«Музыка серебряных спиц», или особенности веложизни в Гатчине

Веложизнь в нашем городе есть, и она довольно разнообразна, считают члены самой известной велосемьи в Гатчине Сергей и Дарина Тоткайло. Что касается «музыки серебряных спиц», то, на их опытный взгляд, она может услаждать наш слух ежедневно, причем в любое время года. Достаточно соблюдать несколько условий, среди которых – легкость на подъем и взаимное уважение среди горожан.

Рубрики:  ЗОЖ

Велосемья Тоткайло образовалась из общих интересов, и велосипед был явно не на последнем месте среди них. Знакомство Сергея и Дарины пришлось на 2004-2005 годы, когда набирало силу движение велолюбителей «ВелоПитер». Подхваченные этим мощным течением, вдвоем и с компанией, они часто выезжали на прогулки и пикники за город, совмещая все это с экскурсиями и путешествиями по туристическим маршрутам.

 

Кросс-кантри в Приоратском парке

- Для меня велосипед — это большая часть жизни, - говорит Сергей Тоткайло. - Это и спорт, и транспорт, и работа, и хобби.

Таких, как он, называют мультивелосипедистами. За свою жизнь Сергей успел позаниматься всем, что связано с велоспортом и велокатанием — кросс-кантри, велотриал, стрит, веломарафон. Инженер по образованию, он сделал делом своей жизни совсем другую профессию.

- Сначала работал в типографии, но очень хотелось заниматься чем-то, связанным с велосипедами, - говорит Сергей. - Еще пару лет работал в магазине спорттоваров, в веломагазине. Посмотрел, как все это действует, и в итоге открыл свой магазин в Гатчине.

Магазин «Велотехник» на Соборной улице знают, наверное, все велосипедисты нашего города. Поначалу это была мастерская, где можно было привести в порядок велосипед и приобрести нужные запчасти. Постепенно она стала магазином, где можно подобрать и саму машину. А еще Сергей Тоткайло известен в Гатчине как руководитель велоклуба «Приорат», который в течение нескольких лет выступал организатором велофестиваля в Приоратском парке.

- Чем увлекался, то и пытался делать в Гатчине, - говорит он. - Вместе с командой энтузиастов мы создали и поддерживаем велосипедную трассу для кросс-кантри в Приоратском парке. Она представляет собой замкнутый круг по тропам и дорожкам парка. В 2011 году, при поддержке районного комитета по физической культуре, спорту туризму и молодежной политике, организовали и провели в Гатчине первый велофестиваль «Приорат» по кросс-кантри. Он проходил пять лет, и в нем участвовали все желающие, в том числе из Петербурга. Всего за эти годы мы провели пятнадцать разных соревнований, и десять из них прошли в Приоратском парке.

Сейчас «взрослый» велофестиваль «Приорат» взял временную паузу, но активная веложизнь в Гатчине не остановилась. Комитет по физической культуре, спорту туризму и молодежной политике Гатчинского района подхватил эстафету, вот уже два года подряд организуя в Приоратском парке детский одноименный велофестиваль.

А тренировочная трасса для кросс-кантри в Приоратском парке осталась. Участники велоклуба ежегодно стараются менять велотропы, расчищают их, убирают мусор, строят и ремонтируют мостики через овраги и протоки, делая все для того, чтобы катание по маршруту было не только полезным, но и интересным. Кстати, на сайте велоклуба «Приорат» можно найти карту с разметкой этих велотроп.

 

Оранжевый Гарик и все-все-все!

- А для меня велосипед – это, прежде всего, радость и удовольствие, и только потом уже все остальное — комфорт, свобода передвижения, здоровый образ жизни, – признается Дарина. – На велосипеде я начала активно кататься, когда мы с Сережей познакомились. У меня появился современный велик – легкий, маневренный, на котором катаюсь до сих пор. У него даже имя есть — Оранжевый Гарик, по названию компании-производителя Gary Fisher... И еще нам очень повезло с детьми, в том смысле, что нам удалось вырастить себе подходящую компанию.

Компания действительно замечательная. Дети Сергея и Дарины — Иван и Анюта — на велосипедах, можно сказать, с рождения. Пока были маленькими, путешествовали в велокресле, потом сами стали ездить вместе с мамой и папой.

