«АКВАРЕАЛИИ» ЕКАТЕРИНЫ КУЗНЕЦОВОЙv

В галерее Центра информационных технологий на Рощинской, 19 проходит выставка работ известной петербургской художницы Екатерины Кузнецовой. «Живыми вещами века» назвала образы, запечатленные мастером в акварели, куратор вернисажа Наталия Озерова.

Вещи на картинах Екатерины Кузнецовой живут своей жизнью. И почти всегда несут на себе отпечаток природности, к которой так или иначе причастен человек – либо как наблюдатель, либо как действующее лицо чудесного акта жизни. Речные заводи, зеркальная гладь между стеблями тростника, рыбешки, резвящиеся в водовороте: вода, много воды – воды как основы жизни, а в данном случае и как основы изобразительного средства. «Нет смысла как-то обозначать это искусство, – говорит проект-директор Санкт-Петербургского Общества акварелистов Наталия Озерова. – Не столь важно, что это – абстракционизм или ирреализм. Есть картины, написанные акварелью, но работы Екатерины Кузнецовой – именно акварель в чистом ее виде. Более точное название здесь – аквареалии, или такая реальность, какой ее увидел и попытался выразить художник».

Для Екатерины Кузнецовой важно не просто внутреннее содержание образа, скорее, речь идет об игре содержания или смыслов. И это не прихоть, не каприз или манерность – в картинах художницы этого нет и в помине. Просто она использует любые средства и приемы для того, чтобы отразить мир таким, каким она его видит. Акварели Кузнецовой необычайно красивы и выразительны сами по себе. Пастельные тона кажутся еще более легкими из-за их особой размытости. Но прелесть и достоинство этих работ еще и в том, что они дают зрителю возможность собственной интерпретации образа. Внутренняя свобода художника – вещь заразительная, с легкостью ОРВИ она передается зрителю. Достаточно одного лишь размытого штриха на картине, необычного ракурса или плавного цветового перехода – и волшебный клубок воображения разматывается, прокладывая дорогу от искусства к реальности и наоборот. Мы сможем увидеть вещи, которым скучно быть просто вещами. Вещи, которые неравнодушны к человеку, более того, расположены и даже сочувствуют ему, возможно, в силу его человечности, а значит, определенной беспомощности и хрупкости.

«Русским психологическим портретом» назвала изображения людей на картинах художницы Наталия Озерова. Они весьма своеобычны – Кузнецова не стремится к абсолютному портретному сходству, ей важнее передать внутренние черты человека, его суть. Лица на ее портретах совершенно незнакомы зрителю, но характер их понятен и близок многим. С темой внутреннего портрета сопряжена еще одна мысль Кузнецовой – о том, что каждому человеку присуща определенная внутренняя конструкция, и выразить ее можно в виде дома или даже нескольких домов. У кого-то дом теплый и уютный, у кого-то угловатый и открытый всем ветрам, у кого-то мрачный и тяжелый или, напротив, светлый и прозрачный. У кого-то вообще чужой. И здесь тоже можно найти повод для размышления – например, наш личный «душевный» дом мы строим сами – или он дается нам таким, какой он есть, «по делам нашим»?

«Аквареалии» Екатерины Кузнецовой – искусство, которое дает нам еще одну возможность понять себя через незамутненную красоту мира.

Юлия ЛЫСАНЮК