Роман с театром

В Гатчине прошел IX Международный фестиваль любительских театров и театров-студий «Авангард и традиции». Фестиваль проходит в Гатчине каждые два года. Начавшийся в 1998 году с небольшого проекта, инициатором и идейным вдохновителем которого была режиссер театра-студии «За углом» Т.А. Шмакова, он с каждым разом набирал обороты, привлекая все больше участников – за семнадцать лет на фестивале в Гатчине побывали коллективы из четырнадцати стран Европы и даже из США.

В IX фестивале «Авангард и традиции» участвовали десять коллективов, в том числе студенческий музыкальный театр «Верона» из Екатеринбурга, псковский театр «На Кузнецкой», Театр юношеского творчества Дворца творчества юных Санкт-Петербурга, детский театр «Клякса» из Москвы, студенческий театр Санкт-Петербургского политехнического университета им. Петра Великого, театральная мастерская «Мечта» из Кирова, петербургский Театр нового зрителя «Синтез», народный театр города Резекне (Латвия), народный театр Сыктывкара «Фантастическая реальность» и, конечно, гатчинский театр-студия «За углом».

Фестиваль открылся спектаклем театра-студии «За углом» «Банан» в постановке главного режиссера театра Юрия Калугина по пьесе польского драматурга-авангардиста, классика театра абсурда Славомира Мрожека «Вдовы». Уровень постановки, и то, насколько органично она вписалась в пространство главной сцены ДК, даже зрителя-дилетанта наводят на мысль: театр «За углом» давно перерос масштабы своей маленькой сцены за углом Дома культуры…

Половина спектаклей фестиваля не афишировались – они прошли на малой сцене Дома культуры – в зале театра «За углом», и предназначались для узкого круга – непосредственных участников фестиваля. Другие пять – спектакль петербургского Театра юношеского творчества по роману Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков», мюзикл «Баллада о мушкетерах» екатеринбургского театра «Верона», спектакль «У ковчега в восемь» по пьесе У. Хубба Народного театра Резекне и пьеса «Жизнь человека» по одноименному произведению Л. Андреева петербургского театра «Синтез» – были представлены вниманию широкой публики.

В рамках фестиваля режиссеры провели несколько мастер-классов для участников; каждый фестивальный день завершался коллективным обсуждением спектаклей в Голубой гостиной ДК.

В день закрытия прошел «круглый стол» для режиссеров-участников фестиваля по теме «Любительский театр и фестивальное движение. Реалии, проблемы, победы». Профессор Российского университета театрального искусства, вице-президент Российского центра международной ассоциации любительских театров, президент Ассоциации студенческих театров России Михаил Чумаченко высказал мнение, что «…меняется вся структура театра и ситуация вокруг него. В Советском Союзе театр был центром идеологии: с одной стороны, под пристальным вниманием, с другой – достаточно обласкан. Сегодня же театр занимает место где-то между кафе и кегельбаном. Любительский театр всегда существовал в качестве некоего оппонента профессионального. Теперь этого не получается, и любительский театр начинает искать другие пути. Наиболее трудноразрешимой проблемой является материальная. Финансирование сокращается до такой степени, что в театре встает дилемма: либо платить зарплату актерам, либо ставить спектакли».

Говорили о фестивальном движении, которое сегодня развивается гигантскими скачками. Как заметила заведующая кабинетом любительских театров Союза театральных деятелей РФ, генеральный секретарь Российского центра Международной Ассоциации любительских театров AITA Алла Зорина, количество фестивалей студенческих театров за последние пять лет выросло в 13 раз. Как на этом фоне выглядит фестиваль «Авангард и традиции»?

Оглядываясь назад, участники «круглого стола» отметили, что раньше «Авангард и традиции» был фестивалем-окном в Европу: к нам приезжали ирландские, норвежские, американские театры, и за несколько дней можно было увидеть картину развития любительского театра в мире. Теперь, видимо, надо думать об изменении формата. Кроме того, как сказал Михаил Чумаченко, много лет «Авангард и традиции» был, своего рода, «фестивалем фестивалей», когда участники привозили в Гатчину свои спектакли-победители, завоевавшие награды на других фестивалях. Что мы видим теперь?

Руководитель московского детского театра «Клякса» Елена Салейкова прямо выразила свое разочарование: «Я очень давно хотела сюда попасть, мы впервые на этом фестивале, но он не оправдал наших ожиданий: красивый город, красивый Дом культуры, прекрасная организация, но где же настоящее фестивальное общение, где публика?». На это А.В. Зорина ответила, что театральное сообщество приложило много усилий, чтобы фестиваль все-таки состоялся и вообще продолжил свое существование. «В Гатчине хорошо проводить фестивали, тут есть две площадки, и залы не были пустыми – ни большая сцена ДК, ни зал театра «За углом». Тесное общение участников фестиваля действительно не получилось: большинство коллективов были вынуждены поселиться в Петербурге», – заметила Алла Зорина.

Главный режиссер театра-студии «За углом» Юрий Калугин высказал мнение, что театральный зритель меняется, и люди, привыкшие к мониторам компьютеров, уже плохо представляют, что такое театр. «Поэтому перед каждым спектаклем я делаю свой монолог: чтобы зритель понимал, куда он попал», – сказал Юрий Алексеевич. Кстати, на фестивале перед спектаклем «Банан» Юрий Калугин также сделал вступление, поведав зрителям краткую историю судьбы драматурга Славомира Мрожека и пересказав его юмористический рассказ про лебедя, которого споил в пивной старый сторож. После чего публика, само собой, настроилась на комедию.

На церемонии закрытия было много награждений и теплых слов в адрес устроителей фестиваля и его участников. Комитет по культуре администрации Гатчинского района наградил благодарственными письмами сотрудников Дома культуры – за энтузиазм и работу по организации фестиваля. На сцену поднялись режиссеры и представители коллективов-участников. Члены жюри сказали свое заключительное слово. Михаил Чумаченко был краток: «Не относитесь всерьез к наградам – завтра снова работать». театральный критик, редактор московского журнала «Страстной бульвар, 10» Ассоль Овсянникова поблагодарила всех участников за серьезный литературный материал, к которому они обращаются. Член правления Союза театральных деятелей Эстонии, председатель Совета русского театра в Таллине Яак Аллик признался, что фестиваль не обманул его ожиданий: «Я получил четыре радостных дня, и желаю фестивалю долгой и счастливой истории».

Члены жюри вручили коллективам-участникам дипломы: за дебют в фестивале, за сценографию, за актерский ансамбль, диплом «Приз зрительских симпатий», за перевод произведений Маркеса на язык театра и другие. Были и персональные награждения, в частности, актер гатчинского театра-студии «За углом» Александр Папулов получил диплом за роль официанта в спектакле «Банан».

Как подчеркнула Алла Зорина, жюри подошло к оценке всех спектаклей очень объективно: «Двери наших фестивалей открыты и для опытных, и для начинающих коллективов. Спасибо городу, что мы сохранили этот фестиваль».

«…Считается, что если на театральном фестивале не завязалось ни одного романа, фестиваль не удался. Будем надеяться, что «Авангард и традиции» пройдет успешно», – пошутил на торжественном открытии Михаил Чумаченко. Был ли фестиваль «успешен» в этом смысле – мы не знаем, но то, что у всех участников – давний и прочный «роман» с театральным искусством, – несомненно.