«ПРОф.com» – на связи!

С нового учебного года в Гатчинском Дворце молодежи действует Молодежный центр развития карьеры «Проф.com». Здесь ждут ребят от 14 до 18 лет, которые хотели бы разобраться в сильных и слабых сторонах своей личности, узнать, чем руководствоваться при выборе будущей профессии.

О том, что представляет собой новая программа профориентации для гатчинских школьников, как проходят занятия у ребят, мы поговорили с психологом, руководителем отдела профориентации и социальной адаптации молодежи Гатчинского Дворца молодежи Маргаритой Почечуевой.

Третье по счету занятие Центра его ведущие, психолог Маргарита Почечуева и ее помощница Татьяна Доминова, называют кратко – «Коллаж», или «Коллаж интересов». Выполнив задание, ребята аккуратно скручивают в трубку большие листы ватмана с наклеенными на них картинками, собираясь унести их домой.

Как рассказала Маргарита Почечуева, технику «коллажа» именно с этой группой детей в Центре применили в первый раз. И, судя по оживленным лицам ребят, это было действительно интересно.

– Сначала мы дали детям здание: пролистать книги или журналы и чисто интуитивно выбрать понравившиеся иллюстрации – то, что кажется интересным, приносит удовольствие или вдохновляет, – говорит Маргарита Анатольевна. – Выбранные картинки вырезаются, потом наклеиваются на большой лист бумаги. Здесь интересно все, в том числе расположение картинок. После того, как коллажи готовы, мы анализируем их, пытаясь выяснить профессиональные склонности их авторов. Важно, как человек сам увидит свой коллаж, как увидят его работу другие участники, при его согласии, конечно. В конце выполненное задание комментирует и оценивает профессионал – психолог.

По словам Маргариты Почечуевой, направление профориентации присутствовало в Гатчинском Дворце молодежи всегда: тесная связь со школами и профессиональными учреждениями, знакомство с профессией, экскурсии на предприятия Гатчины. А с нового учебного года добавился новый проект, который назвали Центром развития карьеры «Проф.com». Ранее этот проект реализовывался в форме выездных семинаров.

Проблема профориентации молодежи и, в первую очередь, школьников, была актуальной всегда, но особенно она обострилась теперь. Как рассказала Маргарита Анатольевна, согласно свежим данным Росстата, 60% россиян работают не по специальности. Аналогичные исследования, проведенные рекрутинговым агентством Headhunter, показали, что сегодня в выбранной профессии разочаровывается каждый пятый специалист. Для некоторых профессий эта доля доходит до 70-90%. То есть получается, что КПД наших вузов и сузов весьма небольшой. Причин, почему это происходит, несколько: ошибочный выбор специальности, проблемы с трудоустройством, низкие зарплаты. И самой главной причиной того, что выпускник вуза не применяет свои знания и в итоге устраивается на другую работу, специалисты считают слабую профессиональную ориентацию ребенка.

Действительно, слишком часто бывает, что выпускник школы поступает в вуз, полагаясь только на свое представление о том, что будет делать в будущем. А в жизни все оказывается не так романтично и красиво, как в мечтах. Как считают специалисты, если бы профориентация проводилась в школах на должном уровне, молодые выпускники работали бы по полученным специальностям.

– Главная задача нашего центра – помочь детям прояснить их интересы, связанные с профессиональной сферой в будущем, – говорит Маргарита Анатольевна. – Формула «Проф. com» основывается на трех «китах», или блоках: «Хочу. Могу. Надо». Иными словами, мы помогаем детям ответить на вопросы: «Чего я хочу на самом деле?», «Что я могу сделать?» и «Что нужно обществу?»

Профориентационные занятия и тренинги проходят во Дворце молодежи еженедельно по четвергам. Сначала ребята знакомятся, потом делают коллажи, а затем учатся разбираться, что делать с тем, что уже есть, какие умения необходимо оттачивать, какие предметы подтягивать и, в конце концов, куда потом поступать.

Лёше Тульневу – 15 лет. Он учится в 9 классе и твердо знает, кем хочет стать – матросом или судовым мотористом. Интересы у Алексея весьма разносторонние, он так и кипит идеями. Его ровесница Екатерина Жукова приходит сюда, чтобы, как она говорит, открыть себя, и ради общения. Катя хочет стать кинологом. Восьмиклассница Ирина Зверькова говорит, что пришла сюда потому, что стало интересно узнать – каковы ее возможности в будущем. Пока что она остановилась на двух, казалось бы, противоположных профессиях – дизайнер по костюмам и логист.

У ребят впереди – очень много интересных открытий. Как рассказала Маргарита Анатольевна, нынешняя программа профориентационного центра рассчитана на молодежь от 14 до 18 лет: «Наша первая задача – помочь школьникам поступить в те учебные заведения, которые они выбрали, куда им действительно хочется, чтобы потом, окончив их, они могли с удовольствием работать».

В Программу центра «Проф.com» входят тренинговые занятия, экскурсии на предприятия, знакомство с современными профессиями, просмотр фильмов, где показаны различные профессии. Проект не ограничен условными рамками и готов к изменениям по мере нарабатывания опыта. Педагоги центра не исключают возможности появления еще одной группы – уже для ребят постарше.

По мнению специалистов, в среднем, приблизительно к 9-му классу, человек уже имеет хотя бы какие-то ориентиры относительно своей будущей профессии. Часто они становятся заметны даже раньше – классе в седьмом. Но иногда бывает так, что этого не происходит, как, например, у Антона. Парень учится в 11-м классе и пока представляет свою будущую профессию очень условно.

Как считает Маргарита Анатольевна, если ребенок к пятнадцати годам еще не определился, ничего страшного в этом нет.

– Значит, пока не подвернулось, – говорит она. – Может быть, человеку нужно помочь сориентироваться, поискать какую-то информацию, посоветовать сходить куда-нибудь посмотреть, чем там дети занимаются с преподавателем. Давить не стоит – можно получить обратный эффект. Люди ведь очень разные – кто-то может в пятнадцать лет определиться, а кто-то и к тридцати. К нам приходят такие дети, которые очень четко знают, кем они хотят быть, и у которых уже есть свои интересы, и те, кто, к сожалению, не представляет, к какой профессиональной сфере у него есть интерес. Но природа не терпит пустоты, и это такая пустота, которая заполняется. И наша задача – помочь ребенку сделать это.

В запасе у наших психологов – целый набор «инструментов», которые помогают определиться с профессией.

– Мы учим детей узнавать и понимать себя, доверять себе, – говорит Маргарита Почечуева. – Мы помогаем им раскрыться, ищем скрытые таланты вместе с ними. Нужно искать, прежде всего, то, что хочется, чем человеку интересно заниматься. Самое главное – не то, что мы сделаем как специалисты, а то, что он сделает сам. В любом случае, те навыки, которые дети получат здесь, пригодятся им в будущем.

Как считает психолог, выбор профессии очень сильно зависит от кружков и студий: чем больше ребенок посещает разнообразных занятий, тем богаче у него опыт и больше выбор.

– Так что родители, пожалуйста, приводите в кружки своих детей! – призывает Маргарита Анатольевна. – При этом не стоит забывать – ребенок должен заниматься с удовольствием. Даже если он переключается на другой вид деятельности, открывает для себя что-то новое – это его выбор.

Набор в группы профориентации продолжается. Занятия проходят еженедельно по четвергам в 16.00 по адресу: Гатчина, ул. Достоевского, д. 2 (лит. Б), Дворец молодежи.