022 году. Он включает комплексный ремонт всех построек, воссоздание убранства и исторического облика монастыря, строительство объектов транспортной, энергетической, хозяйственно-бытовой инфраструктуры. В монастыре восстанавливается монументальная живопись, утраченные резные иконостасы.

Специально для обители в Воронеже были отлиты колокола для монастырской звонницы общей массой 14 тонн. Заканчивается строительство современного причала с возможностью приема круизных судов. На острове будут открыты пожарный пост и стационарный медицинский пункт.

- Объекты все сложные, потому что это памятники федерального значения, и некоторые по 250 лет стоят, – говорит игумен Александр. – Вот, к примеру, странноприимный дом для бедных, где теперь церковная лавка и офис паломнической службы. Одноэтажную часть здания разбирали полностью, потому что она была пропитана соляркой. В ней у военных дизельная была. Колокола – новые. Отремонтированы колокольня, Белая гостиница, Никольская часовня, корпуса, храм снаружи и внутри второй этаж. Расписана верхняя часть храма. Очень получилось хорошо и благодатно. Надеюсь, что 21 сентября на престольный праздник мы там послужим. Бухту красивую сделаем, дай Бог, причал закончим. Конечно, есть свои сложности. Когда погода вмешивается, когда злая человеческая воля. Но потихоньку все налаживается. С материка по дну Ладожского озера электричество нам провели, сейчас делают очистные сооружения, централизованный водопровод. Мы еще два года назад рассуждали, что, наверное, при жизни всего этого не увидим. А вот – видим. Посмотрим теперь, как послужим дальше.

На материке в бухте Владимировской для паломников и туристов строится одноименный многофункциональный комплекс с развитой инфраструктурой, который будет включать гостиницу, спортивно-оздоровительный центр, ресторан, баню, фермерские ряды, вертолетную площадку, современную АЗС, глубоководный причал, а также плавучую станцию для организации бункеровки судов. Уже обновлены основные автодороги, ведущие в бухту.

Не потерять главного…

На острове цитируют слова владыки Назария, бывшего первого настоятеля возрожденного монастыря: «Можно золотить купола, штукатурить стены, но если не будет настоящей монашеской жизни, монастырь – архитектура, не более. Не будет братии – не будет молитвы. Не будет молитвы – не будет монастыря».

Конечно, всем хочется верить, что не будет потеряно главного. И Коневская обитель вновь воссияет былым величием.

- За что сейчас молитесь? – спрашивают игумена Александра любопытствующие.

- За все, – улыбается отец Александр. – За «тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте». Вот за что монахи молятся. За весь мир молимся. Ну, конечно, и за себя тоже. Оставляйте записки, мы и за вас помолимся.

Татьяна Можаева