Впереди ещё немало открытий…

Четвертая средняя школа города Гатчины в этом году отмечает 120-летие. Возникшая в 90-х годах XIX века школа сейчас сама как действующий музейный экспонат, чем вызывает особый интерес. Причем, основному зданию исполняется 118 лет, а зданию начальной школы чуть меньше. Где же была школа раньше? Узнаем в школьном музее. Ему самому уже полвека.

Рубрики:  Образование

Музей школы №4 – краеведческий, таких в школах Гатчины немного. Разделы экспозиции соответствуют историческим этапам: от Реального училища до современной школы. По каждой теме разработаны и проводятся тематические экскурсии. Их дополняют видеофильмы, электронные презентации о достопримечательностях родного края, созданные по итогам краеведческих походов, сборники-альбомы о встречах с участниками войны и другими известными гатчинцами. Здесь же представлен обширный материал о выдающихся выпускниках и учителях школы. Отдельные главы этих работ легли в основу данной публикации.

С порога посетителей встречают стенды и витрины, посвященные началу истории учебного заведения – Реальному училищу. В циркуляре по Санкт-Петербургскому учебному округу № 3 от 1898 года говорится: «…Жители Гатчины по случаю исполнения столетия этого города выразили желание учредить реальное училище в бозе почившего Императора Александра III. <…> Государь император 10 ноября 1896 года высочайше соизволили на возбуждение жителями Гатчины… об открытии в сем городе реального училища. <…> Засим… последовало Высочайшее соизволение на отвод в Гатчине участка земли, прилегающего к Приоратскому парку, мерою 1737 кв. сажень под постройку здания реального училища».

15 июля 1898 года состоялась торжественная церемония закладки первой плиты нового Реального училища по проекту архитектора Николая Дмитриева. 4 октября (17 октября по новому стилю) 1898 года в частном доме купца Веревкина начались первые учебные занятия. Именно эта дата и стала точкой отсчета истории учебного заведения.

Николай II дал разрешение на установление особого знака на фуражках учеников: над заглавными буквами названия города и училища знак «А» с императорской короной над ним. Каждый реалист должен был иметь свою форменную фуражку, зимнюю шинель, куртку типа бушлата для осени и весны, суконные брюки, гимнастическую форму. Первые реалисты ходили в мундирах с позолоченными галунами на воротнике, фуражках с желтым кантом. Министерством народного просвещения была установлена плата за обучение в приготовительном классе в размере 20 рублей в год от каждого ученика, в следующих классах – 30 рублей.

Занятия в новом двухэтажном здании Реального училища начались 21 ноября 1900 года. На освящении училища присутствовала вдовствующая императрица Мария Федоровна – вдова Александра III и мать Николая II, всегда жившая в Гатчинском дворце. Она соизволила взять училище под свое «высочайшее покровительство», и ему присвоили название «Гатчинское реальное училище имени императора Александра III».

Директором училища был назначен преподаватель Импера-торского Александровского лицея правоведения, статский советник Александр Федорович фон Гефтман. Реальное училище было мужским учебным заведением. Срок обучения – семь лет. Главное внимание при обучении уделялось математике, физике, химии, естествознанию. Выпускник получал право на поступление в технический вуз.

В 1909-1911 годах училище прирастало площадями: шло строительство второй части здания и сооружение церкви, единственный престол которой был посвящен небесному покровителю императора Александра III - святому благоверному великому князю Александру Невскому. Рядом с училищем было выстроено трехэтажное здание для квартир служащих. Сейчас это еще один учебный корпус школы №4 – начальная школа. С 1902-1908 годы директором Реального училища был статский советник Илларион Николаевич Шафрановский. В 1909 по 1918 годы – Петр Николаевич Гензель, последний директор Реального училища.

В музее представлены предметы, имеющие прямое отношение к процессу обучения в дореволюционной России: грамоты, похвальные листы учеников. Здесь собрана уникальная библиотека, часть книг была выпущена в начале предыдущего века. В частности, в музее хранятся книги из личной библиотеки уроженца Гатчины, выпускника реального училища 1913 года Ф.С. Панова. Некоторые книги были преподнесены реалисту Панову за успехи в учебе. Как отмечают учителя, школьники по-разному воспринимают экспонаты музея. У малышей особый интерес вызывает обширная коллекция чернильниц, перьевых ручек и элементы советской школьной формы. Старшеклассникам любопытны монеты, значки, советская оргтехника, печатная машинка и другие примитивные технические средства, которые 50 лет назад мечтал иметь каждый.

После революции в школе, как и по всей стране, многое изменилось, включая название. С 1918 года Реальное училище стало называться Единой советской трудовой школой с 9-летней системой обучения. Именно в этой школе в 1920-е годы сложилась первая комсомольская организация учащейся молодежи. Руководителем учащихся комсомольцев стал Сергей Грандберг, его помощником – Евгений Янсон. В 1919 году состоялся первый выпуск трудовой школы.

С 1930 года в течение трех лет в этом здании располагалась школа фабрично-заводского обучения им. Ленина. В классных комнатах вместе со школьными партами были смонтированы учебные станки и другое оборудование. В сентябре 1933 года открылась Красногвардейская школа №2.

