Призвание – помогать людям

Призвание – помогать людям

В этом году исполняется 25 лет социальной службе Российской Федерации. Способность к сопереживанию, милосердие, доброта и терпение являются отличительными чертами характера сотрудников социальной службы всех уровней и подразделений. Поэтому «работой» их труд назвать сложно. Скорее, это призвание – помогать людям.


История становления социальной службы в России ведет отсчет с 1991 года, когда началось формирование новой российской модели социальной работы – переход от системы социального обеспечения к более широкому понятию – социальная защита. 26 декабря 1991 года был подписан указ президента страны «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения». Перечень профессий сразу же дополнился тремя новыми специальностями: «социальный педагог», «социальный работник», «специалист по социальной работе».

Следующий указ главы государства № 543 от 1 июня 1992 года предписывал органам исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с местными потребностями, приоритетными задачами и экономическими возможностями «содействовать созданию и укреплению территориальной сети учреждений нового типа социальной помощи различным категориям граждан».

В апреле 1993 года постановлением главы администрации г.Гатчины Станислава Богданова отдел социального обеспечения, который работал в Гатчине с 1987 года, был переименован в Комитет социальной защиты населения г.Гатчины, а впоследствии и Гатчинского района. В структуре Комитета тогда были: непосредственно сам комитет, Гатчинская межрайонная врачебно-трудовая экспертная комиссии (ВТЭК), отделение социальной помощи на дому (с первого января 1993 года).

В сентябре 1994 года было открыто отделение срочной социальной помощи, а через год появился Центр социального обслуживания населения г.Гатчины, который курировал работу двух отделений социального обслуживания на дому и отделение срочной социальной помощи.

В 1995 году открывается Центр социального обслуживания граждан Гатчинского района в пос. Кобрино, который в 2004 году вошел в состав объединенного Центра социального обслуживания граждан Гатчинского муниципального района. В 2006 году было открыто стационарное отделение временного проживания в пос. Кобринское, в 2009 году – в пос. Дружная Горка. Отделения предназначены для временного проживания граждан, нуждающихся в постоянной посторонней помощи.

На сегодняшний день Центр социального обслуживания состоит из пяти отделений социального обслуживания на дому, двух стационарных отделений временного проживания, службы срочного социального обслуживания, службы «Социальное такси», службы проката технических средств реабилитации.

Создание в октябре 2000 года реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Дарина» стал своеобразным ноу-хау в работе Гатчинского Комитета социальной защиты населения. Название центра происходит от двух слов: «ДАРИть НАдежду» – «ДАРИНА». В 2013-2014 годах впервые в центре «Дарина» прошли апробацию такие технологии, как «Иппотерапия», «Услуги на дому».

Помимо непосредственной помощи пожилым гражданам и инвалидам, руководители Комитета социальной защиты населения Гатчинского района решили пойти по пути «помоги себе сам» и открыли на базе центра в июле 2008 года «Школу третьего возраста» – в целях развития новых форм работы с пожилыми людьми, направленных на сохранение их социальной активности и физического благополучия. Это был первый опыт в Ленобласти.

С 2006 года для предоставления социальных услуг гражданам помимо муниципальных учреждений стали привлекаться негосударственные некоммерческие учреждения: Таицкий центр социально-диаконического обслуживания, профилакторий ДСК для реабилитации инвалидов, фонд многодетных, одиноких матерей, опекунов «Теплый дом».

В 2012 году для улучшения качества услуг службы «Социального такси» был приобретен специализированный автомобиль Ford Transit для перевозки людей с ограниченными возможностями.

В этом же году началось внедрение новой технологии социального обслуживания «Тревожная кнопка». В первый год пилотного проекта 150 жителей Гатчины получили возможность пользоваться услугами единого диспетчерского центра, нажав на любую кнопку специального мобильного телефона.

В 2012 году в структуре Комитета соцзащиты Гатчинского района был открыт отдел по ежедневному приему граждан в режиме «одного окна», в который были переданы функции по приему документов по 24 видам выплат и 8 видам мер социальной поддержки. Наш район стал одним из первых, где был внедрен этот опыт.

