Игорь Шинкар: «Луна как предчувствие»

В Гатчинской городской библиотеке им. А.И. Куприна поселился... белый жираф. Высокий, словно вытянувшийся в струнку навстречу солнцу и синему небу, он опирается на зеленый квадратик «травы».

Рубрики:  Культура

Автором этой необычной скульптуры из гофрокартона стал художник Игорь Шинкар, персональная выставка которого «Луна как предчувствие» проходит в эти дни в «Купринке».

Игорь Шинкар, член Союза художников при ЮНЕСКО, постоянный участник международных выставок и конкурсов графики и скульптуры, в Гатчине живет не так давно. В 2015 году в выставочном пространстве «Весна» открылась его первая персональная выставка в нашем городе, на которой были представлены разные направления его творчества - живопись, графика, скульптура.

Именно на той выставке в ЦИТ впервые был представлен диптих, посвященный жирафу Мариусу, выполненный тушью на бумаге. Художника поразила печально знаменитая история, произошедшая в 2015 году в зоопарке Копенгагена, где на глазах у публики убили, разделали и скормили львам «генетически неполноценного» жирафа Мариуса.

- Я увидел Мариуса — белого, стоящего на квадратике зеленой травы, тянущегося вверх — к синему квадратику неба, - вспоминает художник. И все-таки та выставка не зря была названа «День оптимиста» - открылась она под девизом «Мариус — жив!»

И вот Мариус снова здесь, в центре выставочных событий — на зеленом квадратике травы, тянущийся к синему квадратику неба. На этот раз не в плоском графическом исполнении, а объемный, почти теплый, почти живой. Мариус — жив! Нового Мариуса художник торопился сделать специально к открытию выставки в «Купринке», решив подарить его Гатчине. Как говорит Игорь Шинкар, жираф постепенно оживал, а последнюю ночь уже бродил по дому...

Сотрудники библиотеки, восхищенные изысканным жирафом, бродящим в их владениях, в первую очередь увидели в нем знаменитого гумилевского жирафа с острова Чад. Как признается сам художник, эту параллель он заметил только, когда нарисовал своего первого Мариуса. И такое совпадение Игорь Шинкар случайным не считает.

- То, что произошло с Мариусом, похоже на то, что случилось с Гумилевым, - говорит он. - Оба стали жертвой человеческой глупости, равнодушия, кровожадности. Поэт или жираф — он и так самый высокий, при этом он еще и смотрит вверх, становясь таким образом ближе всех к творцу...

Как говорит Игорь Шинкар, жираф Мариус в разных своих обличьях все-таки стоит несколько особняком от других работ, представленных в «Купринке». Кроме графических работ, выполненных тушью, здесь представлены также живописные полотна в абстрактном авангардном стиле из серий «Притяжение круга», «Геометрия отношений», «Миры». Эти серии автор объединяет в один цикл - «Цивилизация». В единое пространство их связывает ряд скульптурных композиций под названием «Парад желаний».

В основе абстрактных работ Игоря Шинкара лежит игра со смыслами и образами. Художник активно работает со словом, вовлекая его в творческую игру. Названия циклов и картин открывают новые смыслы для зрителя, давая ему свободу выбора в интерпретации образов. Имена циклов, рядов и составляющих их картин передают огромный спектр эмоций и чувств человека.

Выставка с названием-аллюзией на художественный фильм режиссера А. Учителя «Космос как предчувствие» - буквально насквозь пронизана космическими образами, и главный из них — Луна. Внимание привлекает модель парковой скульптуры, композиция из металла и дерева с пространным названием: «Застрявший в горле вопрос... Или посвящение американцам, которые не были на Луне». Композиция «Желание» - «парад» маленьких Лун, воплощающих наши желания.

- Все в человеческом мире вертится вокруг желаний, - говорит художник. - Однако наши возможности чаще всего расходятся с нашими желаниями. Когда ты ищешь возможности, ты понимаешь, что не очень-то тебе это и нужно. Поэтому лучше всего работать над собой.

В графическом триптихе «Война» из серии «Геометрия отношений» - тоже Луна, которая, кажется, вдруг взбунтовалась против самое себя, раздробившись на множество маленьких лун, в безумии уничтожающих друг друга.

Остается добавить, что выставка «Луна как предчувствие» в «Купринке» - юбилейная для художника, причем дважды. В апреле этого года Игорю Шинкару исполняется 55 лет, сама его персональная выставка — десятая по счету. У выставки «Луна как предчувствие» есть еще один смысловой подзаголовок - «Неутвержденный сценарий». По словам Игоря Шинкара, предполагается целый ряд выставок, объединенных общим названием «Луна как предчувствие», которые каждый раз будут наполняться работами, разными по форме, содержанию и настроению. Следующая выставка будет проходить уже по сценарию «утвержденному».