Мальтийский город Гатчина

Проходя по улицам Гатчины, прогуливаясь по ее паркам, осматривая памятники прошлых дней, внимательный горожанин, интересующийся хоть немного историей своей малой родины, может повстречать и заметить любопытные детали. Часто они являются свидетельствами тех или иных событий, происходивших некогда в нашем Отечестве.

Пожалуй, каждый гатчинец хоть что-нибудь слышал о мальтийском прошлом нашего города. О том, что император Павел I возглавлял рыцарский Мальтийский орден, что для его кавалеров он велел возвести в Гатчине Приоратский дворец и в 1799 году подарил его рыцарям, о чем и царский указ был составлен.

Приорат – самое яркое доказательство российско-мальтийских связей. Однако сейчас в облике орденского замка эта связь не так зрима, как это было 100 лет назад. Ведь в царское время на его фасаде, обращенном к Черному озеру, висел государственный герб Российской империи времен Павла I – черный двуглавый орел с белым восьмиконечным мальтийским крестом на груди. На старых фотографиях Приоратского дворца его можно рассмотреть. Когда герб появился на стене, точно неизвестно. Ни в изначальных планах, чертежах архитектора Н.А. Львова, ни в его словесном описании дворца, герба с мальтийским крестом нет. Поскольку сотрудники Гатчинского дворцамузея послереволюционных лет посчитали, что композиционно эта деталь не связана с архитектурой здания, орел был снят, и судьба его в настоящее время нам неизвестна.

Мальтийский крест в гербе нашего государства появился по воле Павла в 1799 году. Правда, после его трагической смерти он был практически сразу оттуда убран. Гатчина сохранила этот эпизод в истории российской геральдики! На пьедестале памятника императору Павлу I на плацу перед Гатчинским дворцом можно видеть тот самый герб с восьмиконечным крестом.

Древний символ рыцарей сохранился с 1800 года также и в гербе Гатчины. В России существует еще только один город, который может похвастаться такой монаршей милостью, некогда оказанной Павлом Петровичем. Это город Павловск. Как и Гатчина, он был любимой загородной резиденцией царской четы. Поэтому, наверное, не удивительно, что император отметил именно эти два города мальтийским знаком.

Но, видимо, не только личная благосклонность Павла к Гатчине и ее жителям стала причиной пожалования мальтийского креста городскому гербу. Наш город был непосредственным участником мальтийской истории тех лет, местом действия важных, знаковых событий. Здесь император подписывал документы, значимые для ордена в тяжелые для него годы изгнания с острова Мальты. В Гатчину прибывали делегации европейских мальтийских кавалеров. Наконец, сюда были доставлены древние христианские святыни, принадлежавшие многие столетия рыцарям. Отныне мальтийские реликвии: десница Иоанна Предтечи, небесного покровителя ордена, частица Животворящего креста Господня и Филермская икона Божьей Матери – должны были пребывать в России и, мало того – в Гатчине, у нового гроссмейстера императора Павла I. В октябре 1799 года состоялось их освящение в церкви Гатчинского дворца.

Очевидно, поэтому на внешней стороне церковной стены, выходящей на плац, присутствовало изображение восьмиконечного креста. Внимательный «исследователь» сможет рассмотреть его на акварели А.Ф. Чернышева 1846 года, которая, кстати, находится сейчас в новой экспозиции третьего этажа Гатчинского дворца-музея. К слову, именно эта графическая работа побудила автора к данному небольшому исследованию. Дворец и церковь предстают на акварели Чернышева до перестройки, последовавшей через короткое время.

Мальтийские реликвии, впрочем, постоянно храниться должны были все же не в домовой церкви императорской фамилии. Для них предполагался задуманный Павлом монастырь Св. Харлампия. Его планировали возвести по проекту А.Д. Захарова в парке Сильвия, недалеко от Дворцовой Фермы. Смерть государя не позволили этому желанию осуществиться. Сохранился только проектный чертеж монастыря, на котором хорошо видно, что на колокольне и над дверным проемом помещены мальтийские кресты.

В настоящее время на месте предполагаемого расположения так никогда и не построенного Харлампиева монастыря стоит поклонный крест. Памятную доску на нем украшает восьмиконечный символ мальтийских рыцарей, а ее текст гласит, что поклонный крест «установлен в память принесения десницы святого Иоанна Предтечи в град Гатчину». Только речь тут идет не о 1799 годе, когда мальтийские реликвии впервые прибыли в Россию, а о 2006 годе. В июле того года десная рука Крестителя была доставлена в нашу страну из Черногории. Святыня побывала в крупных российских городах, и только небольшая Гатчина благодаря своей «мальтийской» истории стала в этом списке исключением.