Еще одно нововведение, пионером которого стал Гатчинский район, – выездные приемные дни сотрудников Комитета соцзащиты в поселениях Гатчинского района. Ежегодно специалистами отдела принимается почти 40 тысяч человек, проводится 54 выездных приема в поселениях района.

В 2014 году в Центре социального обслуживания граждан открыла свои двери «Школа здоровья» для обучения родственников пожилых людей и инвалидов по уходу за ними на дому и оказанию первой медицинской помощи.

2015 год стал знаменательным для всей нашей страны в связи с празднованием 70-летия Великой Победы. Специалистами Комитета была проделана большая работа по сверке списков ветеранов Великой Отечественной войны. В торжественной обстановке были вручены юбилейные медали, поздравления и памятные подарки более чем четырем тысячам ветеранов.

В январе 2015 года у Комитета социальной защиты населения Гатчинского района появилось еще одно подведомственное учреждение – Центр социальной поддержки граждан города Гатчины, который возглавила Наталья Ермилова.

Таким образом, в Гатчинском районе выстроилась отлаженная система социальной защиты семей с детьми, граждан пожилого возраста и инвалидов с разной степенью самообслуживания.

Отдельно стоит рассказать о руководителях Комитета и подведомственных учреждений социальной службы Гатчинского района.

В 1965 году заведующей Гатчинским отделом социального обеспечения была назначена Александра Белозерова, которая проработала на своем месте 17 лет, вплоть до 1982 года. Отдохнув, Александра Егоровна вернулась в социальную сферу в 1987 году и проработала еще 14 лет заведующей отделением социальной помощи на дому, создав его одним из первых в Ленинградской области. Гатчинский отдел социального обеспечения возглавила Лидия Рослякова, проработавшая там 15 лет.

В 1997 году должность руководителя Комитета соцзащиты заняла Людмила Голубева, которая работала в отделении социальной помощи на дому, начиная с 1991 года. В июле 2011 года была назначена на должность председателя Комитета Нина Галашина. С 2013 года Комитет возглавляет Ирина Львович, которая работает в Комитете уже более 20 лет.

Директором Центра социального обслуживания Гатчины много лет работала Галина Балина, которую летом 2004 года сменила Зинаида Быстрова, в 2011 году директором центра стала Любовь Раимова, а в 2015 году – Виктория Ермакова.

Более 20 лет в Комитете социальной защиты населения Гатчинского района работают Ирина Растегаева, Елена Григорьева, Елена Иванова, Ольга Рудакова, Татьяна Мирошкина, Елена Яцук, Елена Фокина.

В Центре социального обслуживания граждан работают Людмила Филиппова, Людмила Телятникова, Елена Папшева, Светлана Гончарова, Маргарита Орлова, Ольга Иванова, Любовь Кулик, Галина Петришина, Марина Степанова, Светлана Суворова.

Почти 15 лет центр «Дарина» возглавляет Ольга Максимихина. Более десяти лет в центре трудятся Ольга Тимофеева, Татьяна Тараканова, Елена Лозовская, Елизавета Александрова, Валентина Лутова, Марина Волкова.

Все эти люди обладают уникальным даром психологов, которые не только умеют найти нужные слова для подопечных, но и выстроить доверительные отношения внутри коллектива, цель работы которого одна – протянуть руку помощи всем нуждающимся.

Сегодня на учете в Комитете социальной защиты населения Гатчинского района состоит свыше 150 тысяч человек (это более 60% численности населения района), ежемесячно осуществляется более 80 видов выплат 74,5 тысячам получателей, производится сбор документов для установления льготного статуса 20 категориям граждан, ежемесячно подведомственными учреждениями обслуживаются более 2000 человек.

В первую очередь за всеми этими цифрами и фактами стоят люди. Люди – неравнодушные, понимающие, с горячим сердцем и широкой душой.