- По городу обычно перемещаемся на велосипедах, - говорит Дарина. - А если хотим куда-то дальше, едем на машине и берем велосипеды напрокат или с собой. Так мы ездим в Павловск, например. Павловский парк — любимое место для прогулок. Там здорово – не запрещено ездить на велосипедах, и можно вокруг дворца кататься. Есть, конечно, некоторые ограничения для велосипедистов, зато это компенсируется вежливостью охранников.

 

Веложизнь в Гатчине: миф или реальность?

Кто, как не владелец веломагазина, может ответить на этот вопрос?

- В последние годы велосипедистов в Гатчине стало заметно больше, - отмечает Сергей. - Горожане стали все чаще доставать свои велосипеды из сараев, гаражей, балконов. Глядя друг на друга, люди понимают, что ездить на велосипеде по городу — нормально. У нас появились велодорожки и велопарковки. На некоторых предприятиях специально делают велопарковки для своих сотрудников, и они все чаще пересаживаются на велосипеды. У меня друг ездит с Торфяного в Мариенбург на работу круглый год - по времени занимает минут двадцать. Несмотря на то, что ехать нужно по шоссе, все равно это удобнее и быстрее, чем ждать автобуса, стоять у переездов, толкаться в пробках, привязываться к расписанию.

Становится больше тех, кто ездит зимой. Сложно, конечно, ехать по снежной «каше», зато нормально по утрамбованному насту или посыпанным песком дорожкам. Для гололедицы можно приобрести шипованные покрышки или применить другие способы. Все это решается технически, главное — понимать, что ты этого хочешь и тебе это нужно.

Сейчас для взрослых в принципе нет препятствий, чтобы ездить на велосипеде по делам или на работу. Общество постепенно привыкает к этому. Велосипедное движение у нас развивается, несмотря на определенные трудности с инфраструктурой.

 

А что с инфраструктурой?

- В городе-побратиме Гатчины – немецком Эттлингене, например, служащие ездят на работу на велосипедах — мужчины в костюмах, с «дипломатами» под мышкой, женщины в юбках, - делится Дарина. - В Европе считается нормальным, что человек приехал на велосипеде на работу, припарковался в специально отведенном месте, переоделся при необходимости и пошел работать.

В сентябре прошлого года мы были в Турции, в Аланье, и застали там совершенно замечательное событие — большой велопарад нарядных дам. Дамы ехали на велосипедах, по огороженному от автомобилей маршруту, под музыкальное сопровождение, в каких-то нарядных платьях, шляпках, с табличками, что жизнь прекрасна. Это настолько здорово! И совершенно не привязано ни к спорту, ни к здоровому образу жизни. Это просто про радость жизни, про удовольствие от езды на велосипеде, про свободу передвижения, про ощущения, про скорость, про любовь к жизни. Потом я узнала, что это международная акция, которая проводится во многих городах Турции и Европы. Если бы к ней присоединилась и Гатчина, это было бы классно!

- Развитие велосипедной инфраструктуры в Европе связано с доступностью объектов — так называемых точек притяжения, - говорит Сергей. - Если до почты, магазина или банка недалеко и несложно добраться, то человек предпочтет велосипед.

- К сожалению, в Гатчине с велосипедной инфраструктурой все не так хорошо, а местами и вовсе неприятно, - говорит Дарина. - Летом я часто езжу на велосипедах с детьми из микрорайона «Аэродром» в магазин «Окей» на Въезде. Мы шутим, что самые клиентоориентированные учреждения в городе — это сетевые магазины «Окей» и «Пятерочка», потому что там везде есть достаточно удобные велопарковки... Парковкой для колясок и велосипедов озаботился и Гатчинский дворец, за что им большое спасибо. Правда, там она одна и небольшая, да и находится далековато от входов в парк. А парковки нужны именно у входов, чтобы велотуристы тоже могли гулять по парку, не боясь остаться без велосипеда.

Жизненно необходима велопарковка у Гатчинской детской библиотеки, куда всегда будут приезжать дети на велосипедах, самокатах или в колясках. Сейчас все вынуждены парковаться у забора детского садика, что не очень корректно по отношению к нему и не очень удобно посетителям библиотеки.

