Кремено: самая южная точка на карте

Деревня Кремено Вырицкого поселения Гатчинского района расположена в юго-восточной части района на правом берегу реки Кременки, неподалеку от ее впадения в Оредеж. Еще ниже по течению Оредежа – плотина самой крупной на реке ГЭС.

Эти места среднего Оредежа – самые малонаселенные в районе. Карта пестрит мрачноватыми названиями урочищ, болот, заброшенных деревень. Кремено – самая южная точка Гатчинского района, практически сразу же за ним начинаются лужские леса и болота.

К западу от Кремено – железнодорожные платформы с говорящими названиями «Сотый километр» и «Сто первый километр» Витебской железной дороги. Расстояние до ближайшей железнодорожной станции Чаща – 7 километров.

До самого Кремено можно добраться по автодороге «Озерешно – Чаща». Не доезжая до Чащи, на небольшой развилке сворачиваем налево. Мимо проносится бесконечный ряд садоводств, а через одно из них проходит единственная дорога к деревне – убитая за годы использования грунтовка с ямами да ухабами. Ближе к Кремено дорога немного выравнивается, а в самой деревне и вовсе переходит в старинную булыжную мостовую.

На въезде в Кремено нас встречает староста деревни Станислав Николаевич Громов. Первым делом он ведет нас к небольшой деревянной часовне Архангела Михаила, рядом с которой стоит поклонный крест. Несмотря на то, что часовне этой – всего несколько лет, у нее есть своя история, которая тесно переплетена с историей как самой деревни Кремено, так и всех этих мест, протянувшихся по среднему Оредежу и его многочисленным притокам.

«На Кромяни у часовни»

Когда-то эти земли относились к Водской пятине Великого Новгорода. Издавна их населяли древние племена водь и ижора, а начиная с VIII века здешние места стали обживать и славяне.

Деревня Кремено впервые упоминается в новгородских писцовых книгах в середине XVI века. Называлась она по-разному: На Кромяни у часовни, Кромина, Кремена, Кромены, Кромяна, Кремна, Кремино…

Долгое время Кремено, наряду с другими деревнями, относилась к древнему обширному Георгиевскому приходу. Когда-то через земли этого прихода проходил старинный Водский путь, по которому новгородцы добирались в прибалтийские земли. Вдоль знаменитой Водской, или Ивангородской, дороги стояли три монастыря: Чащинский Спасо-Преображенский, Ильинский Череменецкий, Зверинский Троице-Сергиев. Возможно, благодаря близости к духовным святыням, жители Кремено слыли благочестивыми людьми.

С середины XVI века начались тяжелые для Московского государства времена – опричнина, Ливонская война, голод, смута… К 1848 году, если верить этнографической карте Санкт-Петербургской губернии П.И. Кёппена, в Кремено жили одни ижоры – всего 329 человек.

Еще задолго до отмены крепостного права крестьяне здесь жили хорошо – барщины не знали, выплачивая лишь денежный оброк.

– Наши пращуры были мужиками самостоятельными, ездили на заработки еще во время строительства Петербурга – мостить улицы, – говорит староста. – Именно тогда, во времена Петра Первого, начала строиться и наша булыжная мостовая, которая должна была проходить до деревни Воцко.

Когда-то Кремено славилось красотой и богатством. Деревня вытягивалась вдоль реки Кременки ровно на один километр, и дома в ней стояли, тесно примыкая один к другому. О том, чтобы выйти замуж в Кремено, мечтали все девушки из окрестных деревень. «Хоть в подпол, а в Кремено», – говорили они.

На другом берегу Кременки была еще одна часть деревни, но называлась она тогда Гаево (теперь там расположено садоводство «Кремено»). Речка в этом месте была тогда узенькая, а на другой ее берег был перекинут мост. Сейчас на ту сторону, к садоводству, можно перебраться на небольшом, очень живописном пароме.

Среди владельцев земель Георгиевского прихода были такие известные помещики, как Обольяниновы, Дашковы, Строгановы, Голицыны, Мекленбург-Стрелицкие. Сейчас запустелые и заросшие, когдато эти места были богатыми – в округе было много кузниц и водяных мельниц, работали лесопильное производство и бумажная фабрика.

В деревнях строились новые храмы, медицинские пункты, открывались сельские школы и начальные земские училища. Одна из таких школ открылась в Кремено – при великой княгине Елене Павловне (1807-1873). Чуть позднее, после земской реформы, в деревне появилось и начальное земское училище.

В память о церкви

Практически в каждой деревне Георгиевского прихода была своя часовня, считавшаяся местной святыней. Была такая и в деревне Кремено – названная в честь апостолов Петра и Павла.

После Первой мировой войны жители Кремено пожелали, чтобы у них была своя церковь. Для устройства церкви свой собственный дом пожертвовал тогда кременский крестьянин Иван Зуев. Здание перестроили, привезли из Петрограда колокола. Церковь освятили 2 декабря 1920 года в честь Архангела Михаила, правда, просуществовала она всего 10 лет. Любопытно, что в 1930 году верующие все же добились разрешения открыть Кременскую церковь заново, но было уже поздно – к этому времени она была полностью разорена.

– В честь той старой церкви мы и решили устроить здесь часовню, получив на это благословение батюшки из Вырицкой церкви Казанской Божией матери, – говорит староста. – Места под часовню у нас не было сейчас от старой Кременской церкви практически ничего не осталось, а на ее фундаменте стоит жилой дом.