В годы войны фашисты устроили в здании школы военный госпиталь. Выпускница школы Надя Федорова собирала данные о передвижении войск противника и передавала их в разведывательное управление фронта. Надя Федорова и ее товарищи – 25 комсомольцев-подпольщиков были расстреляны фашистами в парке Сильвия. Отступая, фашисты сожгли здание школы. На фотографиях в музее школы можно увидеть обгоревшие стены, пустые оконные проемы, разрушенные помещения и искореженные перекрытия. В феврале 1944 года работа школы возобновилась в здании бывшей 8-летней школы № 5 на проспекте 25-го Октября. Только в 1949 году школа вернулась в свой родной дом.

Основатель музея истории школы Павел Васильевиче Резвый был директором школы с 1966 по 1984 годы. Музей истории школы открылся 17 октября 1968 года к 80-летней годовщине создания школы. За многолетний труд в области образования, плодотворную работу по патриотическому воспитанию подрастающего поколения Павлу Васильевичу было присвоено звание почетного гражданина города Гатчины.

Сейчас в фонде музея школы хранится более 1300 экспонатов. Есть среди них и уникальные: грамота музею от знаменитого летчика-аса Алексея Маресьева; часы и погоны выпускника 1918 года вице-адмирала Михаила Крупского; золотая медаль выпускника 1948 года; экспонаты времен Великой Отечественной войны.

На видном месте в музее расположен доминантный экспонат – картина художника Фетисова: таким величественным было здание школы в 1901 году. А чуть в стороне фотографии с лирической надписью: «Последний выпуск XX века» и красочный альбом, рассказывающий о том, как ярко, интересно и насыщенно жила школа в 1990-е годы. Между этими событиями – вековая история.

Двадцать пять лет назад руководителем музея стала учитель истории и обществознания, выпускница школы №4 Лидия Григорьевна Додон. Она вспоминает, что музей располагался в небольшом помещении за сценой. К тому времени стенды и фотографии уже нуждались в реставрации. В сложные годы перестройки школа решила поднять музейную работу на качественно новый уровень. Музей переехал в просторное помещение на первом этаже, и работа закипела с новой силой.

- Девяностые годы считаются временами, когда в школе был упадок, так как не стало комсомольской и пионерской организации, – рассказывает заместитель директора школы №4 Нина Ивановна Никитина. – У нас же именно благодаря традициям эти годы стали годами подъема и расцвета по многим направлениям, а музей стал духовным центром школы и источником вдохновения для патриотической работы. В начале 2016 года работа по восстановлению хроники школы в 90-е годы подошла к концу. В нашей школе бережно хранились все материалы той поры, а выпускники под руководством учителя географии, выпускницы школы Р.В. Гуловой, живо откликнулись на призыв о помощи в сборе материалов. Даже в сложные времена на сломе эпох мы смогли сохранить память и приумножить наследие, постоянно дополняя его новым материалом.

У школьного музея появилось два филиала. В холле второго этажа развернулась фото-экспозиция Аркадия Каца, рассказывающая об истории Гатчины и школы №4 в советский период, а в кабинете технологии – этнографический отдел школьного музея. Экспозиции постоянно пополняются экспонатами и материалами.

Конечно, как и любая школа, гатчинская «четверка» славится своими выпускниками – известными учеными, инженерами, архитекторами, государственными деятелями, героями войны и труда. Много выпускников 4-й школы в разные годы стали отважными защитниками Отечества. И эта череда выпускников-героев не прерывается. В музее собрана обширная информация о воинах-интернационалистах. Исследуя школьный путь длиной в 120 лет, современные ученики на конкретных примерах убеждаются, что всегда были воспитанники, которые прославляли свою школу. Есть такие люди и сейчас. В 2008 году выпускник 1980 года Алексей Русанов получил звание Героя Российской Федерации. Школа славилась и славится своим педагогическим коллективом. Многие педагоги заслуженно были отмечены высокими наградами, их имена золотыми буквами вписаны в историю образования. Информация об этих людях бережно хранится в школьном музее.

Музей имеет много наград, которые трудно перечислить. Четыре года председателем совета музея был Дмитрий Малюченко – многократный призер и победитель конкурсов и олимпиад, который сам обучал младших готовить и проводить экскурсии. Сейчас работу совета возглавляет ученица 8-1 класса Мария Ибадова.

Средства на укрепление материально-технической базы музей, в том числе, зарабатывает сам, выигрывая гранты. Так, в 2016 году музей одержал победу в региональном конкурсе «Связь времен, поколений, традиций», что позволило ему получить денежный приз и в очередной раз заменить витрины.

В планах дальнейшего развития музея – использование современных технологий, создание интерактивных просветительских программ, оцифровка материалов. Есть идеи по новому виду поисковой работы по типу «История одного экспоната». Впрочем, в четвертую школу уже впору туристов возить.

- Главная задача школьного музея – сохранение исторического наследия и памяти о людях и традициях, – считает заслуженный учитель РФ, директор школы №4 Нина Васильевна Жумаева. – Важно, что осуществляется передача этой памяти из поколения в поколения. Участие в походах, уроки мужества и заседания Клуба фронтовой песни, работа в музее и исследование прошлого школы – способов передачи традиций много. Главное, что не прерывается связь времен и поколений, а традиции связывают воедино все этапы школьной жизни.