 

Больше велодорожек – хороших и нужных!

Надеются горожане и на дальнейшее развитие системы велодорожек, которые не так давно появились в Гатчине.

- Общественный запрос на них все равно остался, - говорит Сергей. - То, что сделали, не совсем то, что нужно, и не совсем там, где нужно. По сути, это пешеходный тротуар с двумя видами покрытия без какой-либо разметки или знаков. Правильная велодорожка не должна быть связана ни с проезжей частью, ни с тротуаром — только так можно избежать конфликта между велосипедистом и водителем или велосипедистом и пешеходом.

- Новые велодорожки в Гатчине ведут из ниоткуда в никуда, - считает Дарина. - Предполагается, что велосипедист вышел из дома, телепортировался на эту велодорожку, доехал до ее конца и опять телепортировался, куда ему нужно. К тому же тем, кто уже привык ездить на велосипеде, эта велодорожка особо не нужна. Они и так уже едут — по тротуару, по обочине, по каким-то огородам, по обходной дороге вокруг Гатчинского парка. Велодорожки нужны тем, кто хотел бы и мог ездить, но сомневается в своих силах. Это о них нужно заботиться, продумывая удобные веломаршруты.

- Что касается маршрутов велодорожек, то основные улицы, которые нужны велосипедистам — это, например, улица Чехова или Рощинская, где не проехать, потому что нет тротуара, - говорит Сергей.

 

О взаимопонимании и ПДД

- Но дело не только в велодорожках или велопарковках, но и в общей культуре вождения и взаимодействия всех участников дорожного движения, - уверена Дарина. - А она у нас, к сожалению, в таком состоянии, что только обнять, плакать и дарить ПДД каждому из них. В связи с новой редакцией правил для велосипедистов участились их конфликты с пешеходами, которые услышали краем уха, что велосипедистам что-то нельзя, но что конкретно, не поняли. Услышали, например, что им не разрешено ездить по тротуарам, не узнав до конца это правило дорожного движения. Так, по этому правилу, лица до 14 лет не имеют права выезжать на дорогу, то есть должны ездить по тротуарам. Не зная этого, пешеходы неосознанно провоцируют опасную ситуацию уже на тротуаре.

Кстати, ездить по тротуару могут и велосипедисты старше 14 лет, учитывая градацию «дорожных» приоритетов.

- Если есть велодорожка, велосипедист должен ехать по ней. Если ее нет, то он может двигаться по правому краю проезжей части, - говорит Сергей. - Если и этой возможности нет, он может ехать по тротуару. Велосипедист не должен двигаться по проезжей части, если он не уверен в своих силах — в ПДД нет такой обязанности. Понятно, что он не должен при этом создавать помех для пешеходов, помня, что на тротуаре он - «в гостях».

Не всегда понимают друг друга автомобилисты и велосипедисты. Как считает Сергей, так происходит потому, что каждому из них сложно себе представить, как передвигается в пространстве другой, если он сам не оказывался на его месте.

- Лучшие водители велосипедов и автомобилей — это те, кто знает, как это — быть на месте другого, - говорит он. - Известно ведь, что человек становится более осторожным как пешеход, если он уже сидел за рулем.

 

Комфортная среда – для всех и каждого

- Велосипедистов в Гатчине действительно все больше, но и город в целом становится удобнее, - считает Сергей. - То, что у нас начался ремонт тротуаров в центральной части города, идет на пользу всем. Сейчас при ремонте улиц в принципе учитывают требования по доступной среде для маломобильных групп граждан, занижаются поребрики в зонах перехода. Но остались и старые конструкции, которые переделывают очень неохотно.

Часто говорят о развитии города для велосипедистов, как для какой-то особой категории граждан. Но на самом деле велосипедистам ничего особенного не нужно. Так как велосипедист часто ездит по тем же тротуарам, что и пешеходы, то город, удобный для пешеходов, автоматически становится комфортным и для велосипедистов. Когда все в городе будет продумано в принципе, то он будет удобен для всех жителей вообще — пешеходов, велосипедистов, автомобилистов, людей с инвалидностью, родителей с детскими колясками и так далее...

Фото из архива семьи Тоткайло