Бюджет «с подушкой безопасности»

В районной администрации прошли публичные слушания проекта бюджета Гатчинского муниципального района на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 гг. Структура доходов и расходов не меняется, но исполнение бюджета ожидается непростым.

Вниманию собравшихся проект бюджета 2016 года представила председатель комитета финансов Анна Михайловна Гриб. В доходной части бюджета запланирован 1 млрд 598,6 млн рублей налоговых и неналоговых поступлений. Плюс из бюджета области району полагаются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности – 17,5 млн рублей и субвенции – 3485,6 млн рублей. Всего доходы бюджета Гатчинского района планируются в размере 5 млрд 101,7 млн рублей. К сравнению, уточненный бюджет 2015 года на 1 октября составляет 5 млрд 50,7 млн рублей. Обе цифры сопоставимы: отношение 2016-го года к уточненному бюджету 2015-го составляет 103,5%.

По бюджетному кодексу у местной власти есть право принимать дефицитный бюджет. В данном случае предлагается проект бюджета с дефицитом 9,04%. Расходная часть (за счет налоговых и неналоговых доходов, дотации на выравнивание и с учетом субвенций), предложенная к утверждению, – 5 млрд 208 млн рублей.

Структура доходов бюджета из года в год почти не меняется. Налоговые доходы составляют 1 млрд 244,5 млн рублей (24,4%), неналоговые доходы – 354,1 млн рублей (6,6%). В структуре налоговых доходов основной доходный источник – налог на доходы физических лиц (НДФЛ) – 875,6 млн рублей (70,4 %), затем идут поступления по упрощенной системе налогообложения – 234,6 млн рублей (18,9%) и единый налог на вмененный доход – 110,1 млн рублей (8,8%).

В неналоговых доходах два основных источника: аренда и продажа земли. На 2016 год запланированы поступления от аренды – 161,3 млн рублей (45,6%) и от продажи – 56,1 млн рублей (20,7 %). Как отметила А.М. Гриб, формируя бюджет 2016 г., примерно наполовину (на 50 млн рублей) по сравнению с 2015 годом уменьшили поступления доходов от продажи земли.

Структура расходов бюджета также не меняется. Основные расходы идут на образование – 2 млрд 831,1 млн рублей (54%) и социальную политику – 1 мдрд 399,3 млн рублей (27%), и далее на дотации поселениям – 285,4 млн (6%), общегосударственные вопросы (куда входит и содержание администрации) – 266,1 млн рублей (5%), ЖКХ – 224,1 млн (4%) и пр.

В динамике расходов бюджета на 2016 год обращается внимание на рост отчислений на общегосударственные вопросы. Это связано с формированием резервного фонда, который в дальнейшем в зависимости от необходимости будет распределяться на поселения. Это запас – «подушка безопасности».

Расходы по некоторым разделам изменились из-за изменения полномочий: у кого-то они стали больше, у кого-то – меньше. Для бюджетных учреждений заложено повышение базовой ставки заработной платы в апреле (до 8050 руб.) и сентябре (до 8350 руб.). В основном же текущие расходы остались на прежнем уровне.

С прошлого года бюджет Гатчинского муниципального района имеет программный характер. В Гатчинском районе реализуется 11 программ, на которые падает более 90% расходов бюджета.

Программа «Современное образование в Гатчинском муниципальном районе» включает развитие дошкольного, школьного и дополнительного образования. С 2016 года изменится родительская плата за детский сад. Она устанавливается единая по Ленинградской области – 2098 рублей. Сейчас в Гатчинском районе родительская плата составляет 1600 рублей, а в других районах – 3500-3600 рублей. Снимается льгота сотрудникам дошкольных учреждений по плате за детский сад. В проекте бюджета на 2016 год отражено создание 53-х групп продленного дня. На это дополнительно потребовалось 15,9 млн рублей. В проекте бюджета 2016 года сохранилась сумма на школьные ремонты – 52 млн рублей. Три миллиона предполагается направить на программу энергосбережения, 10 млн – противопожарные мероприятия. В этих суммах и средства из фондов депутатов Законодательного собрания Ленобласти, которые могут направлять их на школы.

Социальная поддержка отдельных категорий граждан за счет местного бюджета – это большое количество мероприятий, охватывающих многие категории льготников, содержание Школы третьего возраста и стационара в пос. Дружная Горка, профилактика отказа от новорожденных, материальная помощь при рождении третьего ребенка и др.

В программе «Развитие культуры» на 2016 год заложен ремонт музыкальных школ, а также двух музеев на территории Сиверского поселения – «Дачная столица» и дома-музея композитора Исаака Шварца.

В программе «Развитие сельского хозяйства» остается борьба с борщевиком Сосновского.

Программа «Обеспечение устойчивого функционирования и развития коммунальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и повышение энергоэффективности в Гатчинском муниципальном районе» сформирована в объеме 94,2 млн. Объекты теплоснабжения, газоснабжения и пр., на ремонт и строительство которых могут быть направлены средства, тоже предварительно определены. «В эту программу заложены, в том числе, такие затратные объекты, к которым имеет смысл приступать только при софинансировании из областного бюджета. К примеру, очистные в пос. Новый Свет. Окончательно объекты будут сформированы после более глубокого анализа», – отметила Анна Михайловна.

Программа «Развитие физической культуры и спорта» в сумме 9,4 млн рублей – это и на развитие физической культуры и спорта, и на совершенствование системы подготовки сборных, и на оказание поддержки социально-ориентированным некоммерческим организациям в сфере спорта.

В 2016 году на первом месте перед районной администрацией стоит вопрос о выполнении майских указов президента. На эти цели запланированы 101,07 млн рублей (в том числе за счет собственных доходов и дотации на сбалансированность). Средства будут направлены на повышение оплаты труда педагогов дополнительного образования (29,4 млн), на повышение оплаты труда работников учреждений культуры (2,25 млн) и на переселение граждан из аварийного жилищного фонда (69,42 млн).

Вопросов по проекту бюджета во время слушаний к докладчику не было. Проект бюджета вынесен на утверждение районного Совета депутатов.