Туберкулёз: борьба ещё не закончена

«Болезнь сухотная», «сухотка», «скорбь чахотная», «чахотка» как только не называли эту болезнь в старинных русских лечебниках. Изысканный и неизлечимый недуг аристократов в недалеком прошлом, проклятие заключенных и бездомных во все времена, туберкулез, казалось бы, не имеет к нам никакого отношения.

От этой болезни хочется отмахнуться, закрыть глаза и забыть навсегда. Но не получается – приложив невероятное количество усилий, чтобы избавить людей от этой инфекционной болезни, мир пока так и не сумел победить ее.

Во всем мире туберкулез продолжает оставаться одним из самых опасных инфекционных заболеваний. В 2015 году этой болезнью заболели 10,4 млн человек, 1,8 млн человек умерли от нее. И все же начало тенденции к сокращению заболеваемости положено – с 2000 года заболеваемость туберкулезом снижалась в среднем на 1,5% в год и в настоящее время снизилась на 18% по сравнению с уровнем 2000 года. Благодаря диагностике и лечению туберкулеза с 2000 по 2014 год было спасено 43 млн человеческих жизней.

Как обстоят дела в России и, в частности, в Ленинградской области, о том, как происходит заражение туберкулезом, кто входит в группу риска, чем туберкулез грозит беременным женщинам, нам рассказала заведующая противотуберкулезным отделением Гатчинской КМБ, фтизиатр Оксана Голубкина.

– Оксана Валерьевна, как обстоят дела с этой инфекцией у нас?

– К сожалению, по данным Всемирной организации здравоохранения, по сравнению с развитыми европейскими странами, заболеваемость туберкулезом в России выше в 10 раз. В Ленинградской области – не самый высокий уровень заболеваемости. В частности, в Гатчинском районе в 2015 году заболеваемость составила 59 больных на 100 тысяч населения.

– Это много или мало?

– Это средние показатели, но хотелось бы, чтобы они были меньше. Дело в том, что наш район считается густонаселенным, с высоким потоком миграции населения. Многие люди каждый день ездят на работу в Санкт-Петербург, многие снимают жилье, а кто-то до сих пор живет в коммунальных квартирах.

– Кто еще входит в группу риска по туберкулезу?

– Принято думать, что туберкулез – болезнь бездомных или людей, пребывающих в местах лишения свободы. На самом деле это не так. Заразиться может каждый. Особенно это касается тех, кто очень загружен работой, – у таких людей порой просто не хватает времени на свое здоровье и своевременное обследование.

Еще одна группа риска, которую можно считать основной, – это люди с иммунодефицитом или ВИЧ-инфицированные. Такие больные составляют половину всех случаев заболеваний.

Часто подвержены заболеванию туберкулезом те, кто болеет сахарным диабетом, ревматологическими заболеваниями, длительно получающие гормональные и химиопрепараты.

Но самое сильное беспокойство в последнее время вызывают случаи выявления туберкулеза у членов семьи, окружающих беременную женщину, у самой женщины, а также у новорожденных детей.

– Но ведь, казалось бы, женщины стали больше внимания уделять своему здоровью, особенно во время беременности…

– Беременность делает женщину более восприимчивой к инфекции. Туберкулез и беременность – состояния, которые взаимно отягощают друг друга. К тому же, туберкулез часто развивается незаметно, и если женщина вовремя не сделала флюорографию до наступления беременности, ко времени беременности и после родов у нее может быть уже распространенный туберкулез. При этом симптомы туберкулеза могут протекать под маской токсикоза или обычной простуды.

– Чем это опасно для ребенка? Может ли он заразиться туберкулезом в утробе матери?

– Да, ребенок может инфицироваться еще до рождения, во время и после родов. Беда в том, что он еще не привит на этот момент, что может привести к летальному исходу.

– Как сейчас решают эту проблему врачи?

