Джаз под дождем

Джаз под дождем

В прошлые выходные любители живой музыки получили возможность познакомиться с новым проектом музея-заповедника «Гатчина», осуществленным в рамках 250-летия Гатчинского дворца. На протяжении целых двух дней, 6 и 7 августа, в Гатчинском парке звучал джаз в исполнении лучших музыкальных коллективов Санкт-Петербурга.


Во время первых в Гатчине «Джазовых выходных» Дворцовый парк снова показал свои неограниченные возможности в плане представления различных стилей музыкального искусства в формате опен-эйра. И на этот раз выбор организаторов был на очень высоком уровне. На четырех площадках Гатчинского парка – у портала «Маска», у Адмиралтейства, на территории «Турецкой палатки» и в Амфитеатре – выступили настоящие «звезды» петербургского джаза.

Местом встречи с музыкантами знаменитого джаз-квартета Ars Nova под управлением джазового пианиста и композитора Петра Корнева стал портал «Маска» у Березового домика. На площадке у Адмиралтейства 6 августа выступали талантливые музыканты из «Джаз классик трио», а вместе с ними играло и пело джаз «новое поколение» – восходящие звезды джазовой сцены. На следующий день на этой же площадке выступила замечательная петербургская вокалистка Яна Радион со своей программой Tribute to Bossa Nova по произведениям бразильского композитора Антонио Карлоса Жобима.

Настоящим событием для поклонников джаза стало выступление на месте существовавшего в XVIII веке павильона «Турецкая палатка» знаменитого оркестра Jazz Philharmonic Orchestra под управлением саксофониста Кирилла Бубякина. Музыканты исполнили композиции из репертуара знаменитых джазовых оркестров и оригинальные оранжировки джазовых стандартов.

На четвертой площадке фестиваля – в Амфитеатре – вечером 6 августа звучал классический блюз в исполнении музыкантов Atomic Jam Band (основатели коллектива блюзмен Дон Хикарам и амстердамский барабанщик Анатолий «Atomic» Смирнов). 7 августа здесь же прошел концерт одного из старейших ансамблей традиционного джаза, легендарного Ленинградского диксиленда под управлением Олега Кувайцева.

Маршрут фестиваля был выстроен таким образом, чтобы, прослушав один небольшой концерт, гости парка могли, не торопясь и любуясь видами, фланировать к следующей площадке, за очередным музыкальным событием.

Кстати, благодаря джазу, многие горожане, наконец, узнали, где находилась так называемая Турецкая палатка, возведение которой относят ко второй половине XVIII века. Именно тогда, на большой круглой поляне неподалеку от Дворца, на одной оси с павильоном Венеры, но по другую сторону Белого озера, был построен деревянный павильон, имитировавший восточный шатер. В те времена это сооружение использовалось для отдыха и трапез. В 1920-х годах оно прекратило свое существование, а вот память о нем осталась, хотя бы в названии этого места – Турецкая площадка. В советские годы на Турецкой площадке была построена эстрада, звучала музыка, устраивались танцы. По сути, Дворец, в честь своего юбилея преподнес гатчинцам еще один подарок, вернув городу память о Турецкой палатке и попытавшись воссоздать на этом месте атмосферу, которая царила здесь десятки, а то и сотни лет назад.

Главная «изюминка» в джазе, как известно, – удачная импровизация, раздвигающая рамки звучания привычных классических инструментов порой до бесконечности. В эти дни в Гатчинском парке, казалось, сама погода импровизировала вместе с музыкантами – солнце время от времени сменялось ненавязчивым дождиком, дождь – мягкой пасмурностью неба. И люди, пришедшие послушать хорошую музыку, явно радовались тому, как плавно и гармонично происходят эти перемены – потому что это тоже был джаз…

«Джазовые выходные», несомненно, стали знаковым событием в культурной жизни Гатчины. Станет наш город административной столицей Ленинградской области или нет – вопрос пока открытый. Но ряд событий текущего юбилейного для Дворца года показывает, что у Гатчины есть все основания претендовать на то, чтобы стать, по крайней мере, культурной столицей региона. А почему бы и нет, если все к этому располагает? «В парке идет дождь, но, между тем, к югу от реки ты останавливаешься и замираешь: джаз-бэнд играет «Дикси» на две четверти…», как пели в свое время «Dire Straits»…