Коронационный альбом императора Александра III

Коронационный альбом императора Александра III

В Гатчинском дворце открылась выставка одного экспоната, на которой представлен коронационный альбом императора Александра III из фонда редкой книги музея-заповедника «Гатчина».


Выставка, приуроченная к 171-й годовщине со дня рождения императора Александра III, дает уникальную возможность посетителю не только увидеть сам альбом, но и познакомиться с его художественным оформлением, узнать историю коронации императора.

Именно из Гатчины, которая при Александре III снова стала постоянной императорской резиденцией, 7 мая 1883 года Их Императорские Величества уехали в Москву на торжество Священного Коронования. В проводах Александра III и Марии Федоровны приняли участие офицеры лейб-гвардии Кирасирского полка Ея Величества, расквартированного в нашем городе. Здесь же, 15 мая, в день коронования, после литургии прошел церковный парад в составе 3-х эскадронов при хоре трубачей. Позже был устроен парадный завтрак для офицеров и праздничный обед для нижних чинов полка. В Москве в коронационных торжествах принял участие сводно-гвардейский коронационный отряд, в состав которого входил Гатчинский лейб-эскадрон Ея Величества.

Обряд Священного Коронования императора Александра III и императрицы Марии Федоровны состоялся, по традиции, в Успенском соборе Московского Кремля. В 1712 году Москва утратила официальный статус столицы Российского государства, но продолжала оставаться ею в народном сознании. Первая коронация произошла в 1724 году, когда Петр I возложил корону на свою царственную супругу Екатерину I. Последним обряд принял Николай II в 1896 г.

Каждое новое царствование вносило дополнения в коронационные празднества, которые становились все более сложными, пышными и многолюдными. Начинались они с момента прибытия из Петербурга в Москву императорского кортежа. В назначенный день следовало торжественное вступление в город по Тверской улице через несколько специально выстроенных триумфальных ворот.

Так, торжественный въезд в Москву императора Александра III и императрицы Марии Федоровны состоялся 10 мая 1883 года и был продуман до мельчайших деталей. Заранее были составлены списки лиц свиты, каждому отведено и указано свое место в процессии: кто едет в карете, кто верхом, кто пешком, кто должен нести государственные регалии. Сам Александр III двигался в середине процессии верхом, его номер в списке выступающих был 21. Ея Императорское Величество Государыня Императрица и Великая Княжна Ксения Александровна были в парадной золоченой карете, запряженной восемью лошадьми. Это зрелище, полное блеска и роскоши, поразило иностранных корреспондентов. Они отмечали колоссальное богатство русского двора, блестящую военную свиту, фантастические костюмы азиатских народностей, роскошно убранные дома. Всё это вместе взятое сливалось в блистательную картину, напоминавшую многим иностранцам сказки «Тысячи и одной ночи».

После молебна в Иверской часовне процессия по Красной площади через Спасские ворота вошла в Кремль. В Успенском соборе прошла церковная служба, после которой царская семья Александра III отправилась в Александрийский (Нескучный) дворец, где по принятому обряду православной церкви готовилась к принятию святых тайн.

В эти дни на всех главных площадях и улицах Москвы герольды зачитывали Манифест о дне коронования. Обряд Священного Коронования состоялся 15 мая 1883 года. В этот же день в Грановитой палате был парадный обед, вечером – иллюминация Кремля и всей Москвы.

В последующие три дня император и императрица принимали в Кремлевском дворце поздравления от представителей разных сословий. Кончились поздравления – начались парадные обеды и ужины, балы, смотры войск, народные гулянья, а под занавес мероприятий – освящение Храма Христа Спасителя. Три недели ежедневных парадных мероприятий, на которых присутствовали многочисленные иностранные гости: принцы, князья, герцоги, съехавшиеся со всего света. Только 29 мая император со свитой отбыл в Петербург.

