Детская медицина – хождение по мукам?

Детская медицина – хождение по мукам?

Может ли группа возмущенных мамочек нарушить покой отдельно взятого детского медицинского учреждения? Может!


В газете «Гатчинская правда» от 22 октября текущего года мы опубликовали статью «Тернистый путь к инсулину», основой для которой послужило обращение нашей читательницы. Она рассказала о тех неудобствах, которые испытывает ежемесячно, получая новый рецепт на льготные лекарства во взрослой поликлинике Гатчинской клинической межрайонной больницы (КМБ) на ул. Урицкого.

После того, как газета вышла в тираж, аналогичное письмо с жалобами мы получили уже от посетителей детской поликлиники на ул. Хохлова. Более того, в Интернете появилось письмо-обращение к руководству Гатчинской больницы и многочисленным надзорным органам, которое группа возмущенных женщин стала активно распространять, призывая и других мамочек включиться в борьбу, дабы отстоять свои права.

В чем суть проблемы?

У заявителей набралось 14 пунктов:

1.В детской поликлинике работают всего четыре педиатра, причем на момент 10 ноября 2015 года ситуация сложилась следующая: один педиатр был в учебном отпуске, другой – на больничном. Прием ведут два педиатра (с 09:00 до 13:00 и с 13:00 до 17:00). В связи с этим в детской поликлинике огромные очереди, время ожидания в которых составляет свыше трех часов. При этом на сайте Гатчинской КМБ в разделе «Расписание» указано десять педиатров.

Таким образом, указанные выше обстоятельства нарушают приказ Минздрава РФ от 16 октября 2001 г. № 371 «О штатных нормативах медицинского и педагогического персонала детских городских поликлиник (поликлинических отделений) в городах с населением свыше 25 тысяч человек», согласно которому число должностей на 10 тысяч детей до 17 лет 11 месяцев 29 дней, прикрепленных к поликлинике, составляет: педиатр – 12,5.

2.Существует проблема вызова врача на дом для ребенка. Днем в 14:00 вызвать врача на дом даже при высокой температуре невозможно.

В регистратуре детской поликлиники рекомендуют вызывать скорую помощь или приходить самим на прием. В «Скорой» отвечают, что в часы работы детской поликлиники они на вызов не поедут. Приходится самостоятельно сбивать температуру, ждать следующего утра, чтобы вызвать врача на дом, либо обращаться в платные медицинские учреждения, что противоречит статье № 41 Конституции РФ.

3.В Детской поликлинике отсутствуют многие узкие специалисты, такие как аллерголог, дерматолог, гастроэнтеролог. Узкие специалисты отсутствуют также в медицинских учреждениях Гатчинского района. При этом население Гатчины и района в целом составляет 203 700 человек, а по данным Википедии и того больше – 246 223 человека.

Данные обстоятельства не оставляют родителям выбора, вынуждая их обращаться к платным специалистам. Многие малообеспеченные семьи не могут найти возможность и не наблюдаются у необходимых специалистов, что приводит к негативным последствиям. Выявление проблем у ребенка происходит только перед садиком или школой.

4.Очень трудно записаться на прием к врачам-специалистам. Существует два способа записи в детской поликлинике:

— запись на прием через сайт Гатчинской КМБ. Но непонятно, как осуществляется запись через сайт ГБУЗ ЛО «Гатчинская КМБ»: когда там появляются номерки? Как записаться к неврологу? Данный специалист отсутствует в списке врачей, к которым можно записаться.

— запись на прием в регистратуре детской поликлиники. Предварительная запись отсутствует. Теоретически можно взять номерок в день приема, заняв очередь в шесть утра или ранее, и отстояв в ней порядка трех часов и более, что трудноосуществимо для семей с маленькими детьми, многодетных семей и семей из Гатчинского района.

5.В связи с тем, что к заболевшему ребенку на дом зачастую просто отказывается приезжать педиатр из детской поликлиники, родителям приходится приводить больных детей с температурой на прием в поликлинику. Получается, что больные и уже выздоровевшие дети сидят в одной очереди по несколько часов, что приводит к опасности повторного заболевания ОРВИ и гриппом.

6.Отсутствует информация на информационных стендах о праве первоочередного приема для льготных категорий граждан (детей-инвалидов и детей из многодетных семей).