– Для нас очень важно выявить болезнь на ранних стадиях. Сейчас каждая женщина, вставшая на учет по беременности, проходит множество обследований, в том числе дважды – у фтизиатра. В первую очередь, должно быть обследовано и окружение будущей мамы: не только супруг, но и бабушки, дедушки – вся ее семья. Причем, флюорографию близким рекомендуется делать дважды, последний раз перед родами женщины. Беременность сейчас все чаще планируется, и будущим родителям необходимо знать: ребенок должен попасть в обследованную и здоровую семью и, пока у него формируется иммунитет после прививки БЦЖ, должен быть защищен самыми близкими людьми.

– Флюорография – дважды за девять месяцев… Кто-то может счесть это опасным.

– Опасность флюорографии сильно преувеличена. На самом деле она не вреднее, чем наше ежедневное многочасовое сидение за компьютером. Притом эта процедура является гарантией от страшных последствий заболевания: выявленный на ранних стадиях туберкулез хорошо поддается лечению.

– Когда малыш рождается, ему тут же делают прививку БЦЖ. Этой процедуре подвергаются все дети в роддомах вот уже много лет. Почему же тогда туберкулез до сих пор существует?

– БЦЖ на всю жизнь защищает человека именно от тяжелых форм туберкулеза, приводящих к летальному исходу. Если в будущем и случится инфицирование, то болезнь пройдет в легкой форме. К семи годам у ребенка при помощи ежегодной реакции Манту определяют, как сформировался иммунитет к этой болезни, инфицирован ребенок или нет, после чего определяют показания для повторной прививки от туберкулеза – ревакцинации.

Напомню, что реакция Манту – это ни в коем случае не прививка, а тест для выявления инфицированности. Этой процедуре каждый ребенок подвергается ежегодно в возрасте от года до восьми лет.

– Но сейчас появилась новая форма тестирования – диаскинтест. Чем он отличается от привычной реакции Манту?

– Действительно, начиная с 1 января 2016 года, всем детям старше 8 лет мы проводим диаскинтест. В отличие от реакции Манту, которая может указывать на другие состояния организма, диаскинтест специфичен лишь по отношению к туберкулезной палочке, то есть выявляет только тех детей, которые достоверно инфицированы и нуждаются в дообследовании, наблюдении и своевременной профилактике.

– Если дела с туберкулезом обстоят так серьезно, обсуждается ли на государственном уровне возможность обязательного регулярного обследования всех взрослых людей?

– Этому вопросу уделяется огромное внимание. Но есть ряд сложностей. Например, ранее при устройстве на работу человек должен был обязательно предъявить флюорографию. В наши дни далеко не все трудоустроены официально. Существует приказ Роспотребнадзора, по которому вся ответственность за случаи выявленного туберкулеза на предприятии возложена на его руководителей. Он обязывает руководителей учреждений всех форм собственности – будь то частный предприниматель или директор завода – обеспечить 100% своевременное профилактическое обследование сотрудников учреждений на туберкулез. Все случаи заболевания туберкулезом передаются в Роспотребнадзор для последующей проверки. Отсутствие обследований всех сотрудников будет расценено как нарушение санитарного законодательства со всеми вытекающими последствиями, все работники предприятия должны быть подвержены обследованию.

– Всего этого можно было бы избежать, если бы…

– …Если бы раз в год каждый гражданин проходил флюорографическое обследование. Ранне выявление туберкулеза позволит исключить обширные, тяжелые и распространенные формы заболевания,быстро и своевременно излечить его. Тем более, что возможностей для этого сейчас предостаточно. Это можно сделать во всех поликлиниках на террритории Гатчинского района. К жителям сельских поселений по графику выезжает передвижной флюорографический кабинет.

– Оксана Валерьевна, благодарю вас за беседу. Надеюсь, мы еще продолжим этот важный разговор – очень много вопросов осталось за его рамками. Как бы вы хотели его завершить?

– Я хотела бы обратиться ко всем вашим читателям. Берегите своих детей и всех своих близких. Не забывайте своевременно обследоваться. Мы всегда идем, просто спешим навстречу и вам, и нашим пациентам, чтобы сделать для вас и для них все возможное для сохранения здоровья. Для нас неважно – идет ли речь о бездомном человеке, бывшем заключенном или ребенке из благополучной семьи. Главное – сделать все, чтобы помочь вам.