Коронация 1883 года нашла широкое отражение в периодических и книжных изданиях. В Москву были приглашены как отечественные, так и иностранные корреспонденты. В 1885 году выходит самое торжественное, нарядное и официальное издание – церемониальный альбом «Описание Священного Коронования Их Императорских Величеств Государя Императора Александра Третьего и Государыни Императрицы Марии Федоровны Всея России».

История издания в России коронационных альбомов охватывает период в более чем полтора столетия. Первый из них был посвящен возведению на престол императрицы Анны Иоанновны в 1730 году. Последнее описание обряда коронации русских царей появилось в 1899 году: это был «Коронационный сборник», где рассказывалось об истории русских коронаций и непосредственно об обряде венчания на царство Николая II и Александры Федоровны в 1896 году.

Церемониальные альбомы создавались по высочайшей воле монарха, имели особый статус и были призваны служить высокой цели прославления императорской власти. Они издавались государственными учреждениями, в крупном формате и содержали как описание торжественных церемоний, так и роскошные иллюстрации, выполненные лучшими художниками и граверами своего времени. Книги выходили небольшими тиражами в дорогих переплетах и не поступали в продажу, оставаясь памятными подарочными изданиями для членов царской фамилии и высокопоставленных лиц.

«О писание Священного Коронования…» – это альбом в издательском малиновом кожаном переплете с богатым золотым тиснением на верхней крышке, тройными золочеными обрезами, форзацами из белого муара. В книге приведено тщательное, иногда поминутное, описание возведения на престол нового монарха.

Первая глава открывается Манифестом и Высочайшим указом о создании специальной комиссии по организации торжеств под руководством министра Императорского Двора, генерал-адъютанта графа И.И. Воронцова-Дашкова. Далее следует повествование о подготовке Москвы к предстоящему событию, рассказ о прибытии венценосной четы, членов императорской фамилии и свиты из Петербурга и подробный план движения коронационной процессии из Петровского дворца в Кремль.

Следующие семь глав, каждая из которых начинается с нового листа, посвящены проведению коронования и праздничных мероприятий. Ответственность за изготовление листов была возложена на писателя Д.В. Григоровича, а финансирование командированных в Москву от лица Академии художеств живописцев, выделенное из казны по настоянию великого князя Владимира Александровича, было поручено академику М.П. Боткину.

Главным украшением альбома являются иллюстрации. Заставки, орнаменты, заглавные буквы были выполнены Николаем Симаковым, художником-рисовальщиком и орнаменталистом. В тексте гравированные рисунки на дереве (ксилографии) выдающегося гравера Г.В. Гогенфельдена по рисункам Н.С. Самокиша. На отдельных листах 26 хромолитографий (цветных литографий), которые иллюстрируют все этапы коронования, связанные с ним исторические места, предметы и персоны. К их созданию были привлечены лучшие художники своего времени: А.П.Соколов, В.Д. Поленов, И.Н. Крамской, В.В. Верещагин, Н.Н. Каразин, Е.К. Макаров, Н.А. Богданов, А.К. Григорьев, С.Ф. Александровский, В.И. Суриков, К.А. Савицкий, братья Маковские: Константин, Владимир, Николай.

Открывают издание иллюстрации художника Александра Петровича Соколова акварелиста, младшего сына основателя портретной акварельной живописи России, академика Петра Фёдоровича Соколова: «Государь император Александр III» и «Государыня императрица Мария Федоровна». Александр III, как его отец и дед, выбрал для коронования общегенеральский тип мундира, который армия надела в 1881 году. Мундир был «построен» в петербургской мастерской портного Его Величества Ф. Раузера. Темно-зеленый, с алыми обшлагами и воротником, золотным шитьем и блестками, он запахивался на правую сторону и застегивался на крючки. К мундиру сшили такого же цвета суконные шаровары, которые император заправил в удобные сапоги со многими складками, как было принято в армии. Торжественное облачение Марии Федоровны готовили в полном соответствии со старинными правилами коронования. С начала XIX в. коронационные платья российских императриц шили исключительно в национальном «русском» стиле. Подобного рода платья, введенные в 1834 г. при российском императорском дворе в качестве обязательной парадной униформы, называли «шлейфами», или «сарафанами», а напоминали они, как писал один из современников, «офранцуженный сарафан».