Но и тут снова, наверное, не обошлось без Божьей помощи – место под новую часовню предоставил на своем участке профессор Санкт-Петербургского университета Александр Николаевич Ласточкин, повторив, по сути, историю с первой Кременской церковью.

Часовню строил своими руками сын Станислава Николаевича, инженер-строитель по профессии. Сейчас за часовней Архангела Михаила постоянно присматривает Екатерина Гроховская – «считай, мирская монашка», как говорит староста Громов. Екатерина Ивановна живет в садоводстве на другом берегу Кременки.

– Там у меня келья. Я прожила там года четыре, пока не построили эту часовню. Получила благословение заниматься часовней, служу здесь службы по субботам, воскресеньям, – говорит она.

Екатерина Ивановна рассказала, что служба со священником бывает в деревне только по большим праздникам: ближайший храм – в поселке Чаща, в девяти километрах отсюда. На такие службы в Кремено собирается больше ста человек – люди приезжают не только из окрестных деревень, но и из Питера. А еще в Кремено и Чаще пытаются восстанавливать традиции исконной русской православной деревни, для чего проводятся большие фольклорные праздники.

Великая Отечественная

До войны Кремено считалась одной из самых красивых деревень. С приходом немцев деревня оказалась в оккупации – с 1 августа 1941 года по 31 января 1944 года. Известно, что здесь стояли тыловые части вермахта, состоявшие в основном из воевавших с нами славян. Во время войны была полностью сожжена…

Как это произошло, рассказывает Станислав Николаевич:

– Старостой деревни стал дядя моей будущей жены – Павел Арсентьевич Макурин. Причем старостой его назначили и немцы, и партизаны, каждый со своей стороны. В Кремено был склад боеприпасов – грандиозный! Партизаны взорвали его, после чего в деревне начались репрессии. Старосту схватили, отправили в Вырицу, там всего поломали и выслали дальше, в Германию. После войны он вернулся, и никто его не тронул – все знали, что человек он свой! Вся деревня была уничтожена – немцы все сожгли, а людей всех угнали в Германию и Латвию.

Каким увидели Кремено вернувшиеся туда после войны люди, рассказала уроженка деревни Инна Николаевна, семью которой тоже угнали в Латвию.

– Помню, с мамой шли по дороге, вся она была в сурепке – желтая-желтая! Я иду, говорю: «Мама, как красиво!». Она заплакала, отвечает: «Господи, хоть бы такую-то красоту никогда не видеть…» Все, что могло гореть, немцы спалили, ни-че-го не оставили. Вдоль улицы стояли только пустые каменные сараи, амбары…

Эти каменные фундаменты и стены кое-где сохранились до сих пор, став основой для новых жилых домов. По словам Инны Николаевны, из 120 семей в Кремено после оккупации вернулись только 27. Вернулись и сразу же начали строиться. Остальные разъехались кто куда – люди устраивались, как могли…

Современное Кремено

Сейчас в деревне Кремено около ста домовладений – по количеству абонентов, подключенных к сети электроэнергии. Инфраструктура практически отсутствует, ближайший магазин – в пятнадцати минутах ходьбы, в садоводстве.

Не так давно в деревне организовалась новая улица, возведены опоры ЛЭП, но фонари есть еще не везде (администрация Вырицкого поселения обещала решить вопрос этим летом).

Довольно пустынная зимой, летом деревня Кремено становится очень многолюдной. Как кажется местным жителям, даже чересчур…

– Наша Кременка впадает в Оредеж примерно в полутора километрах отсюда. Народу сюда летом приезжает тьма тьмущая – на рыбалку и просто купаться! – сокрушается староста. – Оставляют после себя горы мусора и грязи. Планируем поставить шлагбаум у въезда в деревню. Приехал, машину оставил и – пожалуйста! – ходи, где хочешь, но при этом веди себя хорошо! А пока некоторые хозяева перегородили проезд к реке между своими домами – от чужаков на колесах…

Станислав Николаевич разменял девятый десяток, но на покой пока не собирается. «Чтобы оставаться молодым, надо динамику сохранять», – говорит он. К тому же у него есть цель – построить нормальную дорогу от Кремено до трассы.

Как рассказал Станислав Николаевич, когда-то электричество в деревню приходило от Оредежской плотины. Со временем старая электросеть пришла в негодность. Решили ставить новую электролинию. Правда, было это очень непросто…

– Мы ставили ее долго – лет восемь. Меня знало все «Ленэнерго», лично со всеми этими начальниками общался, – продолжает Станислав Николаевич. – Нам тогда очень помог Николай Витовщик. Линию сделали совместными усилиями – молодец он!

Новую электролинию решили провести по старой прямой дороге, которая когда-то шла от Кремено до Гоголинского ручья, а теперь совершенно заброшена. Под строительство СИП был сделан и проект этой дороги – всего 3,2 километра.

Электролинию запустили два года назад, поставили в деревне трансформатор, да непростой, а с электронной начинкой – системой автоматического включения ночного освещения. Проведя электричество, стали думать о прокладке дороги. По задумке, она должна была идти под электролинией, выходя напрямую на шоссейную дорогу. Пока суть да дело, выяснилось, что проект самой дороги… исчез, и его нужно делать заново. В общем, решение вопроса решили отложить до 2018 года.

Протяженность современного Кремено – по-прежнему всего около километра, и мест для строительства здесь больше нет. Сейчас застраивается последний участок в деревне – на южном ее конце.

– Больше расти не можем – некуда, – говорит староста. – Будет новая дорога у нас – будут вдоль нее селиться люди, деревня сможет жить и развиваться дальше…