Художник Игорь Шинкар: «Белый лист люблю больше всего…»

«День оптимиста» – так называется выставка художника, члена Союза художников при ЮНЕСКО Игоря Шинкара, проходящая в Центре информационных технологий на Рощинской, 19. Многогранность художника позволила объединить в одном выставочном пространстве несколько разных направлений искусства – живопись, графику, скульптуру.

Игорь Шинкар – родом с Украины. С 1993 года жил и работал в Санкт-Петербурге. Шинкар – автор ряда знаковых персональных выставок в разных городах России. Работы художника находятся в музеях и частных собраниях в России, Германии, Англии, Италии, Испании, Японии,Франции, Израиле, США, Китае – всего более тридцати стран мира.

В Гатчине Игорь Шинкар живет уже шесть лет – «еще один сбежавший из Питера в Гатчину», как метко выразилась куратор выставки Елена Айдынян.

«День оптимиста» – первая выставка Игоря Шинкара в нашем городе. По словам художника, название выставки появилось само собой – только оптимист может связать столь разные направления творчества. Впрочем, архитектура галереи ЦИТ позволила разнести эти направления по разным экспозициям – не разрывая внутренние связи между ними. Действительно, абстрактная живопись в залах органично уживается с пластической скульптурой из гофрокартона, дерева и металла. Секрет такой «уживчивости» прост: несмотря на строгую графичность работ, в центре внимания Шинкара – всегда человек, его мысли, чувства, желания, страсти и устремления.

Биография Игоря Шинкара включает в себя разные, порой противоположные ипостаси. «Взрослую» часть своей жизни он начал как электрик-техник, окончив соответствующий техникум. Потом была учеба в Киевском государственном институте культуры, где Игорь Шинкар получил сразу две профессии – режиссера и актера. Несколько лет выступал на сцене в роли ведущего, в разговорном жанре, побывал и журналистом, и издателем.

Как художник, он определился в 1992 году, но пройденный ранее путь дал о себе знать особенным образом – Игоря Шинкара называют «говорящим» художником. И дело не только в том, что он – интересный и остроумный собеседник. Слово играет довольно важную роль и в его творчестве. В основе абстрактных работ Шинкара лежит игра со смыслами и образами. В эту игру художник вовлекает и зрителя, давая ему свободу выбора в интерпретации образов. Хочешь – просто созерцай и размышляй сам с собой, а хочешь – сложи увиденное с прочитанным (с авторским названием картины). А потом сравни впечатления – чем не игра?

Названия циклов и картин открывают новые смыслы для зрителя. Имена циклов, рядов и составляющих их картин передают огромный спектр эмоций и чувств человека. Вот, например, названия работ в ряде «Геометрия отношений» из цикла «Цивилизация»: «Многословие», «Трапеза», «Мысль», «Личность», «Усталость», «Наслаждение». Или возьмем также представленный на выставке скульптурный цикл «Парад желаний»: «Разлука», «Желание», «Амбиции»…

Но вернемся к игре, которая у Игоря Шинкара имеет несколько уровней сложности. Авангардные работы из цикла «Цивилизация» – не просто разрозненные полотна. Работа «20» из ряда «Геометрия отношений» была создана как концептуальное полотно специально для саммита Большой двадцатки (G20), проходившего в Санкт-Петербурге в сентябре 2013 года. Она представляет собой 20 соединенных квадратных полотен, каждое из которых – самостоятельная работа размером 33х33 см. Как рассказал художник, по сути это представляет собой разрезанное на двадцать самостоятельных частей огромное полотно.

Кстати, играть на выставке «День оптимиста» можно не только умозрительно. Здесь есть и образцы так называемой кинетической скульптуры, когда предметы можно брать в руки, проделывая с ними нехитрые манипуляции.

Но художник идет и дальше, за пределы игры – осмысливая волнующие его образы с точки зрения философии. Так, например, простой белый квадрат для него символизирует перспективу, голубой квадрат – свободу. Вроде бы, нет проще образов, но… Вот что говорит Игорь Шинкар о том же белом цвете: «Он – любимый. Белый лист люблю больше всего – еще ничего не началось, еще все впереди…».

Интересно, что свои работы Игорь Шинкар не считает завершенными – не в художественном, концептуальном, а в идейном, умозрительном смысле. Можно попытаться вообразить и даже изобразить ту же свободу, но этого недостаточно – ведь трудиться над ней приходится всю жизнь.