Лети, твори, люби! Парад уличных театров в Гатчине

Лети, твори, люби!  Парад уличных театров в Гатчине

Музей-заповедник «Гатчина», закрывая летний парковый сезон, представил 15 и 16 сентября парад уличных театров. В минувшие выходные, названные «золотыми» в честь уже предъявившей свои права осени, Дворцовый парк превратился в большой театр, а все его гости стали не только зрителями, но и актерами в нем.


Традиция уличных театров насчитывает не одну сотню лет, восходя к площадным народным представлениям Средневековья. В наши дни ни один крупный город не обходится без уличных артистов, придающих ему особое очарование своей неформальностью. А многие из них давно уже объединились в целые коллективы, главная цель которых – дарить радость людям, творя на расстоянии вытянутой руки и вовлекая зрителей в свое магическое действо.

Большие фестивали уличных театров проходят в Санкт-Петербурге уже не первый год, собирая яркие коллективы из самых разных стран. На «Золотых выходных» в Дворцовом парке Гатчины собрались уличные артисты лучших питерских команд. Свободные, яркие, необычайно трогательные, они встречали гостей парка не только на ставших уже традиционными открытых площадках, но и на аллеях, тропинках и мостах вдоль Белого озера.

В эти выходные с погодой почти повезло — дождик зарядил с утра только в воскресенье, но потом погода смилостивилась и стала действительно «золотой». Два дня нас удивляли разными постановками и перформансами – от моментальных коротких импровизаций до масштабных театральных полотен. Мимы и клоуны, музыканты и танцоры, акробаты и кукольники: уличный театр — это театр без границ, место, в котором артист и зритель едины. Может быть, поэтому язык уличного театра так понятен и близок детям, которых было очень много в парке в эти дни.

Детвора радовалась открывшему «Золотые выходные» кукольному спектаклю «ТруПеТру! или Приключения Петрушки» в Голландских садах. Веселую импровизацию в духе ярмарочного балагана представили лучшие петрушечники Санкт-Петербурга из театра «Папьемашенники». Этот театр-балаганчик — постоянный гость городских уличных гуляний и театральных фестивалей, побывавший в разных уголках России. Традиционная ширма с маленьким пестрым занавесом недолго интриговала зрителей. Вот оттуда выскочил веселый задиристый Петрушка. Под хохот зрителей он писклявым голоском препирался с Крокодилом, ловко уворачиваясь от звонко хлопающей зубастой пасти.

Затем в игру вступил «Театр имени Которого нельзя называть». Банда джентльменов удачи от искусства — так называют себя сами артисты, развернувшие музыкальное представление на площадке у Ботанических садов. Артисты театра с этим загадочным названием утверждают, что могут все. Их театр — и уличный, и кукольный, и драматический, и музыкальный, работающий в жанрах пантомимы, клоунады, огненного шоу, кино, мультипликации и литературы. Но самое главное – актеры «Театра имени Которого» занимаются только тем, что любят, и любят то, чем занимаются, одновременно провоцируя на творчество и окружающих.

На протяжении выходных «Театр имени Которого» представил зрителям сразу несколько разных проектов. Здесь была и музыкальная клоунада загадочного «Хора Дурацкого», и кабаре-бренд «ВИА им. Которого», и интерактив «Золушка-синема», во время которого команда театра «снимала» веселое кино про Красную Шапочку.

В партере у Белого озера свой экстравагантный спектакль «Лунь» показал уличный театр «МимоКрокодил». «Лунь» – история о четырех героях, которые решили вырастить маленькую луну и отправить ее на ночной небосвод. Театр «Небесная карусель» показал совершенно колдовскую сказку – одноименный пластический спектакль без слов. «Небесная карусель» – это история с глубоким смыслом, рассказанная с помощью мягкой профессиональной мимо-пластики, завораживающей музыки и удивительных арт-объектов. Выступления этих уличных театров стали настоящим подарком для детей, принявших в них непосредственное участие.

«Упсала-цирк» представил постановку «Племянник» – фантазийное путешествие маленького мальчика-медвежонка и его тети по мирам из картин художника Александра Войцеховского. Путешественники встречают летающих детей, жонглирующих барменов и прыгучих морячков, которых играют юные артисты цирка. Главная особенность «Упсала-цирка» в том, что он работает с детьми из групп социального риска: малообеспеченных, многодетных и проблемных семей, коррекционных школ.

Свой спектакль «Фауст 3.2 Labor» о путешествии души и тела доктора Иоганна Фауста к свету и обратно представил у Березовых ворот один из самых известных уличных коллективов – Русский инженерный театр AXE. Труппа гастролирует по всему миру, традиционно выступая во дворах, на улицах и нестандартных площадках.

Все «Золотые выходные» по парку вдоль Белого озера продолжался променад актеров из разных коллективов, выступавших на параде. Гости фестиваля встречали на аллеях артистов из театров «Небесная карусель», «Студия 33», из «Рейнеке-театра». Последние представили интерактив «с препятствием»: проникнуть из одной части парка в другую можно было только по паролю, до которого нужно было додуматься самим. А разгадка таилась в слове «золотой» – ведь оно было ключевым в эти два дня в Дворцовом парке.

Гатчинский парад уличных театров оказался очень добрым, трогательным и красивым. Как говорил основатель традиции уличных театров в России Вячеслав Полунин, уличный театр – это не обыденный театр, а театр Мечты, ведущий тебя по жизни. Отсюда и призыв уличного театра к зрителю – лети, дерзай, твори без страха и упрека. Но главное – люби, потому что ты – человек.

Наверное, не ошибусь, если предположу, что каждый зритель хотя бы несколько минут да был счастлив на этом удивительном уличном параде — без всяких условий и причин. Просто так...

 

Юлия Лысанюк

Фото Ольги Фирсовой, Евгения Николаева и автора