«Бабий бунт» у стен Гатчинского дворца

«Бабий бунт» у стен Гатчинского дворца

В течение трех дней у стен Гатчинского дворца проходил Второй международный фестиваль «Оперетта-парк», ставший совместным проектом Санкт-Петербургского государственного театра музыкальной комедии и музея-заповедника «Гатчина».


В рамках фестиваля на Серебряном лугу, перед Иорданским фасадом Дворца показали две музыкальных фантазии в жанре оперетты – «Бабий бунт» композитора Евгения Птичкина и знаменитую «Сильву» Имре Кальмана.

Оперетта (маленькая опера) — особый жанр театрального искусства, в котором возможно все: музыка гениальных композиторов и роскошные голоса артистов, легкомысленный канкан и сложные хореографические номера, шутки на грани фола и глубокомысленные высказывания, задорные народные песни и восхитительные романтические арии. А в общем и целом, это многогранное музыкальное лицедейство, самое время которому — теплый летний вечер в конце напряженной рабочей недели. Таков Международный фестиваль «Оперетта-парк», во второй раз прошедший в Гатчине.

«Оперетта-парк» – проект во многом уникальный, цель которого – возродить исторические и культурные традиции садово-парковых ансамблей Санкт-Петербурга. Начиная с середины XIX века в городских и загородных парках выступали прославленные коллективы музыкальных театров. Здесь ставили эксперименты известные режиссеры и драматурги, преподнося публике новые формы сценического искусства. Заметное место среди них заняли так называемые представления легкого жанра – оперетты, комические оперы, феерии, фарсы.

Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии привозит в Гатчину оперетту уже не в первый раз. Многие наверняка помнят музыкальную фантазию на тему оперетты «Холопка», состоявшуюся на Серебряном лугу в 2016 году. А год назад в Гатчине прошел первый фестиваль «Оперетта-парк», на котором театралам показали музыкальные фантазии на темы знаменитых оперетт «Мистер Икс» и «Свадьба в Малиновке».

Второй Международный фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчинском парке открылся в пятницу, 13 июля, музыкальной фантазией «Бабий бунт» по мотивам одноименной оперетты Евгения Птичкина. По примеру знаменитых открытых концертов Венского филармонического оркестра на Серебряном лугу установили целый театральный комплекс со зрительскими трибунами и тремя сценами.

Уже на подходе к сцене, на дорожке вдоль Собственного садика, юные «барышни-крестьянки» раздавали гостям фестиваля милые букетики с полевыми цветами и пшеничными колосками. В этот вечер в Гатчинском парке звучали бравые казачьи песни и удалой свист — в соответствии с духом предстоящей оперетты, написанной по мотивам «Донских рассказов» Михаила Шолохова. В руках казаков сверкали шашки, раздавались звонкие щелчки казачьих нагаек. Гости фестиваля могли принять участие в русских народных играх на свежем воздухе. У входа в Собственный садик ждала выхода «на сцену» запряженная в телегу лошадка, а чуть дальше, под присмотром колоритного «пастуха» паслась своенравная корова.

У сцены и на ней расположилась целая выставка народного деревенского быта конца XIX - начала XX века: посуда, сельскохозяйственный инвентарь, соломенные козы и барашки, стог сена, живописные плетни и заросли подсолнухов. Все эти «экспонаты» чуть позже сыграли роль реквизита в самом спектакле.

Перед началом спектакля зазвучала небольшая увертюра, составленная из музыкальных эпизодов самых знаменитых оперетт мира. Видеофрагменты, составившие увертюру, можно было увидеть на двух больших экранах по краям сцены. Благодаря этим же экранам зрители уже во время спектакля могли видеть происходящее на сцене крупным планом.

 «Бабий бунт», показанный в Гатчине, представляет собой новую версию спектакля, впервые поставленного Ленинградским театром музыкальной комедии в 1976 году, спустя год после появления на свет этой музыкальной пьесы. Долгие годы благодаря прекрасной музыке, вокальным и танцевальным номерам, искрометному шолоховскому юмору и звездному актерскому составу этой оперетте сопутствовал огромный успех. Не утратила своей привлекательности эта пьеса и в наши дни.

«Бабий бунт» показывает жизнь казачьего хутора на Дону после революции, «где мужики гуляли, самогоном баловались, жен в строгости держали и для порядка поколачивали». И вот женщины, веками терпеливо сносившие их выходки, не выдержали и решили создать собственную коммуну на другом берегу Дона. Оставленные ими мужчины узнают, что это значит — варить обед, стирать белье, заниматься домашним хозяйством («без жен жизнь, как ядрен серп и молот»). Подбадриваемые вернувшейся из города идейной Настей, казачки пытаются строить новую жизнь без мужчин, но быстро начинают тосковать по ним и родному очагу...

Возможность развернуть сценическое действие под открытым небом на фоне естественных декораций позволила режиссеру-постановщику спектакля, народному артисту России Юрию Лаптеву использовать в нем реальные элементы. Помимо занятых в спектакле артистов, в нем принимали участие настоящие казаки и верховые лошади из центра казачьей джигитовки «Багмут», которые выполняли конные трюки и батальные сцены. Периодически на сцене появлялись привычные обитатели казачьих хуторов — живые куры, собаки, поросята и даже корова.

Но опытные зрители в первую очередь отметили, конечно же, мастерство и голоса актерского состава оперетты. Особенное внимание зрителей явно привлекали два дуэта. Неизменным смехом сопровождалось появление на сцене похожего на знаменитого деда Щукаря, хуторского философа деда Захара и его бойкой жены Семеновны. С сочувствием следили в зале за развитием романтической истории «городской» Насти и лучшего гармониста хутора Николки. И еще один персонаж покорил зрителей — кобель по имени Антанта, так и норовивший ухватить за штаны всякого, кто заглядывал по надобности в курень к председателю хутора Степану.

Второй музыкальный спектакль фестиваля, «Сильва», показанный на следующий день фестиваля, 14 июля, наверняка знаком каждому хотя бы по прекрасной советской телеверсии этой пьесы, поставленной в 1981 году. Напомним, венгерский композитор Имре Кальман сочинил оперетту «Королева чардаша» (оригинальное название «Сильвы») в 1914 году. По всеобщему признанию, она не только стала одной из вершин его творчества, но и символом оперетты как театрального жанра.

Лирические мелодии «Сильвы» рассказывают о всепобеждающей силе любви, которой не страшны никакие преграды. По сюжету пьесы артистка мюзик-холла Сильва Вареску влюблена в молодого аристократа Эдвина, но брак между ними невозможен из-за социального неравенства. Отец Эдвина хочет женить его на кузине Стаси, и свадьба вот-вот состоится. Между тем Стаси влюблена в красавчика Бони и с легкостью отказывается от навязанного замужества при первой же возможности. Счастье Сильвы и Эдвина зависит только от благословения родителей...

Поставленная режиссером-постановщиком Анной Осиповой для Театра музыкальной комедии «Сильва» позволила зрителям окунуться в атмосферу начала XX века — с ее романтичностью, некоторой легкомысленностью и в то же время неясным предчувствием надвигающейся на мир катастрофы.

Фестиваль «Оперетта-парк» завершился в воскресенье, 15 июля, международным гала-концертом, в котором приняли участие звезды европейских и российских театров – солисты Будапештского театра оперетты и Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии.

Остается отметить, что все три дня фестиваля на сцене играл замечательный оркестр Театра музыкальной комедии под руководством заслуженного артиста России Андрея Алексеева.

Юлия Лысанюк

Фото Ольги Фирсовой