Как реликвии, столетия хранимые рыцарями, а затем привезенные ими в Гатчину своему новому главе, оказались в Черногории? После смерти Павла I, российского императора и 72-го великого магистра Мальтийского ордена, они по какой-то причине остались в России и не были переданы новому главе организации. После торжественной встречи и освящения в Гатчине, святыни до 1917 года пребывали в придворном соборе Зимнего дворца, затем некоторое время в Москве, и, наконец, в 1919 году вновь оказались в Гатчине. В том же году тайно они покинули пределы России, таким образом, древние реликвии были спасены от изъятия и поругания большевиками. Эстония – Дания – Германия – Югославия – таков был путь, которые святыни проделали за 20 с лишним лет.

В 1993 году было объявлено, что десница Иоанна Крестителя и часть Животворящего Креста Господня пребывают в Черногории в действующем Цетинском мужском монастыре Рождества Пресвятой Богородицы. Филермская икона находится в историческом музее города Цетинье.

Хотя в царское время святыни Мальтийского ордена постоянно хранились в Петербурге, по просьбе гатчинцев, помнивших свою историю, сын Павла I император Николай I разрешил ежегодное перенесение реликвий в Гатчину на 12 дней – с 11 по 22 октября. Произошло это после освящения в 1852 году Павловского собора. Все дни пребывания мальтийских святынь в Гатчине собор был переполнен паломниками-богомольцами.

В настоящее время, несмотря на то, что и Филермская икона, и десница Иоанна Предтечи находятся в Черногории, празднование в честь их перенесения в Россию продолжается. По новому стилю оно отмечается 25 октября. В Павловском соборе Гатчины можно видеть список Филермской иконы Богородицы и живописную копию десной руки Крестителя, изготовленные священником храма Алексием Благовещенским, когда в годы Гражданской войны святыни покидали Россию. Символы древнего христианского духовно-рыцарского ордена можно обнаружить и в нашем православном Соборе Св. Апостола Павла.

Мальтийские восьмиконечные кресты встретит любой горожанин и гость Гатчины в стенах наших дворцов: на старинных портретах и картах, в предметах мебели и книгах. В Приоратском дворце с недавнего времени представлены две памятные медали – подарки 79-го великого магистра Мальтийского ордена Мэтью Фестинга. В октябре 2015 года, в день рождения 72-го главы ордена и российского императора Павла I, он посетил Гатчину.

Восемь лет назад в Приоратском дворце администрация Гатчины и представители Республики Мальты подписали договор о сотрудничестве на муниципальном уровне. На Мальте бережно хранят наследие рыцарей, которые 268 лет владели островом. Практически в любом городе вам покажут достопримечательности, связанные с орденской историей. Всего этого там действительно много, это, несомненно, ценно, но все же несколько обыденно. В России же история Мальтийского ордена зримо представлена только в Санкт-Петербурге и Гатчине.

Наш город, выросший из села Хотчино, превратившийся в императорскую резиденцию и ставший «колыбелью» российской авиации, в XXI веке Гатчина получила заслуженное звание «Города воинской славы» и, возможно, будет наукоградом. Но со всеми памятниками и «мальтийским» гербом ее по праву можно называть еще и мальтийским городом. В мире не так много подобных городов. Один из них автору довелось посетить в студенческие годы.

Учебная поездка в немецкий город Гейтерсгейм стала первым знакомством с историей Мальтийского ордена, о котором до этого у автора были весьма скудные познания. Посещение Гейтерсгейма, видимо, не осталось случайностью и просто одним из жизненных эпизодов: через восемь лет после той поездки автор стал сотрудником Гатчинского дворца-музея. В то время Приоратский дворец уже был отреставрирован и функционировал как музей. Знакомство и погружение в историю Мальтийского ордена продолжилось. Открывались интересные детали, в частности, связывающие историю двух городов.

Так, в 1800 году хозяин Гатчины, император Павел I пожаловал князю Гейтерсгеймскому Ринку фон Бальденштейну российский орден Св. Александра Невского. Князь фон Бальденштейн возглавлял в то время Великое приорство Германское – отделение Мальтийского ордена. Главная резиденция Германского приорства с XV века находилась в Гейтерсгейме. Несколькими годами раньше, после изгнания Ордена с Мальты Наполеоном, немецкие рыцари поддержали Павла I в его стремлении восстановить управление Орденом, сохранив все его законы, и в его желании взять всех «благонамеренных» рыцарей под свое верховное начальство (декларацию об этом Павел, кстати, подписал в Гатчине!). Тем самым Германское приорство способствовало последующему избранию Павла I главою спасенного им Мальтийского ордена. Уже один такой исторический факт сближает российскую Гатчину и немецкий Гейтерсгейм.

Два города с «мальтийской» историей и рыцарской символикой в гербах могли бы стать побратимами, наладив культурное и экономическое партнерство. И тогда, в дни визитов новых друзей из Гейтерсгейма, над мальтийским городом Гатчиной взмывал бы, как во времена императора Павла, орденский флаг!