В «Лабиринтах Венеры»: всё, что вы хотели знать о себе, но боялись…

С 1 по 14 октября Гатчинский дворец показывает необычный интерактивный спектакль «Лабиринты Венеры» – совместный проект музея-заповедника «Гатчина», труппы «Cantabile 2» (Дания) и Дома танца «Каннон Данс» (Санкт-Петербург). Постановка в новом для России формате human-specific – это спектакль-эксперимент, направленный на исследование чувствительности и эмоциональности человека.

«Лабиринты Венеры» – одна из главных работ режиссера Нулло Фачини и датской танцевальной компании «Cantabile 2». Многие годы спектакль успешно идет на разных сценах Европы, неизменно привлекая большое количество зрителей. По словам продюсера российского спектакля, руководителя Дома танца в Петербурге Вадима Каспарова, впервые он увидел «Лабиринты Венеры» в 2006 году, на фестивале в Дании.

– Десять лет я не мог забыть этот проект, – поделился Вадим Каспаров на пресс-конференции для журналистов во Дворце. – Уже тогда я понял: в такой постановке главное – не деньги. Режиссер хотел добиться совершенно других чувств и эмоций по сравнению с обычным театральным пространством… Для меня этот проект – самый сложный из тех, которые я когда-либо реализовывал.

Как рассказал Вадим Каспаров, едва ли не самым трудным оказалось найти в Санкт-Петербурге 28 свободных комнат. Пока еще не отремонтированный третий этаж Кухонного каре Гатчинского дворца показался ему идеальным пространством для лабиринта.

– На самом деле, это проект – о встрече, встрече двух незнакомцев – актрисы и зрителя, которые оставят друг другу воспоминания, – говорит режиссер спектакля Нулло Фачини. – Вы здесь – не столько зритель, сколько попутчик, товарищ. Вы приходите сюда не получить что-то, а испытать. Это проект о женщине, сделанный самими женщинами. Все, что говорят девушки в процессе испытаний – это правда. Каждый текст – личная история. Иногда текста не будет, но вы будете видеть их глаза, их движения…

Подготовка к спектаклю в Кухонном каре шла с мая по конец сентября. В постановке приняли участие четырнадцать актрис из России и Дании, которые сами, в сотрудничестве с режиссером, создавали свои комнаты на основе реальных событий своей жизни и опыта в драматическом и пластическом жанре.

Как и обещали организаторы спектакля, необычные ощущения возникают буквально уже на пороге Кухонного каре. Подсвеченный розовым, пустынный, бесконечный коридор на втором этаже, ряд дверей с привычными, но почему-то несколько пугающими сейчас названиями. Томительное ожидание в комнате для гостей. Люди в белых халатах с непроницаемыми лицами, которые одного за другим уводят зрителей в «Лабиринты». Блуждание с дорожной картой по реальным лабиринтам еще не восстановленного дворца. Глухие, темные углы, голые безликие стены, гулкие коридоры третьего этажа. Оракул указывает тебе путь, и ты идешь, путаясь в лестницах и поворотах, пугаясь звука собственных шагов…

Двадцать восемь комнат-инсталляций – двадцать восемь участков головного мозга, делающих нас людьми со всем невероятным спектром наших чувств и эмоций. Боль и сильные эмоции, подсознание и мышечный контроль, материнство и инстинкт самосохранения… Некоторые из них буквально балансируют на грани – сексуальность, осязание, проекция.

И вот она – твоя комната, где ждет тебя твоя актриса. На несколько долгих минут ты останешься с нею один на один…

Она играет, и играет очень талантливо – в конце концов, самых талантливых и выбирали. Но при этом она играет… саму себя, свою собственную, пережитую некогда историю – из тех, что никогда не забываются. Именно это отточенное актерство делает импровизацию актрисы подлинной.

Театр в формате human-specific относится к контактным жанрам. Мини-спектакль в каждой комнате каждый раз будет разным, поскольку зависит не только от замысла режиссера и игры актрисы, но и от реакции на нее зрителя. В час в «Лабиринты Венеры» проходят всего лишь двенадцать человек, каждый из которых выбирает три комнаты. Значит, каждый час в кухонном каре Дворца проходит сразу тридцать шесть разных представлений.

История, рассказанная актрисой, может быть любой: сюжетно очерченный случай из жизни, какое-то сильное внутреннее переживание или некий посыл вовне. Но каждый раз это лично тебе и для тебя, притом очень искренно. Не поэтому ли и возникает столь сильная эмпатия или даже полная вовлеченность в чужую игру постороннего, который, не замечая того, сам становится актером или даже героем истории.

Рассказанные или показанные женщинами истории каким-то загадочным образом цепляют тайные струны души, какие-то ее шероховатости и «заусенцы». Вы вправе ответить на призыв актрисы к открытости, внутреннему обнажению, «половодью» чувств и эмоций. Или не ответить – вам выбирать. Выбор действительно непрост – мы слишком привыкли утаивать правду о себе и не принимать ее от других. В «Лабиринтах Венеры» нас ставят лицом к лицу с зеркалом своей души.

Говорят, искренность – божий дар и проклятие одновременно. Она всегда делает человека беззащитным, хотя бы на мгновение. Наверное, потому так разнятся впечатления от путешествия по «Лабиринтам Венеры» у разных людей. Кто-то холодно и недоверчиво наблюдает, кто-то иронично улыбается. Кто-то взволнован и уходит в полной задумчивости, а кто-то тихо плачет, выйдя из очередной комнаты… Кстати, для тех, кто близок к стрессу, предусмотрена комната для декомпрессии, где можно расслабиться и отдохнуть.

Так или иначе, «Лабиринты Венеры» – совершенно новый опыт театрального переживания. К тому же, это опыт переживания самого себя, дающий возможность наблюдения за собственными эмоциями и чувствами. Каждый раз это удивление, новое колебание души, не дающее ей остановиться и застыть.