Серебряная парча для платья императрицы была заказана в Москве в фирме Сапожниковых – одной из ведущих текстильных фирм России второй половины XIX – начала XX в. Это платье было сшито в модном доме «Izambard Chancean», а роскошная орнаментальная вышивка серебром, покрывающая почти всю поверхность, выполнена в золотошвейной мастерской «А. Ломан».

Помимо парчового сарафана, малой императорской короны и горностаевой мантии, в коронационном комплекте Марии Федоровны было множество небольших симпатичных вещиц – белые шелковые чулки с вышитыми инициалами императрицы и короной, белые лайковые перчатки и удивительно аккуратные миниатюрные туфельки из серебряного глазета на изящном фигурном каблучке. Платье и прочие вещи, приобретенные для коронования императрицы, обошлись в баснословные 175 тысяч рублей.

Основные сцены в соборе – коронование Государя Императора, коронование Государыни Императрицы и Причащение Св. Тайн Государя Императора изобразил художник Иван Николаевич Крамской.

Для украшения листов альбома использованы фрагменты оформления различных меню парадных обедов или ужинов, выполненных по рисункам В.М. Васнецова и В.Д. Поленова. Так, например, меню парадного обеда в Грановитой палате в день коронации 15 мая 1883 года было оформлено Виктором Васнецовым. Его верхнюю часть занимает большая композиция с элементами древнерусской книжной орнаментики. Изображена сцена перенесения царских регалий из Оружейной палаты в Успенский собор – неотъемлемая часть обряда венчания на царство. Под вензелем Александра III и Марии Федоровны изображение военных атрибутов и хоругвей, слева – двуглавый орел и роспись блюд. На обед в этот день подавали: борщек и похлебку, пирожки, стерлядь паровую, телятину, заливное, жаркое цыплята и дичь, спаржу, гурьевскую кашу и мороженное. Трапеза сопровождалась кантатой «Москва», написанной Петром Чайковским на стихи Аполлона Майкова.

24 мая 1883 года в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца состоялся большой парадный обед, на который были приглашены послы и посланники, члены Государственного Совета, сенаторы, придворные чины. Во время обеда слух гостей услаждали хор и оркестр Императорской оперы. В центре искусно выполненной стилизованной заставки листа меню (художник В.М. Васнецов) – сцена вручения верительных грамот иностранным послом во времена царя Алексея Михайловича; над нею под шапкой Мономаха совмещенный вензель Александра III и Марии Федоровны. В правом нижнем углу – изображение государственной печати.

Год спустя после коронации, 16 мая 1884 года, Александр III писал Марии Федоровне из Гатчины: «Вчерашний день 15 мая, счастливейший день по воспоминаниям о том, что было в Москве год тому назад и вечное благодарение Господу, благословившему этот священный день для нас и всей России…». В последующие годы торжественное событие 15 мая 1883 года вспоминали и иногда отмечали в Петербурге или в Гатчине. Так, 15 мая 1889 года, в церкви Гатчинского дворца в Высочайшем присутствии был совершен молебен, после которого Их Императорские Величества с Их Высочествами и особами свиты завтракали в Арсенальном зале. Во время завтрака играл хор трубачей лейб-гвардии Кирасирского Ея Величества полка.

На выставке альбом представлен в центральной витрине, а дополняют экспозицию стенды с информацией об истории обряда венчания на царство, о традиции издания коронационных альбомов, о том, как проходило само коронование Александра III: как к этому событию готовились, как выглядела церемония, какие торжественные мероприятия были этому посвящены. Здесь же можно увидеть копии меню парадных обедов, программок концертов, афиш, изображения с видами Москвы в дни коронации из издания Г.П. Анненкова «Царствование Императора Александра III. Фотографически исполненные копии с рисунков современных Императору Александру III иллюстрированных изданий. СПб., 1895».

Выставка продлится до 5 июня 2016 г.