7.Нет информации о том, в каком порядке можно попасть на осмотр педиатра перед посещением прививочного кабинета (приходится сидеть по три часа в очереди наряду с больными детьми, что недопустимо), в каком порядке принимаются дети с температурой.

8.Отсутствует информация на стендах о том, что дети до трех лет (дети в многодетных семьях – до шести лет) должны обеспечиваться льготными лекарствами согласно списку бесплатных лекарств (список также отсутствует и даже у врачей с ним нельзя ознакомиться во время приема). Информацию об этом приходится искать самим пациентам, а лекарство практически выпрашивать.

Например, врач-педиатр Н. никогда не выписывает льготные рецепты даже по требованию. Также очень неудобно, что такой рецепт ты получаешь не в день обращения, а лишь на следующий день, и то – после 16:00 по звонку из поликлиники. Никогда не дают рецепт «день в день», ссылаясь на занятость, отсутствие специалиста, который может визировать рецепт и так далее. Но и само лекарство уже получить невозможно даже на следующий день (например, в КМБ отдел выдачи лекарств работает до 16:00 и с выходными днями).

В итоге для заболевшего ребенка приходится приобретать необходимые для своевременного лечения лекарства на собственные средства. Такая ситуация сложилась уже очень давно, в начале 2015 года ни один из врачей не выписывал льготные рецепты, так как не был проинформирован о порядке выдачи бесплатных рецептов.

9.Существует проблема с прохождением профосмотра для детского сада за один день.

10.Прописанный ребенку массаж пройти бесплатно и в срок могут только единицы, так как очередь растягивается на тришесть месяцев. Остальные вынуждены делать его платно. У многих родителей просто нет на это средств. В результате чего процедура проводится несвоевременно, что не лучшим образом отражается на здоровье ребенка.

11.В детской поликлинике очень грязные туалеты. Отсутствует мыло, туалетная бумага и горячая вода.

12.Детская поликлиника не обеспечивает посетителей одноразовыми бахилами. Купить их на территории поликлиники или рядом с ней негде. Поэтому, если пациент забыл сменную обувь или бахилы, он вынужден идти на прием в носках.

13.В детской поликлинике отсутствует комната матери и ребенка, что не позволяет переодеть и покормить ребенка в нормальных условиях, с учетом многочасовых очередей.

14.Уже много лет молочная кухня на ул. Карла Маркса закрыта. Почему не организована новая?

Мы считаем, что изложенные факты нарушают нормы законов, в том числе таких, как Конституция РФ, ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011 года, приказ Минздрава РФ от 16.10.2001 «О штатных нормативах медицинского и педагогического персонала детских городских поликлиник (поликлинических отделений) в городах с населением свыше 25 тысяч человек».

ПОЗИЦИЯ МЕДИКОВ

О количестве врачей

Мы попросили руководителей Гатчинской КМБ прокомментировать текст письма. Откликнулись на просьбу главный врач Гатчинской КМБ Владимир Иванов и его заместитель по детству Римма Цветкова.

«В первую очередь, удивляет, почему же наши пациенты, а точнее их родители, не видят качественных улучшений, которые происходят в системе здравоохранения Гатчинского района, в том числе и в детской поликлинике, – начал свой рассказ Владимир Алексеевич. – Еще шесть лет назад в детской поликлинике не было и половины специалистов, которые сегодня отвечают за здоровье маленьких пациентов».

На сегодняшний день оказание медицинской помощи детям регламентировано приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 апреля 2012 г. № 366 «Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи», по которому на одного врача-педиатра должно приходиться 800 детей. По словам Владимира Алексеевича, в детской поликлинике зарегистрировано 8 869 детей, т.е. должны работать восемь врачейпедиатров. На данный момент детей принимают только четыре врача. Своим коллегам помогает фельдшер, доктора из отделения медико-социальной помощи детям и подросткам и заведующий детской поликлиникой Андрей Нейфельд.

Кроме того, в детской поликлинике, как и в любой другой, бывают периоды спада или активности. Так, в середине августа количество посетителей резко возрастает, когда все отдохнувшие за лето дети и подростки проходят профосмотр перед возвращением в учебное учреждение.