Вот что говорят сотрудники социальной службы о своей работе:

Заместитель председателя Комитета социальной защиты населения Гатчинского района Елена Фокина: «Очень люблю свою работу, поэтому как пролетело более 20 лет, не заметила. Получаю большое удовлетворение, если удается оказать человеку своевременную помощь. Люблю и уважаю свой дружный, профессиональный, добросовестный коллектив. Помню всех, с кем работала все эти годы, кто сейчас находится на заслуженном отдыхе».

Заместитель директора центра «Дарина» Ольга Тимофеева: «Не только мы изменяем мир своей работой, но социальная работа делает нас добрее, терпимее. Социальная работа – это медаль. С одной стороны медали – добрые дела, радость клиентов, радость работников, с другой стороны – боль. Больно, когда не можем помочь, больно, когда маленькие дети страдают от родителей-алкоголиков. Для меня социальная работа – это необходимость души».

Заведующая стационарным отделением (приют) центра «Дарина» Анастасия Власова: «Каждый день мы подаем руку помощи людям, помогаем идти дальше по непростой дороге жизни, каждый день мы открываем наши сердца и души для того, чтобы прогнать одиночество и вселить в людей надежду и веру. Мы это делаем не потому, что это наша работа, а потому, что не умеем жить по-другому».

Ведущий специалист Комитета социальной защиты населения Гатчинского района Елена Иванова: «Работа в системе социальной службы требует от меня высокого уровня профессиональной подготовки, отличного знания законов социальной сферы, умения грамотно и доходчиво объяснять, чтобы граждане понимали все тонкости законодательства».

Социальный работник отделения социального обслуживания на дому №1 Любовь Кулик: «Я люблю свою работу за возможность проявить милосердие и доброе отношение к людям старшего поколения, оказывать помощь людям с ограниченными возможностями, просто одиноким людям, нуждающимся в добром слове и внимании».

Социальный работник отделения социального обслуживания на дому №5 Маргарита Орлова: «Профессия «социальный работник» – дело нелегкое, далеко не каждый может себя посвятить этому делу. Искренне люблю своих бабушек и дедушек, переживаю за них, они для меня стали уже родными. Знаю обо всех их проблемах и заботах, помогаю и поддерживаю их всегда. Если потребуется, в любую минуту приду на помощь».

Социальный работник отделения социального обслуживания на дому №4 Людмила Филиппова: «Социальная служба дарит пожилым людям надежду на завтрашний день, надежду и радость. Я отработала в социальной службе уже 28 лет и скоро сама приближаюсь к такому возрасту, когда мне потребуется помощь, очень хотелось бы и к себе такого же теплого и душевного отношения».

Подопечные Центра социального обслуживания населения, которые пользуются его услугами много лет, поздравляют своих соцработников с профессиональным праздником:

Нина Камагорская: «Благодарю Татьяну Хокконен и Ольгу Михайлову за отличное обслуживание, внимание и помощь, в которых мы так нуждаемся».

Лима Константинова: «Выражаю благодарность соцработнику Ирине Морозовой за ее хорошие, добрые отношения и заботу обо мне. Особенно за то, как она вкусно готовит и рассказывает последние новости».

Нина Васильева: «Спасибо Елене Беляковой. Вот уже 17 лет она ухаживает за мной. С ее приходом на душе становится теплее. Она вовремя приносит продукты из магазина, меряет давление. Спасибо Леночке за ее усердный труд, постоянную заботу о нас – стариках. Успевает навестить всех, а у нее всегда не меньше 10 человек».

Лилия Николаевна Мамаева: «Благодарю Ольгу Иванову за прекрасное обслуживание и большое внимание к моему здоровью. Эта чудесная женщина приносит много радости. Она помогает по дому (приносит воду и дрова), приносит лекарство, вовремя вызывает врача».

Лариса Сергеевна Богданова: «Хочу выразить огромную благодарность Нине Ахметовой за добросовестный труд, уважение, чуткость, понимание и искреннее желание помочь, умение выслушать и дать нужный совет. Она очень добрый и отзывчивый человек. Сопровождает меня в больницу, затрачивая большое количество личного времени. Ее забота и внимание помогают почувствовать крепкое плечо и опору. Побольше бы таких людей».