«Но это не значит, что мы не ищем педиатров, которые хотели бы работать в системе здравоохранения Гатчинского района. Мы продолжаем активно привлекать специалистов», – пояснил Владимир Алексеевич. Для этого руководство Гатчинской КМБ обеспечивает новых специалистов различными льготами. Так, в этом году было приобретено две квартиры для гатчинских врачей непосредственно в самой Гатчине и еще пять квартир для медиков в пос. Новый Свет. Для тех, кто пока ждет служебную жилплощадь, предусмотрена частичная компенсация за съем арендного жилья в размере 7 500 рублей.

Если педиатров в детской поликлинике не хватает, то с узкими специалистами проблем на сегодняшний день нет. В детской поликлинике ведут прием два врача-невролога, два ЛОР-врача, два окулиста (еще один работает на четверть ставки), два хирурга, врач-ортопед, кардиолог, детский гинеколог, инфекционист, на 0,5 ставки работают врач-эндокринолог и детский психоневролог.

Что касается аллерголога и гастроэнтеролога, то по закону на 10 тысяч городского населения положено всего 0,3 ставки аллерголога и столько же – гастроэнтеролога. Участковые педиатры имеют необходимую квалификацию для оказания этих видов медицинской помощи. В случае, если болезнь или симптомы выходят за рамки компетенции врача, ребенка направляют на консультацию в областную больницу.

Руководство Гатчинской КМБ пошло навстречу своим пациентам. Сегодня в Гатчине в пятом отделении врачей общей практики еженедельно по средам районный врач-педиатр ведет прием детей, страдающих бронхиальной астмой.

О порядке записи к врачам

Порядок записи к узким специалистам оставался неизменным вот уже много лет и до этого времени вопросов не вызывал. В сельских амбулаториях к врачу-специалисту детской поликлиники записывает участковый врач-педиатр по телефону. Если родители захотят самостоятельно показать ребенка неврологу или окулисту и приедут в Гатчину в приемный день, их обязательно примут.

Для жителей Гатчины существует предварительная запись по телефону в регистратуре поликлиники: 3-23-15 и по Интернету (1-3 номерка на прием на одного врача). К сожалению, сотрудники педиатрического отделения отмечают, что около 30 % записавшихся не приходят на прием, даже не удосужившись предупредить об этом. Регистраторы поликлиники не имеют права отдать этот номерок другому пациенту, пока не закончится зарезервированное время.

К врачу-хирургу запись осуществляется в день обращения, врач принимает всех детей, без ограничения. Так как для консультации врача-кардиолога необходимы определенные обследования, прием этого врача осуществляется по направлению участкового врача.

Очереди к массажистам, которых сегодня в детской поликлинике работает двое, по словам руководителей Гатчинской КМБ нет. Обсуждая этот вопрос, Владимир Алексеевич высказал искреннее негодование по поводу того, что пациенты частных Гатчинских клиник пытаются попасть на массаж в детскую поликлинику по направлению, выписанному платным педиатром. На бесплатный массаж в детской поликлинике имеют право выписывать направления только специалисты, работающие там же (невролог, педиатр, ортопед, хирург и другие).

Заместитель начальника Гатчинской КМБ по детству Римма Цветкова рассказала, как сотрудники регистратуры фиксируют вызовы на дом и распределяют их между врачами.

Поликлиника открывает свои двери каждый будний день в 08:00 утра. С этого же времени начинают свою работу педиатры. Их рабочий день длится пять часов, но врач никогда не покинет свой рабочий кабинет, пока не осмотрит всех пациентов.

Телефонные вызовы врача на дом принимаются в регистратуре с 08:00 до 14:00. Все последующие вызовы обслуживают бригады скорой помощи. Отказать в вызове врача на дом к маленьким пациентам недопустимо.

Действительно, в случае загруженности поликлиники родителям заболевшего ребенка могут предложить самостоятельно прийти к врачу, если ребенок достаточно взрослый или его температура ниже 38 градусов. В случае согласия, ребенка сразу же должны отвести к инфекционисту, который отдельно обслуживает серьезно заболевших детей вне очереди.

О профосмотрах

Римма Викторовна объяснила порядок прохождения детских профосмотров. «Ни одним приказом Минздравсоцразвития не регламентировано, что оформление в детский сад или школу должно проходить за один день», сказала она. Профосмотр включает в себя сдачу определенных анализов, результаты которых готовы только через сутки, а значит, профосмотр займет как минимум два дня.

Что касается организованных групп детей (детсадовских или школьных), то в Гатчинском районе организовывают выездные бригады врачей, которые проводят профосмотр на местах – в образовательных учреждениях.

О льготных лекарствах

Данные о том, что в детской поликлинике отсутствует информация о льготных лекарствах, заместитель главного врача Гатчинской КМБ опровергла. Кроме информационных стендов в коридорах поликлиники, на столе у каждого врача имеется перечень льготных лекарств, предоставляемых пациентам. Этот же список опубликован на официальной странице больницы в Интернете.

В детской поликлинике создан центр автоматизированной выписки льготных рецептов. Если врач осматривал пациента на дому, то он делает соответствующую запись в амбулаторной карте пациента, с которой на следующий день родители могут также прийти в регистратуру. Регистратор распечатывает рецепты, родители подписывают их у любого педиатра, который ведет прием в этот день, и идут в аптеку.

Что касается льготных категорий граждан, которые, по мнению авторов обращения, имеют право на внеочередное обслуживание, то в территориальной программе государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в Ленинградской области четко прописано, что детиинвалиды и дети из многодетных семей в этот перечень не входят. Поэтому в очереди в регистратуру и к врачам детской поликлиники все равны. Другой вопрос, что каждая уважающая себя мама с ребенком постарше всегда пропустит вперед свою «коллегу» с грудничком на руках.

О покупке бахил

Никто в детской поликлинике не имеет права обязать посетителей надевать бахилы или снимать обувь перед кабинетом и идти к врачу в носках. Ни о какой сменной обуви речи также не идет. Бахилы необходимо надевать только при проходе в режимные кабинеты поликлиники – процедурную или прививочную. В этих кабинетах имеется в наличии свой необходимый запас бахил для пациентов и их родителей, который выдается бесплатно.

В случае, если на улице плохая погода (дождь, мокрый снег), и родители с детьми зашли в поликлинику в грязной обуви, бахилы только приветствуются, но остаются на усмотрение посетителей.

О комнате матери и ребенка

К сожалению, комнаты матери и ребенка в детской поликлинике нет и не предвидится из-за отсутствия свободных помещений. «Возможно, после открытия новой поликлиники в микрорайоне Аэродром часть детских специалистов переедет туда, и мы высвободим площади для организации комнаты матери и ребенка», – предположил Владимир Алексеевич.

О пандусах

Он также пояснил, что, несмотря на многочисленные просьбы граждан, обустроить пандус в педиатрическом отделении нельзя из-за высокого подъема лестниц и слишком узких пролетов. Тем не менее, руководство Гатчинской КМБ подало заявку на участие в программе по улучшению условий среды обитания инвалидов. В случае выделения необходимых средств, в поликлинике будет обустроен лифт, тем более что техническая возможность есть.

О прививках

По словам руководства Гатчинской КМБ, прививки детям делаются только в определенные дни – по вторникам и четвергам, после осмотра врача и при наличии письменного согласия родителей. В эти дни заболевших детей врачи педиатрического отделения не принимают.

О молочной кухне

Что касается молочной кухни, которая была закрыта на ул. Карла Маркса в 2003 году. Одна из главных причин ее закрытия – медицинская. Врачи не рекомендуют кормить детей неадаптивными смесями. Сегодня ассортимент детских смесей в магазинах позволяет родителям выбрать наиболее подходящий состав для своего ребенка. Кроме того, постановление правительства Ленинградской области от 28.11.2007 № 295 (ред. от 09.09.2010) предполагает денежную компенсацию за питание беременным женщинам и семьям с маленькими детьми.

Жалоба на неработающий туалет была написана 12 ноября, когда в центральной части Гатчины была отключена вода. Горячее водоснабжение в поликлинике налажено уже давно.

Любые вопросы по работе детской поликлиники (кроме сайта ГБУЗ ЛО «Гатчинская КМБ») можно задать по телефону «горячей линии»: 37-001, или заведующему детской поликлиникой Андрею Петровичу Нейфельду по телефону 3-20-81, или при личном обращении.

P.S. Когда статья готовилась к печати, стало известно, что 21 ноября состоялась встреча группы активистов из числа готовивших письмо-обращение (в составе пяти человек) и руководства Гатчинской КМБ. В результате обсуждений были затронуты все вопросы, изложенные в обращении, а также активистам поступило предложение направить своего делегата в Общественный совет при КМБ.